Псалм о милосердии
Недавно состоявшийся концерт в Дэвис-холле стал замечательным событием музыкальной жизни Сан-Франциско. Исполнялись произведения Аллегри, Моцарта и Брамса. Грегорио Аллегри родился в Риме в 1582 году и умер там же в 1652-м. Уже в детстве проявил музыкальность, пел в хоре сопрановую партию, а затем совершенствовал свои познания в музыке в различных храмах. В 1629 году он […]
Недавно состоявшийся концерт в Дэвис-холле стал замечательным событием музыкальной жизни Сан-Франциско. Исполнялись произведения Аллегри, Моцарта и Брамса.
Грегорио Аллегри родился в Риме в 1582 году и умер там же в 1652-м. Уже в детстве проявил музыкальность, пел в хоре сопрановую партию, а затем совершенствовал свои познания в музыке в различных храмах. В 1629 году он присоединился к Папскому хору в Риме и был связан с ним до кончины. Наиболее важные выступления хора происходили в ватиканской Сикстинской капелле.
Мы услышали легендарный Псалом 51 («Псалом о милосердии») Григорио Аллегри в исполнении хора мальчиков под руководством замечательного организатора и дирижера Кевина Фокса и мужского хора Сан-Франциско-симфони. То было первое исполнение этого произведения в Сан-Франциско. Четыре молодых человека находились на балконе за сценой, остальные участники, юные и постарше, заняли проходы в зале, рядом с ложами, до выходов из зала. Малыши расположились тоже в проходах недалеко от сцены.
Появился дирижер. По его сигналу участники развернули ноты. Я следил за действиями малышей. Как трогательно и серьезно они выполняли все требования дирижера и партитур, за которыми их почти не было видно! С каким пониманием дирижера и музыки исполняли они свои партии! Такую дисциплинированность и такое понимание музыки нечасто встретишь даже во взрослых коллективах. Состав хора делился на пять частей: сопрано, альт, два тенора и бас. Главными солистами были четыре человека, находящиеся на балконе.
Во время исполнения некоторые фразы подвергались различного вида вокальным украшениям. Звучал хор при этом прекрасно! Но были и украшения, заготовленные заранее, как, например, одна фраза, завершающаяся чрезвычайно высокой нотой. Эта фраза повторялась несколько раз. Как я уже упоминал, содержание этого произведения носит чисто религиозный характер. В свое время исполнять его за пределами Ватикана запрещалось.
Деятельность дирижера Кевина Фокса тесно связана с созданной им в Окланде Хоровой академией мальчиков (независимой школой мальчиков), получившей премию «Грэмми». Занимаются в ней дети с четвертого по восьмой классы. При этом в Окланде функционируют еще семь подобных хоров вне школ, начиная с детских садов, созданных в 1998 году художественным директором Кевином Фоксом. Репертуар хора Академии Пасифик Бойхора достаточно сложный, например моцартовский «Реквием», Кантата 150 Баха, рахманиновское «Всенощное бдение» и многие другие, исполненные впервые в Америке силами этих мальчиков – сопранистов и альтистов.
Исполнение «Псалма о милосердии» юными музыкантами было (не боюсь сказать) безупречным, а по окончании исполнения весь зал, включая ярусы и галерку, вскочил как по команде и разразился грандиозной продолжительной овацией.
В этом же первом отделении прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром №20 ре минор Моцарта в исполнении Рудольфа Бухбиндера и оркестра Сан-Франциско-симфони под управлением Майкла Тилсона Томаса (МТТ). Известный пианист и дирижер, Бухбиндер впервые выступил в нашем городе в 1985 году. Нынешнее его выступление в Сан-Франциско – второе. Нынче он совершает грандиозные гастроли по городам и странам в связи с приближающимся семидесятилетием. Он будет выступать в Нью-Йорке в Карнеги-холле и в лучших залах Токио, Вены, Берлина и т.д.
Его обширный репертуар включает не только классику, но и современную музыку. Он стал первым пианистом, исполнившим все сонаты Бетховена в течение летнего сезона на Зальцбургском фестивале. География его выступлений очень широка. Выступал он и в Санкт-Петербурге. Его исполнению концерта №20 сопутствует основательность и некая суровость. Кажется, что все рассчитано до мелочей, ни одной помарки. Особенно удалась медленная часть, прозрачная и чувственная. Дирижер МТТ и оркестр исполняли свою роль безукоризненно, в который раз продемонстрировав высочайшее мастерство.
После антракта концерт завершился исполнением Симфонии № 2 Брамса (1833–1897). Премьера произведения состоялась в декабре 1877 года. Эту симфонию неизменно называют солнечной. Но часто на «небе» возникают облака, способствующие ощущению горечи и даже мучительных переживаний. Тем не менее, настроение может измениться к лучшему. Эта смена настроений второй части сопровождается великолепными мелодиями. Грациозные светлые темы сочетаются с меланхолическими. Брамс успешно сумел представить полную картину настроений и характеров. Бурная реакция публики подтвердила ее успех.
Майкл Тилсон Томас и оркестр блестяще справились со своими задачами. Мы побывали на замечательном концерте.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско