Привет из Найроби
Всякое крупное событие разрушает одни мифы и порождает другие. Теракт в Кении перечеркнул попытки некоторых, как говорится, кругов, объявить терроризм явлением без роду-племени. У террористов, мол, нет религии. Оказалось – есть. И настолько есть, что они в торговом центре Найроби фильтровали заложников именно по конфессиональному признаку. Что же касается нового мифа, то с этим пока […]
Всякое крупное событие разрушает одни мифы и порождает другие. Теракт в Кении перечеркнул попытки некоторых, как говорится, кругов, объявить терроризм явлением без роду-племени. У террористов, мол, нет религии. Оказалось – есть. И настолько есть, что они в торговом центре Найроби фильтровали заложников именно по конфессиональному признаку.
Что же касается нового мифа, то с этим пока не все понятно – четких доказательств того, что среди боевиков есть американцы и европейцы, до сих пор нет. Впрочем, если таковые и объявятся, то окажутся они, скорее всего, как теперь принято говорить, выходцами из стран Азии и Северной Африки.
Надо сказать, что террористы, захватившие торговый центр, вовсе не скрывают своей торговой, так сказать, марки, они в лучших рыночных традициях ведут агрессивный маркетинг, рекламируют себя и свою деятельность через Твиттер. Сразу же выяснилось, что это сомалийская «Аш-Шабаб», что кенийцам она мстит за участие этой страны в антитеррористической кампании, проводимой властями Сомали, и что она намерена и впредь делать это до тех пор, пока Кения не выведет свои войска из Сомали. Кроме всего прочего, данная организация, как она сама об этом сообщила еще в прошлом году, входит в структуру «Аль-Каеды»
Несмотря на устранение бен Ладена, эта всемирная террористическая сеть продолжает привлекать к себе внимание мировой, как принято выражаться, общественности. То в интернете появляется аудиозапись одного из ее функционеров, то на каком-нибудь из сайтов выкладывают чье-то видеообращение. И сразу же начинается ажиотаж – экспертные службы соревнуются друг с другом в том, кто скорее идентифицирует голос, кто подтвердит идентичность видеоряда. И никто, к сожалению, не задумывается над тем, что каждую минуту, потраченную на эти псевдоаналитические действия, можно было бы использовать для реального противодействия угрозе, тяжесть которой, похоже, еще никто не осознал.
По состоянию на вечер вторника во время теракта в торговом центре Найроби было убито до семидесяти человек, ранено около трехсот. Это много даже для Африки. И пора уже тем, кто, как считается, отвечает за состояние дел в мире, то есть руководителям развитых стран, а также Организации Объединенных Наций задуматься над перспективами.
В Сомали уже в течение почти двадцати лет нет центрального правительства. В постоянных столкновениях гибнут люди. В ООН считают, что половина населения страны голодает.
Все это происходит из-за того, что в Сомали за власть борются переходное правительство и исламские вооруженные группировки. Наблюдатели говорят, что без кадровой и материальной поддержки со стороны «Аль-Каеды» эти группировки не продержались бы и года.
Собственно говоря, для того, чтобы сделать подобный вывод, не надо быть специалистом. Достаточно просто внимательно следить за ситуацией. Так, МИД Эфиопии давно уже предупреждал мир о том, что в Сомали воюют люди «Аль-Каеды». И точно так же, как очевидно здесь присутствие исламистов, очевидно, что после Сомали наступает очередь других стран, прежде всего, соседних.
Еще несколько лет назад руководитель эфиопского МИДа заявлял: «Мы должны покончить с иллюзией, что война идет между самими сомалийцами. Эту страну постепенно захватывают иностранные боевики, которые не скрывают, что их цель – вовсе не Сомали, их задачи значительно шире».
Что делает в этих условиях мировое сообщество? Ровным счетом ничего. По-прежнему считается, что идет «обыкновенная» гражданская война. Что одна сторона добивается в этой войне очевидного успеха. Ну что ж, говорят в мире, если они побеждают, значит на их стороне не только сила, но и правда. А это – сторона «Аль-Каеды».
Но есть и еще один ракурс, под которым некоторые наблюдают эволюцию «Аль-Каеды». И мы должны его рассмотреть.
В течение последних десятилетий, когда левая мысль начала превалировать над всеми остальными мировоззрениями Европы, да и Америки тоже, особенно характерным для общественного мнения, и я бы даже сказал, заразным, стало убеждение в том, что, во-первых, «Аль-Каеда» не столь опасна, как это кажется, а во-вторых, что эта группировка, на самом деле, является не более, чем креатурой американских спецслужб, которые первоначально предназначали ей роль главного сдерживающего фактора против коммунистического проникновения в Азию через Афганистан.
Что ж, не будем спорить. Фактов на руках у нас нет, а и были бы – факты всегда можно использовать применительно к тем условиям, в которых совершались те или иные действия, заинтересовавшие историков. Да, есть версии о том, что «Аль-Каеда» на начальном этапе своего существования получала поддержку со стороны США. Это было время войны в Афганистане, когда любой, даже самый малый, успех с той или другой стороны, как казалось, мог вызвать обвал на исторической сцене. Противостояние между США и СССР было столь масштабным, что обе стороны лихорадочно искали новые дополнительные средства для того, чтобы вызвать коренной перелом в войне. Однако, даже в том случае, если США действительно приложили руку к созданию «Аль-Каеды» для противостояния Советам, шумиха о том, что нападение на башни в Нью-Йорке, совершенное людьми из «Аль-Каеды», было запланировано спецслужбами США, не выдерживает никакой критики. История знает много случаев, когда некие силы, созданные для определенных целей, выходили из-под контроля своих создателей. Для того, чтобы не уходить далеко за пределы того культурного контекста, в котором мы с вами, уважаемые читатели, находимся, можно упомянуть лишь один из таких примеров. Как известно, режим Джохара Дудаева получил вооружение вполне легитимно. Этот режим нужен был новым российским руководителям для того, чтобы нейтрализовать просоветски настроенные органы власти, находившиеся в Грозном. Не думаю, что кто-то мог в то время предположить, что этот режим впоследствии выйдет из-под контроля Москвы и начнет жить согласно собственной логике, ничего общего не имеющей с задумками людей из столицы России. Но так случилось. Это вовсе не означает, что все акции, которые предприняли впоследствии чеченские сепаратисты, были спланированы в Москве.
Но это не означает и того, что чеченскому сепаратизму не должна была даваться должная оценка. Это явление действительно было опасным для российской государственности, какой она видится Кремлю. Точно так же и «Аль-Каеда», пусть эта организация и была создана в свое время для противодействия СССР в Афганистане: после того, как вышла из-под контроля своих создателей, она стала опасной для самого существования США, и это вызвало вполне определенную реакцию со стороны американской государственной власти.
Надо сказать, что «Аль-Каеда» оказалась опасной не только для США, но и для всего западного мира.
Оставив на время в стороне Европу и Америку, «Аль-Каеда» сосредоточилась ныне на завоевании позиций в Азии и Африке. И добилась здесь известных успехов, что подтверждают и сообщения из Кении. Захват азиатских и африканских плацдармов даст «Аль-Каеде» ключи от всего мира, и тогда злорадные высказывания в адрес США, что, мол, сами во всем виноваты, могут стать последними
свободными высказываниями, которые представители левых имели возможность делать. Потому что даже самые левые – они все же не мусульмане, и после создания всемирного халифата, за что и воюет «Аль-Каеда», им придется выбирать одно из двух – либо погибнуть, либо принять те правила игры, которые предложит ислам. И в этих правилах ничего не будет сказано о свободе бесконечной игры в бисер, которой левые развлекаются с того самого момента, когда было сказано, что можно отдать жизнь за то, чтобы их противник мог говорить все, что он хочет.
Всем им привет из Найроби. От соратников бен Ладена.
Сергей ВОСКОВСКИЙ