Эйнштейн на пляже

Share this post

Эйнштейн на пляже

(опера в четырёх актах) Недавно в Зеллербах-Холле (Бёркли) в течение трёх дней шла опера «Эйнштейн на пляже» знаменитого американского композитора Филипа Гласса. Постановка и сценическое оформление Роберта Уилсона, хореография Лусинды Чайлдс.  В спектаклях принимали участие Ансамбль Филипа Гласса во главе с дирижёром Майклом Рисманом, Танцевальный коллектив Лусинды Чайлдс и многие другие артисты. Жизнь человечества тесно […]

Share This Article

(опера в четырёх актах)

Недавно в Зеллербах-Холле (Бёркли) в течение трёх дней шла опера «Эйнштейн на пляже» знаменитого американского композитора Филипа Гласса. Постановка и сценическое оформление Роберта Уилсона, хореография Лусинды Чайлдс.  В спектаклях принимали участие Ансамбль Филипа Гласса во главе с дирижёром Майклом Рисманом, Танцевальный коллектив Лусинды Чайлдс и многие другие артисты.

Жизнь человечества тесно связана с развитим его музыкальности, умением и желанием слушать и слышать, совершенствовать существующие инструменты и создавать новые, осознавать роль и значение этого вида искусства как средства психологического и эмоционального воздействия на человека и общество в целом. Музыка из одноголосной превращается в многоголосную, в эпоху Ренессанса она отличается от cредневековой, под флагом романтизма она звучит иначе, чем под эгидой классицизма, и так далее.

Каждая музыкальная эпоха прокладывала новые пути, превозмогая сопротивление не только публики, но и музыкантов. Если сейчас мы слушаем старинные композиции, то, чаще всего, – из любознательности. Но ведь и новую музыку мы часто слушаем, преодолевая своё собственное сопротивление. Вспомним, как принимались сочинения Малера, Прокофьева, Шостаковича, Бриттена и других уже в наши времена. В то же время спросим себя, как бы воспринимались в наш техногенный век творения современных композиторов  а-ля Чайковский или Бетховен. При всём восторженном отношении к этим гениям, музыка подражателей исполнялась бы в пустых залах: время назад повернуть нельзя. Мы критикуем новую музыку и с неистовой надеждой ожидаем её появления.

Поиск новаций в искусстве – необходимая, но мало благодарная работа. Новая музыка не может прилететь с другой планеты, но должна опираться на достижения современных творцов и развивать их во всех возможных направлениях. На сан-францисских фестивалях «Mavericks» мы познакомились с рядом произведений, обладающих такими качествами. Было, и немало,  произведений, такими качествами не обладающих. Но неудачи надо преодолевать и двигаться вперёд.

Один из многих композиторов, пытающихся проложить новые пути, – Филип Гласс. Он родился в 1937 году в Балтиморе (Мэриленд), учился в университете в Чикаго и Джульярд-школе. Не будучи удовлетворён уровнем изучения современной музыки, уехал в Европу, где учился в Париже у легендарного педагога  Нади Буланже (у которой занимались также Аарон Копленд, Вирджил Томсон и Куинси Джонс, лауреат 27 премий «Грэмми») и тесно сотрудничал со знаменитым исполнителем  на ситаре и композитором, индийцем  Рави Шанкаром. Возвратившись в Нью-Йорк в 1967 году, он сформировал Ансамбль Филипа Гласса, состоящий из семи музыкантов, каждый из которых играет на нескольких инструментах, включая самые экзотические. Довольно долго, уже будучи композитором, работал таксистом в Нью-Йорке.

Только в течение последних 25 лет Гласс сочинил 10 симфоний, более 20 опер и много концертов для различных инструментов. В том числе он создал оперу «Эйнштейн на пляже», премьера которой состоялась в 1976 году. Исполнение ее в Беркли  последовало через 20 лет после предшествовавших спектаклей. Опера состоит из четырёх актов, исполняемых без перерывов. Продолжительность представления – примерно четыре с половиной часа. Зал был переполнен, публике разрешалось выходить из зала и возвращаться в любое время. В фойе работал буфет, и спектакль транслировался на телевизионные экраны, расположенные там же, в фойе. Похоже, многие зрители не возвращались в зал, продолжая следить за сценическими событиями на экранах.

Ведущими спектакля были обаятельные Хелга Дейвис и Кейт Морган. Они заняли свои позиции на сцене, были ярко высвечены, время от времени переговаривались  и терпеливо ожидали момента, когда зал угомонится.  По этой причине начало спектакля задержалось минут на двадцать. (Кстати, Дейвис и Морган в дальнейшем неоднократно появлялись на сцене, к большому удовольствию зрителей). Вскоре стало ясно, что спектакль не имеет никакого отношения к тому, что мы называем оперой, поскольку у него нет сюжета, а разрозненные сцены чаще всего лишены смысла и никак не связаны друг с другом: их можно спокойно менять местами без какого-либо ущерба для спектакля. Итак, выясняется, что это не опера, а некое действо ни о чём.

Несколько раз на авансцене появлялся человек со скрипкой в руках, который, сидя в кресле, прекрасно играл на своём инструменте. Не сразу можно было понять, что это и есть Эйнштейн. Да, Альберт Эйнштейн играл на скрипке, но человечество ценит его не только за это. Возможно, на сцене находился его однофамилец?  Кстати, эту роль исполняла женщина в парике, американская кореянка Дженнифер Ко, хорошая скрипачка.

Гласс – признанный представитель минимализма в музыке. Характерной чертой минимализма считается многократное повторение одной и той же фразы, иногда – с некоторыми вариациями. Повторяемая фраза может состоять из одной ноты, двух или нескольких. Проявив некоторое легкомыслие, я не удосужился сосчитать, сколько раз повторяется одна и та же фраза. Думается, что-то между 50 и 500.

В нескольких случаях пел хор, состоящий из двенадцати человек. Многократно повторялась какая-либо фраза, затем примерно то же происходило со следующей.  Иногда мы слышали сольное пение. Следует отметить, что при этом хор звучал довольно чисто и слаженно. То же можно сказать и о небольшом Ансамбле Филипа Гласса. Каждый его участник попеременно играл на разных инструментах, демонстрируя хорошую сыгранность и различную окраску звучания, опять-таки повторяя по много раз одну и ту же фразу. И хором, и ансамблем дирижировал Майкл Рисман. Танцевальный ансамбль (десять артистов) служил разрядкой между соседними актами. Несколько человек выскакивали на сцену и пересекали её в прыжках с небольшими поворотами, затем одни танцовщики исчезали за кулисами, а на смену им выскакивали другие. Все прыжки были одинаковыми и  повторялись многократно (хореограф Лусинда Чайлдс).

Впечатления от спектакля чередовались: порой это было занятно, порой – невыносимо скучно. Например, эпизод из третьего акта под названием «Тюрьма». Декорация – высокая башня, в верхнем окне просматривается человек, по-видимому, заключённый. На сцене появляются – после небольших пауз – один за другим не менее тридцати человек, все экстравагантно одетые, и застывают в различных экстравагантных же позах. Потом все быстро исчезают. Что бы это значило и для чего? Вопрос в качестве домашнего задания.

Вот из-за кулис выезжает поезд образца 1875 года. Какую роль он должен сыграть? Мы являемся свидетелями двух судебных разбирательств. О чём и зачем? А вот фрагмент, в котором луна движется по небу, меняя свою фазу. Хорошая придумка. А что за ней стоит? Все эти сцены поставлены режиссёром и давним соратником Филипа Гласса, Робертом Уилсоном. Перед зрителями появляется много людей, звучит масса разговорных диалогов, но даже домашняя работа по расшифровке этих сцен не приводит к ожидаемым результатам. По-видимому, автор данной статьи не обладает достаточным воображением.

Публика приняла спектакль хорошо. «Сан-Франциско Кроникл» опубликовала в одном и том же номере  две  рецензии на эту оперу (небывалое событие!), одна из которых носила восторженный характер (автор Эллан Ульрих) , а вторая,  написанная Джошуа Косманом, была достаточно объективной и аналитичной. Мне кажется, минимализм не может и не должен быть столбовой дорогой музыкального искусства, хотя в каких-то случаях приёмы минимализма могут быть успешно использованы для усиления эмоционального воздействия на слушателей. Примером тому являются сочинения Адамса.

Поиск в музыке двадцать первого столетия продолжается.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

 

 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »