На смерть премьера
Кто не знает или забыл, приближается 4 ноября, годовщина убийства премьер-министра Израиля Ицхака Рабина. Про дни рождения Зеэва Жаботинского или Давида Бен-Гуриона израильская левая пресса молчит, зато к смерти Ицхака Рабина пресса и общественность готовятся. Помню, в первые годы после убийства в светские школы израильские входить было, ну, как дважды в одну и ту же […]
Кто не знает или забыл, приближается 4 ноября, годовщина убийства премьер-министра Израиля Ицхака Рабина. Про дни рождения Зеэва Жаботинского или Давида Бен-Гуриона израильская левая пресса молчит, зато к смерти Ицхака Рабина пресса и общественность готовятся.
Помню, в первые годы после убийства в светские школы израильские входить было, ну, как дважды в одну и ту же реку. Уголки Рабина, выставки детского рисунка, посвященные Рабину, изучение наследия Рабина. Это в одной школе, в кибуцной. В другой, городской школе, прямо напротив входа висел портрет Рабина, под ним стол стоял, накрытый белой скатертью, со свечой и цветами, что живо напомнило мне алтарь в католической церкви, хотя вряд ли училкам такая ассоциация приходила в голову. И о дедушке Ленине с Фанни Каплан они тоже ничего не слышали. В Израиле на роль Фанни Каплан назначили студента Игаля Амира, да он и сам не отрицал своей решающей роли, даже если скептики в этом сомневались.
В самом деле, как удалось студенту-одиночке просидеть в кустах в стерильной зоне четыре часа и не сделать ничего в эти самые кустики, какими патронами он потом стрелял – холостыми или боевыми – уже не скажет никто, как и не объяснит, почему водитель премьерского лимузина целых полчаса катался по всему городу в поисках дороги к ближайшей больнице, хотя от места трагедии – площади Царей Израиля – до больницы Ихилов пешком всего 15 минут. Но вопрос сейчас не о том.
Речь пойдет о наследии Рабина и о его грандиозных планах, которые оборвала смерть премьера. Планы у него были грандиозные. Кто-то говорил, что они были подсказаны ему Шимоном Пересом, и сам бы он до такого не додумался, но договор Осло был подписан при нем, и от Нобелевской премии Рабин не отказался. А пресса израильская в те дни с жаром обсуждала вопрос, что лучше сделать – отдать Ясиру Арафату Иудею, Самарию и сектор Газы – или же подарить Хафезу Асаду Голанские высоты. Того, что Голанские высоты легли на стол переговоров, не скрывал никто.
Жители Голанских высот, поверившие обещаниям Рабина, устраивали массовые демонстрации, а тот им в ответ бросал: «Крутитесь, как пропеллеры».
Нетаниягу тоже рассматривал вопрос сдачи Голанских высот, но совсем тайно, а пришедший ему на смену Эхуд Барак вел с Хафезом Асадом переговоры в открытую. Эхуд Барак был готов войти в историю семимильными шагами. Для начала он ушел из Южного Ливана, пообещал Ясиру Арафату уйти не только из Иудеи и Самарии, но и из Иорданской долины. Порядком струхнувший от такой перспективы Ясир Арафат немедленно начал террористическую войну, а по Израилю опять прокатилась волна протестов против ухода с Голанских высот. «Народ с Голанами», если кто помнит.
Мудрый Хафез Асад предпочитал статус-кво без Голанских высот, но с Ливаном, где он хозяйничал, как в своем поместье. Поэтому он потребовал полного отступления к линии прекращения огня 1949 года с выходом к Кинерету. Эхуд Барак понял, что этот вариант не пройдет, так как передача Голан должна была утверждаться на всенародном референдуме, и дал отбой. А вскоре отбой дали и самому Эхуду Бараку.
Это не мешало левому лагерю произносить время от времени пламенные речи о том, что Барак был в нескольких километрах от достижения мира с Сирией, и переговоры следует возобновить. Тем более, что у власти теперь находится молодой президент, интеллигентный врач-офтальмолог, который смотрит на Запад, а не на Восток. Однако премьер-министр Ариэль Шарон считал более перспективным «палестинское» направление с зачисткой от евреев сектора Газы, и переговорами с Сирией голову себе не морочил.
Его преемник Эхуд Ольмерт, напротив, был готов сдать Голаны. На недоуменные вопросы президента Джорджа Буша младшего он отвечал, что ценой Голанских высот можно уничтожить «ось зла», оторвав Башара Асада от Ирана и «Хизбаллы». Буш младший не верил. Зато Бараку Обаме идея понравилась, и он ее горячо поддержал, но тут, как назло, всплыли коррупционные дела Эхуда Ольмерта, и переговоры он уже вел исключительно с адвокатами и прокуратурой.
Вряд ли уже кто вспомнит сейчас апокалипсические сценарии и профессиональные анализы разных специалистов, включая представителей армии и разведки, не говоря уже о политиках. Они сейчас помалкивают и говорят, что их рекомендации «были вырваны из контекста».
Точно как Госдепартамент сейчас утверждает, что высказывание госсекретаря Джона Керри о том, что отсутствие «мирного соглашения» Израиля с ПА способствовало возникновению «Исламского государства», вырвано из контекста. Господин госсекретарь много чего говорил. Например, о том, что отсутствие соглашения приведет к насилию. Он утверждал, что не занимался подстрекательством, а всего лишь рисовал гипотетический сценарий, но вот арабское население Иудеи и Самарии восприняло его слова буквально, как оказалось.
Собственно, эти события показывают, что и израильские левые политики, не говоря уже об ангажированных журналистах, и американские «специалисты» по Ближнему Востоку в своих политических построениях руководствуются чем угодно, но только не здравым смыслом.
У части «полезных идиотов» идеология превалируют над фактами, и они вполне искренне убеждают себя, что с драконом можно договориться, если его хорошо покормить. Однако есть и более серьезные деятели, заигравшиеся в совместный бизнес, замешанный на нефтедолларах. Тут могут быть и совместные предприятия, и личная дружба, и подкормка так называемых «некоммерческих организаций» в Израиле из той же нефтяной скважины, но по каналам Евросоюза.
Нынешний президент США вполне сознательно организовал «арабскую весну» и сделал ставку на «умеренное» «Мусульманское братство», а забеспокоился он только тогда, когда в Ираке полетели головы в прямом смысле, да еще и накануне выборов в Конгресс и Сенат.
Это уже просто черная неблагодарность со стороны братьев-мусульман. И Барак Обама был вынужден, скрепя сердце, отдать приказ о начале бомбардировок позиций «Исламского государства». Правда, бомбардировки какие-то жидкие получаются, исключительно ради пиара, как метко заметил премьер-министр Турции.
Монстр «арабской весны», созданный Белым домом и Госдепом, вышел из под контроля. Решение об оказании помощи сирийским «повстанцам» было принято с большим опозданием, когда помощь оказывать уже фактически некому. «Фронта освобождения Сирии» как такового не существует, а есть полторы тысячи разрозненных вооруженных формирований, занятых мародерством и насилием. Половину территории Сирии контролирует Башар Асад, треть – «Исламское государство», и еще 20% – другие джихадистские организации, связанные с «Аль-Каидой», такие, как «Джабхат Аль-Нусра». Неджихадистские группировки контролируют не более пяти процентов территории Сирии, и именно им Белый дом собирается оказывать военную помощь.
Если бы хоть одному из израильских премьер-министров удалось подписать с Сирией соглашение об отступлении с Голанских высот, то сейчас бы террористы «Аль-Каиды» и «Исламского государства» мыли бы сапоги в Кинерете.
Ни для кого не секрет, кто кровавый конфликт в Сирии и Ираке возник при прямой поддержке Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара, так как они были заинтересованы в установлении в этих странах суннитских режимов. И после этого Саудовская Аравия выступает с так называемой «арабской инициативой» по урегулированию арабо-израильского конфликта, и Белый дом эту инициативу поддерживает.
Белый дом всегда выступал за политическое урегулирование ближневосточного конфликта, хотя этим конфликтом он упорно называл ненависть арабов к евреям. В Ираке Вашингтону была предоставлена прекрасная возможность показать, как нужно разрешать конфликты политическим путем. 170 тысяч солдат, миллиарды долларов, лучшие дипломаты и генералы, но все соглашения, заключенные накануне вывода американских войск из Ирака, начали разваливаться буквально на глазах.
Как пишет американский политический обозреватель Фарид Закария, «это не та часть мира, где работают разделение властей и плюрализм – за исключением Ливана, да и там это произошло после 15 лет кровопролитной гражданской войны, когда был убит каждый 20-й житель страны».
Если Джон Керри пытается скрыть свои провалы, выкручивая руки Израилю, то в контексте ближневосточных реалий ему следует культурно посоветовать заниматься решением тех проблем, в которых он компетентен.
И тот же совет нужно дать израильской левой бражке.
Нас постоянно запугивали катастрофическими последствиями срыва мирных переговоров с Сирией. Как выяснилось, катастрофа наступила бы вследствие ухода с Голанских высот, а не наоборот.
Сейчас те же самые аналитики запугивают нас «международной изоляцией», «гневом США», «демографической катастрофой», если мы не подарим террористам ХАМАСа и ФАТХа Иудею, Самарию и Иорданскую долину. Вот если подарим, то сбудется мечта Джона Керри и его хозяина – террористы «Исламского государства» прекратят отлавливать американских журналистов, а объявят себя «палестинскими беженцами» и устремятся в Землю Израиля резать головы евреям.
Виктория ВЕКСЕЛЬМАН