Фантастический концерт
Дэвис Симфони Холл обычно предлагает программы чрезвычайно высокого уровня, но случаются концерты, выделяющиеся даже на этом фоне своей нестандартностью, проникновенностью, поэтичностью и техническим совершенством. Одна из таких программ прошла совсем недавно: французская музыка, французский виолончелист, французский дирижёр (правда, уроженец Швейцарии) и (в соответствии со сложившимися стереотипами) французское же изящество. Программа включала Фантастическую симфонию Гектора […]
Дэвис Симфони Холл обычно предлагает программы чрезвычайно высокого уровня, но случаются концерты, выделяющиеся даже на этом фоне своей нестандартностью, проникновенностью, поэтичностью и техническим совершенством. Одна из таких программ прошла совсем недавно: французская музыка, французский виолончелист, французский дирижёр (правда, уроженец Швейцарии) и (в соответствии со сложившимися стереотипами) французское же изящество.
Программа включала Фантастическую симфонию Гектора Берлиоза и концерт для виолончели с оркестром («A Whole Distant World…») Анри Дютилье (Henri Dutilleux). Дирижировал Шарль Дютуа (Charles Dutoit), солировал тридцатилетний виолончелист Готье Капукон (Gautier Capucon).
Концерт был заказан Мстиславом Ростроповичем, сочинён в 1968 -1970 годах и посвящён ему же. Он же стал первым исполнителем этого сочинения. Произведение было существенно переработано в 1988 году. В Сан-Франциско концерт был исполнен впервые в апреле нынешнего года. Произведение состоит из пяти частей. Части первая, третья и пятая выглядят более стройными, ритмически определёнными и строгими, тогда как вторая и четвёртая полны недоговорённостей, загадочности. Дирижёр, солист, оркестр проявили полное взаимопонимание и взаимную увлечённость. Исполнение завораживало своей прозрачностью, местами – причудливостью, местами – чувственностью, и часто –возвышенностью.
Этот концерт – подлинный шедевр Анри Дютилье, с необыкновенным мастерством использовавшего, кажется, все возможности отдельных инструментов и их различных комбинаций. Мечтательность, сменяющаяся решительностью, а затем снова увлекающая слушателей к небесам. Оркестровое письмо просто великолепно. Пленительна фразировка и чрезвычайно изящны контакты виолончели с другими инструментами. Но это уже и о солисте, выдающемся музыканте Готье Капуконе. Прекрасный звук виолончели, утончённое мастерство, глубокое понимание стиля всего произведения в целом и его отдельных частей и умение претворить это понимание в жизнь знаменуют появление на сцене ещё одного музыканта мирового экстра-класса.
Это не первая встреча виолончелиста с сан-францисской публикой. В ноябре 2009 года он исполнял здесь Виолончельный концерт Шумана. Дирижировал Семён Бычков. Ночью накануне первого выступления скорая помощь увезла Готье в больницу, где он перенёс операцию по поводу аппендицита. Было ясно, что его дебют в Сан-Франциско не состоится. И действительно, в первый после операции вечер он не принимал участия в концерте. Но уже на следующий день он был на сцене! Подобная самоотверженность присуща многим артистам, но далеко не всем.
Виолончелист часто выступает в ансамбле со своим братом Рене, скрипачом. Готье женат, его дочери ещё не исполнилось двух лет.
Ныне живущий девяностопятилетний композитор Анри Дютилье вырос в семье со славными художественными традициями. Старшие поколения этой семьи, композиторы, музыканты и художники, тесно общались в домашнй обстановке со своими друзьями, такими, как Коро, Делакруа, Форе, Руссель и другими. Анри получил прекрасное музыкальное образование и обладает необычайным трудолюбием, но список его сочинений сранительно невелик, что объясняется необычайной требовательностью композитора к себе и своему творчеству. Каждое произведение он сочиняет долго и мучительно, по многу раз переделывая его. В результате большинство его сочинений становятся шедеврами, получают повсеместное признание, завоёвывают многочисленные призы и другие награды и интенсивно исполняются. Дютилье называют одним из лучших современных композиторов. Но, как известно, нет пророков в своём отечестве.. Говорят, что во Франции он пользуется значительно меньшей популярностью, чем за её пределами.
Но вернусь к концертной программе. Пятичастная «Фантастическая симфония» исполнялась во втором отделении. Двадцатисемилетний Берлиоз завершил симфонию, которая стала квинтэссенцией музыкального романтизма. Автор вложил в это произведение всю страстность и порывистость своей натуры. Во время работы над симфонией композитор был безумно влюблён в одну из актрис, не подозревавшую о его чувствах. Затем он был отвергнут, однако вскоре после премьеры симфонии они поженились, но брак их распался примерно через год. События и переживания этого времени нашли косвенное отражение в содержании и эмоциональном характере этой симфонии.
«Фантастическая симфония» стала одним из первых образцов программной музыки. Вкратце программа выглядит следующим образом: Молодой музыкант, впервые увидев женщину своей мечты, страстно и безнадёжно влюбляется в неё. В какие бы обстоятельства он ни попадал, образ любимой не оставляет его и не приносит покоя его душе. Оказавшись вечером на природе, герой обретает некую надежду и душевное успокоение, но надежда и сомнения идут рука об руку. Осознав, что его любовь безответна, герой, пытаясь покончить с собой, принял опиум. Но доза оказалась недостаточной; он не погибает, а погружается в сон, сопровождающийся кошмарами. Ему грезится, что он убил любимую женщину и осуждён, его ведут на эшафот, и он становится свидетелем своей собственной казни. Часть пятая, последняя: шабаш ведьм. ОНА появляется и присоединяется к шабашу.
Понятно, что подобная программа не должна сковывать воображение слушателя. Каждый может создать свою собственную целостную интерпретацию симфонии, а может и просто наслаждаться её музыкальными красотами, не утруждая себя излишними умствованиями.
Сан-Франциско Симфони и дирижёр Дютуа проявили такое единодушие и исполняли программу с таким видимым удовольствием, которые не могли не принести плоды. Это было выдающееся исполнение, одухотворённое, логически и эмоционально выверенное, Дютуа дирижировал без партитуры, чётко и искусно показывая оркестру все необходимые детали сочинения, а оркестр, испытывая полное доверие к маэстро, с готовностью следовал всем его указаниям. Очень интересно и с большим мастерством показана градация настроений героя: от томления и смятения души – к появлению первого чувства – к осознанию любви – к всепоглощающему торжеству любви – в первой части симфонии.
Вторая часть, сцена бала, исполняется на фоне хорошо знакомого вальса. Она исполняется с большой ритмической свободой и с некоторыми «придыханиями», что вызвало критические замечания многих рецензентов. Позволю себе не согласиться с их мнением: этот вальс не является самостоятельным концертным номером, а служит лишь цели воспроизвести атмосферу бала и тревожные и радостные надежды героя. С этими задачами Берлиоз и музыканты справились наилучшим образом. Столь же успешно были исполнены и остальные части симфонии.
Шарль Дютуа – главный дирижёр Филадельфийского оркестра и артистический директор и главный дирижёр Лондонского Королевского Филармонического оркестра. До этого он возглавлял многие другие знаменитые коллективы, включая симфонический оркестр Монреаля, которым руководил в течение 25 лет. Впервые выступил с Сан-Франциско Симфони в 1985 году, приезжал и с другими оркестрами, а в предпоследний раз выступал с СФ Симфони в феврале 2010 года. Родился он в Лозанне в 1936 году. Один из крупнейших современных дирижёров.