Новые три тенора?
Issue #774 Недавно в Herbst Theatre состоялся гала-концерт участников Adler Fellows Program – двухгодичной стажёрской программы при Сан-Францисской Опере. Выступали одиннадцать вокалистов из двенадцати. Основанная в 1977 году и названная в честь генерального директора Оперы Курта Херберт Адлера, знаменитая программа способствовала успешному восхождению многих ныне именитых певцов и певиц. Будущие стажёры выбираются очень тщательно из […]
Issue #774
Недавно в Herbst Theatre состоялся гала-концерт участников Adler Fellows Program – двухгодичной стажёрской программы при Сан-Францисской Опере. Выступали одиннадцать вокалистов из двенадцати. Основанная в 1977 году и названная в честь генерального директора Оперы Курта Херберт Адлера, знаменитая программа способствовала успешному восхождению многих ныне именитых певцов и певиц.
Будущие стажёры выбираются очень тщательно из участников Мерола Опера Програм. В концерте принял участие оркестр Оперы, которым дирижировал один из руководителей Программы, дирижёр и пианист Марк Мораш. Общий уровень исполнения был очень высок. Почти каждый из певцов заслуживает специального внимания. Автор решил остановиться на самой редкой и хрупкой продукции вокального производства – на тенорах. Их было трое. Три разные и яркие индивидуальности.
ЭНДРЮ БИДЛАК. Уроженец Пенсильвании; невысокий, стройный, приятной внешности певец 29-30 лет. Участник марафонов. Публика давно приметила его и полюбила. Американский композитор Томас Пасатиери, автор 19 опер, доверил премьеру своей новой оперы «Отель Касабланка» программе Мерола Опера, в которой одну из главных ролей, великовозрастного шалопая Чарльза Картера, исполнял Эндрю. Обаятельный, лёгкий и, конечно, легкомысленный, он просто «купался» в этой роли. Но точно так же он был естественен и органичен и в других ролях. Например, он великолепно исполнил в Зеллербах Холле две роли в премьере Сан-Францисской Оперы «Маленький принц» английского композитора Рашель Портман.
В малоудачной постановке «Бориса Годунова» очень хороши, тем не менее, были российские исполнители Огновенко и Ковалёв, но вспомните Юродивого. В представленной редакии «Бориса» эта партия была урезана чуть ли не втрое. И всё-таки Юродивый- Бидлак оказался тоже в числе лучших исполнителей в этой постановке. Его звонкий голос и почти детская беспомощность задевали душу. Пел он в Сан-Франциско и в других оперных театрах в «Похищении из Сераля», «Ариоданте», «Лючии ди Ламмермур», Родольфа в «Богеме», Тамино в «Волшебной Флейте» и т.д.
У него хорошее воображение, позволяющее ему уверовать в реальность всего происходящего на сцене, способность к перевоплощению и выразительность и естественность сценического поведения. Его лёгкий излучающий свет лирический тенор звучит ярко и полётно, дыхание ровное, тембр очень красив. В гала-концерте он пел Доницетти и продемонстрировал хорошую колоратурную технику. Но голос Бидлака по размеру невелик. Он очень хорошо звучит и хорошо слышен в Herbst Theatre, но в значительно большем Дэвис Холле он проигрывает.
АЛЕК ШРЕЙДЕР – лирический тенор двадцати семи – двадцати восьми лет. Очень выигрышная, эффектная внешность, красивый голос с лёгким вибрато и прекрасные верхи. Он уже успел исполнить партию Тонио в «Дочери полка» Доницетти, легко справившись с девятью верхними «до». В гала-концерте пел арию Тамино из «Волшебной флейты» Моцарта и дуэт с баритоном Остин Нессом из «Севильского цирюльника», где продемонстрировал неплохую колоратурную технику.
На главной сцене нашей Оперы в двух спектаклях Шрейдер заменил заболевшего Варгаса в партии Неморино в «Эликсире любви» Доницетти. Пел он также в опере Корнгольда «Мёртвый город», в «Идоменее» Моцарта. В Кливлендской Опере он пел в «Севильском цирюльнике», а в Сент-Луис Опере – в «Царь -Пастух» (Il Re Pastore) Моцарта. Весьма успешно выступил в сольном коцерте в Сан-Франциско. На бис спел канцону Альмавивы из «Севильского цирюльника», аккомпанируя себе на гитаре. В нынешнем сезоне запланированы выступления Шрейдера в оперных театрах Бордо, Мюнхена, в Санта Фе Опере, а также ряд концертных выступлений.
Родом он из Кливленда, Огайо. Выпускник консерватории в Оберлине (получил степень бакалавра по специальности «Вокальное искусство» и мастера – по «Оперному»), Алек профессионально дебютировал в оперном театре Сент-Луиса, где исполнил Альмавиву в «Севильском цирюльнике». В Риме посещал летние занятия с Ренато Скотто в Академии Санта Чечилия.
Наибольший успех пришёл к нему, когда он в 2007 году оказался одним из победителей Национального прослушивания вокалистов, проводимого Метрополитен Опера. Тогда были выбралны 11 финалистов из почти 1500 певцов. Многие меломаны Сан-Франциско могли увидеть Шрейдера в документальном фильме «Прослушивание» (The Audition), выпущенном под эгидой Метрополитен Опера. Судьи оценивают вокальные данные участников прослушивания, но, главным образом, их привлекают исполнители, которым есть что сказать. Оцениваются сценичность, эмоциональность, проникновение в образ и т.п.
Голос Шрейдера немного плотней голоса Бидлака и тоже не очень большой. У него очень хорошая дикция, он достаточно свободно поёт на разных языках. Вибрация его голоса может нравиться или не нравиться. Манера пения несколько сдержанная, чередующаяся с эмоциональными всплесками. У Шрейдера хороший вкус и хорошие манеры. Очень интересный и перспективный певец.
ДЭВИД ЛОМЕЛИ, уроженец Мехико. Его биография началась 3-4 года назад, всё, что до этого, практически неизвестно, в том числе и его возраст. Материалы интернета перепевают одни и те же два-три источника. Мало выигрышная внешность. Известно, что он начинал как футболист, изучал в одном из университетов в Мехико инженерное дело. Поскольку спортивное ведомство университета могло предложить ему только половину стипендии, а отделение культуры могло предложить больше, он отправился на прослушивание для West Side Story. Хотя Ломели продемонстрировал наличие голоса, его футбольная внешность не привлекла постановщика, но, к счастью, в это время было сформировано отделение оперного искусства, и ему предложили стипендию как тенору. Так Ломели покончил со спортом и стал оперным певцом, по его словам, ради денег.
Он воплощение неуклюжести на сцене. Часто не знает, куда девать руки, в ответ на аплодисменты публики тоже почему-то аплодирует, а в знак одобрения похлопывает дирижёра по плечу, даже если дирижёром является Мораш, один из руководителей стажёрской программы. Но…
Он стал первым мексиканцем, занявшим первое место в 2006 году на конкурсе Пласидо Доминго, и первым певцом, победившим сразу в двух разделах – оперное исполнительство и сарсуэла (испанский музыкально-драматический жанр, близкий к оперетте). Вслед за этим Ломели выиграл ещё несколько международных конкурсов вокалистов. Репертуар Дэвида уже включает в себя главные роли в «Травиате», «Риголетто», «Богеме», «Фаусте», «Лючии ди Ламмермур», «Джанни Скикки» и др.
Дэвид успел выступить в нескольких ведущих оперных театрах Мексики, в том числе однажды, в самый последний момент, он успешно заменил заболевшего Роландо Вильясона. Участвовал в оперных постановках в Базеле, Лос-Анджелесе, Мадисоне, Дижоне (Франция), Сан-Франциско (где он спел Альфреда в «Травиате»), Тель-Авиве и вскоре выступит в Пражской опере. Пел он в сопровождении оркестра Мюнхенского радио, Пуэрто-Риканского, Гамбургского оркестров, Берлинского филармонического, Осло филармонического, и т.д. Выступал со знаменитыми дирижёрами, например, с Конлоном, Дудамелем. Он участник нескольких стажёрских программ, в том числе Мерола Опера и Адлер Феллоус, в Лос-Анджелесской Опере и в театре Ла Скала. Он берёт уроки пения у многих известных вокальных педагогов, включая Цезаря Юллоа. В гала-концерте исполнил вместе с сопрано Кросетто дуэт из «Богемы» и арию из «Лючии ди Ламмермур». Превосходно исполнил. Короче говоря, работает очень интенсивно.
Для начала неплохо. Что же привлекает внимание публики и музыкальных деятелей к этому увальню? Совершенно роскошный голос. Такие голоса не появлялись со времён Паваротти. Лирический тенор, достаточно большой, ровный во всех регистрах, сфокусированный, необыкновенно красивого тембра, и превосходное дыхание. Его легато образцово. Свободные верхи. Падкие на сенсации журналисты уже окрестили его великим тенором. Но отношение публики к нему неоднозначно. Одни отмечают всё ещё недостаточную отточенность его исполнения, в том числе – сценическую скованность, другие пишут: «Дэвид Ломели – один из самых чистых, красивых, сильных и большого диапазона голосов, которые слышал мир» (Diario de Yucatan, Mexico).
Ломели сравнивают со многими нынешними знаменитыми тенорами и часто отдают предпочтение ему. Но всякое сравнение хромает. «Второй Паваротти» или «Третий Джильи» отнюдь не комплимент для выдающегося певца. Всякий выдающийся певец – это, прежде всего, уникальный талант, непохожесть на других. И всякий великий певец – это и великая личность. Позволят ли Дэвиду Ломели его личностные факторы осилить вершины, покажет только время. Но его потенциальные возможности огромны.
На пути к совершенству певцов и певиц подстерегает много опасностей, и одна из главных – переоценка возможностей своего голоса, что приводит к исполнению «не своего» репертуара и к погоне за изматывающими силы и голос контрактами. Даже такие талантливые и умные певцы, как Роландо Вильясон, попадаются в эту ловушку. Слава богу, Вильясон сумел спасти свой голос. Хочется пожелать адлеровским трём тенорам избежать подобных испытаний и добиться новых успехов в певческом искусстве.