Золушка навестила Сан-Франциско
Скромную труженицу, наделённую прекрасным характером и красотой (а как же без неё?) неожиданно находит тоже прекрасный принц и женится на ней. Кажется, нет ни одного народа, не создавшего легенды, подобной этой, пусть с некоторыми сюжетными вариациями и разными именами. Эту историю рассказали нам немцы братья Гримм, француз Шарль Перро, грек Страбо, англичанин Шекспир. Существуют созданные […]
Скромную труженицу, наделённую прекрасным характером и красотой (а как же без неё?) неожиданно находит тоже прекрасный принц и женится на ней. Кажется, нет ни одного народа, не создавшего легенды, подобной этой, пусть с некоторыми сюжетными вариациями и разными именами. Эту историю рассказали нам немцы братья Гримм, француз Шарль Перро, грек Страбо, англичанин Шекспир. Существуют созданные в разные времена китайская, вьетнамская, корейская версии этой легенды. Я думаю, её разновидности существовали даже в доисторические времена, и только дефекты моей памяти и неграмотность тогдашнего населения не позволяют мне быть более конкретным.
С некоторого времени Золушка стала петь, затем – танцевать, выступать на сцене драматических театров и появляться в кинофильмах. Опера «Золушка» была создана Россини в 1817 году (как обычно для этого автора, в течение примерно четырёх недель она была не только сочинена, но и поставлена). В этой спешке Россини пришлось использовать отдельные цитаты из других созданных им опер, но такие вещи были в ходу у многих композиторов того времени, что не вызывало каких-либо претензий. Сан-Франциско не отстал от всеобщего, я бы сказал, всемирного, увлечения «Золушкой». Однако впервые эта опера-сказка посетила Сан-Франциско лишь в 1969 году. Нынешняя встреча с «Золушкой» – шестая. В спектаклях в разное время участвовали такие звёзды, как Берганца, Фон Стаде, Хорн, Бородина, Флорез и другие.
Недавняя сан-францисская «Золушка» шла в постановке выдающегося французского режиссёра Жана-Пьера Поннеля, осуществлённой им в нашем городе 45 лет назад; он же был и дизайнером. Его уже нет, но постановка до сих пор не потеряла свежести и жизнеспособности. Дирижировал нынешними спектаклями испанец Иезус Лопез–Кобос. В давние времена он дирижировал в Сан-Франциско несколькими весьма популярными оперными спектаклями. Недавно в течение семи лет он возглавлял Мадридский театр «Реал». В нынешней постановке окестр хорошо исполнил увертюру, но впоследствии несколько раз расходился с исполнителями, что не принято в нашем оперном театре. Хормейстер Ян Робертсон подготовил хоровые партии. Как обычно в практике маэстро, хор звучал безукоризненно.
Состав исполнителей отдельных партий невелик, но очень разнообразен. Здесь были представлены США, Испания, Мексика и даже Латвия (меццо-сопрано Занда Шведе). Она участница программы «Адлер Феллоу», исполняла роль Тисбе, одной из дочерей Дон Магнифико, в образе которого предстал испанский бас-баритон Карлос Шоссон. У Дона Магнифико есть ещё одна дочь, Клоринда. Её партию исполняла сопрано Мария Валдес. Она американка и тоже участница «Адлер Феллоу».
Имеется ещё одна сестра, Анжелина, которая и является Золушкой, но тут возникли некоторые, по-видимому, неустранимые противоречия. В многочисленных легендах и у многих авторов Золушка – дочь Магнифико и его умершей жены. Магнифико женился вторично, в новой семье появились две дочери, которые вместе с любимой мамочкой третировали Золушку, их сводную сестру. В опере Россини мама двух сестёр не фигурирует, тогда как папаша вместе с наглыми дочерями третирует несчастную Золушку. Но уже ничего изменить нельзя.
Итак, молодой красавец, а к тому же ещё и Принц по имени Дон Рамиро (американец Рене Варбера, наделённый небольшим ростом, но очень красивым, звонким и послушным ему тенором) надумал жениться. Чшшш… Это большой секрет, и, кроме него, самых близких друзей и челяди, которая любит петь хором, об этом больше никто не знает. Поэтому домашний учитель Принца, Алидоро, первое лицо, появившееся случайно в доме Дона Магнифико, предстаёт перед жильцами в качестве нищего. Они, конечно, не знали, что он посланец Принца, но мы в зале сразу же разобрались, что это на самом деле бас-баритон Кристиан ван Хорн, наделённый высоким ростом и очень большим и красивым голосом, так что он нечаянно стал одним из лучших исполнителей в этом сказочном спектакле.
Конечно, семейка, живущая в этом доме, брезгливо отвернулась от нищего, и только Золушка пожалела его и предложила ему хлеб и кофе. Появившиеся придворные объявляют о скором прибытии Принца и об истинной цели его визита (разглашение этой государственной тайны не повлекло какого-либо наказания). Магнифико лихорадочно готовит дочерей к обольщению Принца. (Нужно отметить, что испанец Карлос Шоссон (бас-баритон) стал одним из главных действующих лиц: красивый большой голос, энергия, образность исполнения и богатство интонаций – всё работало на спектакль).
А вот появляется и долгожданный Принц. Но что это?.. Он совсем не похож на нашего Принца! Оказывается, Дон Рамиро решил поменяться одеждами со своим слугой Дандини (баритон Эфраин Солис, наш земляк из Калифорнии, мексиканского происхождеия). По-видимому, тоже в целях конспирации. Он пока успел только один год побыть в нашем оперном театре в составе «Адлер Феллоу». Хороший голос, неудержимая энергия и изобретательность в создании образа принца-слуги. Этот новый принц бесстрашно приглашает Клоринду и Тисбе, кокетничающих с ним, на бал в «своём» дворце. Золушке тоже хочется побывать там, но «любящий» отец категорически отказывается исполнить её просьбу.. Оставшись один на один с Золушкой, Алидоро обещает привезти её на бал. В разгаре бала, когда «влюблённые сестры» порядком надоели как «Принцу», так и его «Слуге», появляется Алидоро с незнакомкой – красавицей, удивительно похожей на Золушку.
Во втором акте неразбериха продолжается и, наконец, выясняется, кто есть кто. Гости разъезжаются, и Золушка в своих прежних лохмотьях готовит ужин. Разражается ужасная гроза, захватившая по дороге и Принца. Экипаж поломался, и Алидоро предлагает Принцу переждать грозу в доме Магнифико. Золушка и Рамиро узнают друг друга. А вскоре во дворце Принца состоялась свадьба Рамиро и Золушки. Магнифико пытается добиться благосклонности новой принцессы, но та просит его лишь признать, наконец, что у него есть ещё одна дочь.
Я пока фактически лишь вскользь упоминал главного персонажа оперы и спектакля в исполнении французской меццо-сопрано Карине Дешайе, впервые выступившей в Сан-Франциско. Она пела в самых престижных оперных театрах мира, например, в Парижской Опере и в Метрополитен Опера. Её репертуар очень богат и разнообразен, как и творческий опыт. Она поёт профессионально, её фиоритуры очень точны, так же как и другие технические детали пения. Но мне показалось её исполнение достаточно холодным. Кроме того, её голос не очень велик, и местами её просто не было слышно (в верхних ярусах нашего театра). Кстати, иногда это было присуще в тот вечер и другим не очень опытным исполнителям.
И всё же Россини и его поклонники вышли из этого испытания победителями. Господа, привозите Россини в Сан-Франциско почаще.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско
На снимках – сцены из оперы «Золушка»