Заклятие Дизраэли

Share this post

Заклятие Дизраэли

Столетие Октябрьского переворота, определившего лицо ХХ века, вернуло вопрос о роли евреев в этом катаклизме. Амос Аса-Эль в Jerusalem Post перечисляет: «Заместители Ленина Лев Каменев и Григорий Зиновьев, его казначей Григорий Сокольников – все были евреи, как и Карл Радек, соавтор Советской конституции, Максим Литвинов, министр иностранных дел СССР до его удаления, давав-шего Сталину возможность подписать пакт с Гитлером. Это, конечно, помимо Троцкого, создателя Красной армии. Наиболее поминаемый еврей – Яков Свердлов, контролировавший ночной рас-стрел царя Николая, императрицы Александры и их пятерых детей». Список этот очень неполон.

Share This Article
Лев Троцкий
Лев Троцкий

О еврейском факторе в беспримерной карьере организатора Октябрьского переворота говорится в восьми сериях телефильма «Троцкий», премьеру которого приурочили к знаменательной годовщине. Российская репутация Троцкого содержит занятный парадокс: пока рождение СССР считалось самым замечательным событием в истории, Троцкого в этой истории как бы не было. Но стоило оценке измениться на противоположную, выяснилось вдруг, что всю подготовку и сам переворот 7 ноября осуществил еврей Лейба. А после он же организовал Красную армию и привел ее к победе в Гражданской войне.

Это противоречие в оценке присутствует и в фильме. Поначалу там Троцкий – дешевый демагог, перед враждебной толпой дезертиров дарящий солдату со своей руки часы, которых для такой цели возит по фронтам целый ящик. Однако к середине сериала масштаб личности Троцкого растет, и он начинает представать героем. Но тут вспоминается первая установка, и Троцкий осуществляет немотивированную казнь.

Создатели фильма реалистично высветили мотивы поведения вождей большевиков. Все эти вожди – Ленин, Троцкий, Сталин, Зиновьев, Каменев – сжигаемы честолюбием. Ленин, хитроватый мужичок, понимает, что титаническая работа по захвату и удержанию власти не по нему. Он заключает договор с Троцким: вождем в России еврей стать не может, а вторую роль Троцкому Ленин обещает. Троцкий соглашается с таким распределением и при этом понимает, что, чтобы стать первым, ему нужно осуществить и возглавить мировую революцию.

Сталин в фильме изображен сатаной, исчадием ада. В реальной жизни это было не столь заметно. Сатана этот обладал шармом, очаровывавшим как многих западных интеллектуалов, так и советских, таких как Пастернак и Эренбург. Авторы представили версию, что, узнав через свою шпионку, секретаря Ленина Фотиеву, о намерении больного Ленина выступить в тандеме с Троцким на пленуме и сместить его, Сталин сумел как-то организовать отравление Ленина. Очень уж своевременно Ленина хватил второй удар.

Эта версия врачебного убийства уже высказывалась и похожа на организованную смерть на операционном столе наркомвоена Фрунзе. О роли Сталина в том убийстве рассказано в «Повести непогашенной луны» Бориса Пильняка, стоившей автору жизни.

Честолюбцами были Зиновьев и Каменев. Эти политики вступили против Троцкого в самоубийственный триумвират со Сталиным, надеясь править из-за спины грузина. В фильме показано начало этого предательства.

Честолюбием объясняет в фильме свою службу красным самый одаренный, как считается, ее военачальник Тухачевский: был капитаном, стал командовать армией.

Вне интереса создателей сериала, да и большинства историков Революции остался вопрос: что заставило многих даровитых евреев посвятить (а точнее, пожертвовать) свои жизни разрушению Российского государства; что стало, по выражению Александра Солженицына из его книги «200 лет вместе», тем каленым клином, вбитым между русскими и евреями, который повел евреев на уничтожение страны, в которой они родились?

Впрочем, Солженицын назвал этот клин. Это погромы. Они случались и до того, но стали в империи обыденными после воцарения Александра III Миротворца в 1881 году.

ХХ век знал преступление космического масштаба против евреев – Холокост. Он заслонил сопоставимое преступление, происходившее в России на протяжении 40 лет. Жизней то преступление унесло, если посчитать и жертв еврейской резни в Гражданскую, сотни тысяч. Выражение «окончательное решение» возникло до Гитлера. В меморандуме еврейских общин генералу Деникину о погромах, проводимых его войсками, говорится: «Во всех местах… произошло и сейчас происходит более или менее окончательное уничтожение еврейского населения».

Если немецкий геноцид был организованным: товарняки, «душевые», печи крематория, то российские погромы ужасали еще и озверелой публичностью.

