Он был Солдатом
Погиб Александр Лебедь. Так не хотелось верить этому в момент, когда известие дошло до нас. Не хочется верить и сейчас. Этого человека, как мне кажется, уважали не только друзья, но враги. Мне не довелось лично знать Александра Ивановича в то время, когда он был командующим 14-й российской армией, базирующейся в Молдавии, в Тирасполе. Его назначение […]
Погиб Александр Лебедь. Так не хотелось верить этому в момент, когда известие дошло до нас. Не хочется верить и сейчас. Этого человека, как мне кажется, уважали не только друзья, но враги.
Мне не довелось лично знать Александра Ивановича в то время, когда он был командующим 14-й российской армией, базирующейся в Молдавии, в Тирасполе. Его назначение на этот пост совпало с военными действиями, ведущимися между Кишиневом и Тирасполем, поэтому договариваться об интервью с ним было практически невозможно. Но те, кто жил в Молдавии в начале 90-х годов, знают этого человека по его действиям.
Генерал Лебедь был назначен в 14-ю армию после того, как молдавские националисты и подстрекаемые ими толпы, никем не сдерживаемые, устраивавшие дебоши на улицах Кишинева, в редакциях газет, часами митинговавшие на площадях под лозунгами типа «Русских – за Днестр, евреев – в Днестр», перешли к открытой конфронтации: грабили склады оружия 14-й армии, брали в заложники детей и жен офицеров. Командовавший в то время генерал Ненашев без конца издавал какие-то указы, предупреждения, и каждое новое было «последним». И каждый раз на это «самое последнее, строгое» предупреждение никто не обращал внимания. Продолжались бесчинства, похищения людей, разворовывалось оружие.
Вскоре после назначения генерал Лебедь выступил с очень короткой речью-обращением по молдавскому телевидению, предупредив, что не допустит противозаконных действий. Весь город на следующий день повторял его слова, направленные в адрес командования российской армией: «Хватит ходить, как козлы за морковкой в огороде». Это значило: хватит потакать злу и тем самым поощрять его на новые «подвиги». Сама его внешность, жесткая манера говорить, сидеть, его поза и выражения произвели своего рода шок. Но, очевидно, и этого было недостаточно, потому что, избалованные попустительством генерала Ненашева «вояки» на правой стороне Днестра, решив, что это очередное 1001 предупреждение, продолжали стягивать силы на Кицканский плацдарм и даже начали постреливать по Тирасполю, наплевав на все предупреждения. (Ситуация легко узнаваемая по Ближнему Востоку, не правда ли?)
Они недооценили слова и полномочия генерала Лебедя. То, что он сделал на Кицканском плацдарме – было страшно: орудия перепаханы вместе с людьми. Но фашиствующие националисты в Кишиневе все поняли, и поняли правильно. Все террористы, все фашисты и человеконенавистники очень хорошо понимают один интернациональный язык – силы. Все остальные языки интерпретируются ими как поощрение их действий. Если бы все это понимали, если бы понимали, что любое проявление человечности и гуманизма воспринимается бандитами как слабость, возможно, и конфликту на Ближнем Востоке подошел бы конец.
Несколько дней назад появилась в «Новом русском слове» довольно резкая статья о генерале. Журналисту не нравилась решительная жесткость генерала, его внешность, даже пальцы – совсем не как у пианиста, – вызвали едкую усмешку у человека, который наверняка сам в окопе не сидел и теоретизировал, сидя за письменным столом скорее всего в месте, далеком от боевых действий. А где сказано, что руки генерала-десантника должны быть такими, как у пианиста?!
Да, в Молдавии именно генералу Лебедю удалось остановить большую кровь. И люди ему за это бесконечно благодарны. Уже во время относительного перемирия нам удалось съездить к родным в Тирасполь и побольше узнать о нем от тех, чьи мужья или сыновья служили в 14-й армии (она кадрированная) и кто меньше всего мог бы идеализировать его. Что они говорили? Да, он жесткий человек, но – очень храбрый и мужественный, и очень неглупый. Он жалел солдат-мальчишек и не бросал их под пули в Афганистане просто для того, чтоб получить очередное звание или звезду, завоевав никому не нужную деревню. Он был честным человеком, не брал взяток тогда, когда все вокруг стремительно обогащались. Он не боялся посмеяться над собой. Помню, как-то в телеинтервью он со смехом сказал про свой «лоб питекантропа». Многие ли из нас умеют это? Люди к нему очень хорошо относились, его искренне уважали. Да, он не был политиком по всей видимости. Не всем дано разбираться в придворных хитростях и участвовать в схватке бульдогов под ковром. Он был Солдатом российской армии – в лучшем и настоящем смысле этого слова.
… Давайте помянем Александра Лебедя – солдата, мужа, отца, патриота своей страны.
И пусть российская земля будет пухом сильному и бесстрашному человеку, который так много сделал для всех нас. Спасибо вам, генерал!
Жанна Сундеева