Такая озверелость присутствовала и в годы Холокоста: на центральной площади Каунаса и в других местах в Прибалтике, в польской деревне Едвабне. Осуществляло те погромы местное население. Немцы, оккупируя территории, погромы прекращали. Их идолом был Ordnung – порядок.

Причиной «забытости» ужасов российских погромов явился мораторий на их изображение в Советском Союзе. Если из книг о Холокосте легко составить библиотеку, а из фильмов – фильмотеку, то память о российских погромах стиралась сознательным замалчиванием.

Редкие исключения – три рассказа Бабеля и один из самых необычных и ярких романов русской литературы – «Виктор Вавич» Бориса Житкова, законченный до 1941 года, но целиком опубликованный лишь в 1999 году. Житков – юдофил, друг юности Корнея Чуковского и Владимира Жаботинского. В его романе описание погрома занимает центральное место. У свидетеля жестокостей Саньки от увиденного «глаза хотели втянуться назад, в голову, пятились и не могли отойти от крови». Слышна похвальба участника избиения: «Поклал жиденят у корыто, толчет прямо, ей-бога, у капусту – двоих».

В разгар погрома к Тане, живущей на верхнем этаже дома, поднялась с первого прятаться дантист Лейбович: «Господи, Господи! – и Лейбович с судорогой подняла стиснутые руки. – Это христиане! Это русские! Православные убивают! Стариков убивают… женщинам… беременным… – Лейбович захлебнулась, она вдруг села на стул, вцепилась пальцами в голову. Она вскочила. – Будь проклята, проклята! Проклята эта страна! – крикнула исступленным голосом. – Тьфу, тьфу, тьфу на тебя! – и она плевала как будто в кого-то перед собой и снова бросилась на стул, и вцепилась, точно хотела содрать с себя волосы, и, скорчившись, все ударяла сильней и сильней ногой об пол.

– Слушайте, слушайте, – Таня наклонилась, трепала за плечо Лейбович, – кто же это, кто?

– А! Все! Все! Негодяи! – выкрикивала Лейбович.

– Ведь не может быть! Слушайте, я вам говорю: не дадут.

– Когда! Когда! Кто не дал? Жить не дадут! – и она вдруг остановилась и вдруг подняла на Таню лицо, и большими, выпученными глазами смотрела на Таню. Она приоткрыла рот, как будто подавилась. Таня ждала – и вдруг из полуоткрытого рта вышел вой, как будто кто внутри поднялся к горлу и кричал изнутри, громко, на всю квартиру, одной волчьей нотой».

«Все! Негодяи!» – широкий перечень виновных. Губернатор Нижнего Новгорода констатировал: «…В народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев». Власть культивировала эти убеждения. Поддерживал материально и морально черносотенный Союз русского народа непосредственно Николай II. На встрече с черносотенцами он призвал: «Объединяйтесь, люди русские, я рассчитываю на вас». «И бедный государь мечтает, опираясь на партию черносотенцев, восстановить величие России. Бедный государь», – предчувствовал судьбу царя и его страны наиболее достойный и компетентный министр царского правительства С.Ю. Витте.

Негодование и ярость многих российских подданных-евреев, испытавших на себе и своих близких ненависть и широких масс, и власти, выразила поэма классика ивритской поэзии Хаима Бялика «Сказание о погроме».

На русский язык «Сказание» перевел в 1904 году Жаботинский, оказавшийся не только блестящим публицистом, романистом и наиболее проницательным политическим мыслителем поколения, но и незаурядным русским поэтом. Поэму эту, посвященную ужасам Кишиневского погрома, прогремевшего 6–7 апреля 1903 года, постарались забыть, по разным причинам, и русские, и евреи. Этот ярчайший памятник эпохе удивительным образом не поминается в хрестоматиях русской поэзии.

Бялик призывает вспомнить жертв:

 

…Встань и пройди по городу резни,

И тронь своей рукой, и закрепи

во взорах

Присохший на стволах и камнях,

и заборах

Остылый мозг и кровь комками;

то – они…

 

Там двух убили, двух: жида с его

собакой.

На ту же кучу их свалил один топор.

И вместе в их крови свинья купала

рыло…

 

Набитый пухом из распоротой

перины

Распоротый живот – и гвоздь

в ноздре живой;

С пробитым теменем повешенные

люди:

Зарезанная мать, и с ней, к остылой

груди

Прильнувший губками, ребенок, –

и другой,

Другой, разорванный с последним

криком «мама!».

И вот он – он глядит недвижно,

молча, прямо

В Мои глаза и ждет отчета от Меня…

И в муке скорчишься от повести

паучьей,

Пронзит она твой мозг, и в душу,

леденя,

Войдет навеки Смерть…

 

Но наряду с погромщиками Бялик и Жаботинский обличают евреев –

их покорность, трусость:

 

И загляни ты в погреб ледяной,

Где весь табун, во тьме сырого

свода,

Позорил жен из твоего народа –

По семеро, по семеро с одной.

Над дочерью свершалось семь

насилий,

И рядом мать хрипела под скотом:

Бесчестили пред тем, как их убили,

И в самый миг убийства… и потом.

И посмотри туда: за тою бочкой,

И здесь, и там, зарывшися в copy,

Смотрел отец на то, что было

с дочкой,

И сын на мать, и братья на сестру,

И видели, выглядывая в щели,

Как корчились тела невест и жен,

И спорили враги, делясь, о теле,

Как делят хлеб, – и крикнуть

не посмели,

И не сошли с ума, не поседели

И глаз себе не выкололи вон.

И за себя молили Адоная!

И если вновь от пыток и стыда

Из этих жертв опомнится иная –

Уж перед ней вся жизнь ее земная

Осквернена глубоко навсегда;

Но выползут мужья их

понемногу –

И в храм пойдут вознесть

хваленья Богу,

И, если есть меж ними коганим,

Иной из них пойдет спросить

раввина:

Достойно ли его святого чина,

Чтоб с ним жила такая, –

слышишь? с ним!

И все пойдет, как было…

 

Но как было – не пошло. Примерно половина 4–6-миллионного еврейского населения империи эмигрировала, фактически бежала из России. Многие оставшиеся пошли в революцию.

Уинстон Черчилль в эссе о российских евреях начала века поделил их на три части. Одна группа – это сионисты. Успех политического сионизма стал логичным ответом на гонения. Израиль был создан в основном российскими евреями-социалистами.

Уинстон Черчилль
Уинстон Черчилль

Другая группа, по определению Черчилля, – «национальные русские евреи». Эти евреи и после погромов продолжали строить своей стране железные дороги, лечить людям зубы, тачать им сапоги и шить порты. Они прошли через все российские несчастия ХХ века: Гражданскую войну, разруху, коллективизацию, чистки, Вторую мировую. В конце ХХ века больше чем девять из десяти их потомков вырвались из империи, показав тщету надежд их отцов на российское будущее для своих детей.

И третья группа – «интернациональные евреи». Черчилль: «Нельзя преувеличить ту роль в создании большевизма и в большевистской революции, которую играли эти интернациональные и большей частью атеистические евреи… теоретическое вдохновение и практическое исполнение идет именно от еврейских лидеров».

Социалистические идеи близки еврейскому национальному сознанию. Если как следует извратить иудаизм, то вполне можно соорудить нечто социалистическое. Бунд, партия евреев-социалистов, была в России куда многочисленнее партии большевиков.

Путь еврея от жертвы погрома до «сердитого кабинета» в ВЧК описал Иосиф Уткин в «Повести о рыжем Мотэле»: «Мотэле жил в Кишиневе, Где много городовых…».

 

Всего …

Два …

Погрома…

И Мотэле стал

Сирота.

 

Но случилась революция, и –

 

В отряде

С могендовидом

Мотька

Блох!

Идет по главной улице,

Как генерал на парад…

 

Новый шаг в карьере –

работа в ЧК:

 

Вот Мотэле –

Он «от» и «до»

Сидит в сердитом

Кабинете.

 

Тема еврея-большевика, мстящего за близких – жертв погрома, едва помянута в русской литературе, пока я наблюдал ее. В романе Юрия Трифонова «Старик», ставшем литературным событием 1978 года, сказано о лютовавшем при разгроме казачества представителе РВС фронта: «Браславский сильно пострадал от казаков, его семью вырезали в екатеринославском погроме в 1905 году. Мать убили, сестер насиловали…»

Черчилль, обсуждая страшный, кровавый конец Российской империи, приводит слова Дизраэли, еврейского премьер-министра Англии и создателя ее консервативной партии, «который гордился своим происхождением: «Господь Бог так относится к другим нациям, как эти нации относятся к евреям».

К началу XXI века численность евреев в России снизилось до 4–5% от их числа в начале XX века. Но в культуре, в науке, в экономике и в общественной жизни страны положение евреев видится благополучным. Относительно Израиля Россия перестала играть роль смертельного врага, которую исполняла в последние свои коммунистические десятилетия. Быть может, заклятие Дизраэли, столь долго висевшее над Россией, утратит свою силу?

 

Книги Бориса Гулько:

«Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний».

397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах.

26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

«Мир еврея». Избранные эссе с начала тысячелетия до 2012 года. 269 страниц. 20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com

Книги продаются также на Amazon и Amazon Europe.

Борис ГУЛЬКО

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »