Юрий Левитанский
Поэзия – это поиск добра, красоты, правды, смысла жизни. Стихи стремятся расшевелить нас, пробудить и напомнить, что жизнь – всего мгновенье. И мудрый Левитанский говорит, что надо быть чуть участливее, чуть сострадательнее, чуть добрее, чуть нежнее друг к другу. Хотя бы чуть… Что для этого надо? Всего лишь внима-тельно вглядеться в лицо близкого, любимого, друга, просто прохожего…
Начало читать тут
Всего и надо, что вглядеться, –
боже мой,
всего и дела, что внимательно
вглядеться, –
и не уйдешь, и никуда уже не деться
от этих глаз, от их внезапной глубины.
Всего и надо, что вчитаться, – боже мой,
всего и дела, что помедлить
над строкою –
не пролистнуть нетерпеливою рукою,
а задержаться, прочитать и перечесть.
Мне жаль не узнанной до времени
строки.
И все ж строка – она со временем
прочтется,
и перечтется много раз, и ей зачтется,
и все, что было в ней, останется
при ней.
Но вот глаза – они уходят навсегда,
как некий мир, который так и
не открыли,
как некий Рим, который так и
не отрыли,
и не отрыть уже, и в этом вся печаль.
Но мне и вас немного жаль, мне жаль
и вас,
за то, что суетно так жили, так спешили,
что и не знаете, чего себя лишили,
и не узнаете, и в этом вся печаль.
А впрочем, я вам не судья. Я жил
как все.
Вначале слово безраздельно мной
владело.
А дело после было, после было дело,
и в этом дело все, и в этом вся печаль.
Мне тем и горек мой сегодняшний
удел –
покуда мнил себя судьей, в пророки
метил,
каких сокровищ под ногами
не заметил,
каких созвездий в небесах
не разглядел!
По своему внутреннему складу Левитанский – лирик. Его лирика – негромкая, проникновенная. В его поэзии – совершенно поразительное ощущение свежести:
Кто-нибудь утром сегодня
проснется – и ахнет,
и удивится, как близко черемухой
пахнет.
Пахнет черемухой, пахнет
любовным признаньем,
жизнь впереди, как еще
не раскрытая книга.
Пахнет черемухой в утреннем
воздухе раннем,
пахнет влюбленностью, пахнет
любовным признаньем.
Что бы там ни было с нами,
но снова и снова
пахнет черемухой – и ничего
не поделать!
Левитанский любил жизнь во всех ее проявлениях. Я каждый раз по-хорошему удивлялся, как ему удавалось так искренне, образно и непосредственно выразить, казалось бы, обычные, банальные чувства:
…Жизнь моя, люблю тебя вдвойне
и за то, что ты неповторима.
Благодарен ветру и звезде,
звукам водопада и свирели.
…Струйка дыма. Капля на листе.
Грозовое облако сирени.
Ветер и звезду благодарю.
Песенку прошу, чтоб не молчала.
– Господи Всевышний! – говорю, –
Если бы мне все это сначала!
Особенно тепло он относится к любимым женщинам и детям:
Светает. И в детские голоса
Свой щебет вольют воробьи.
У мальчика будут твои глаза,
А губы будут мои.
Он вырастет, станет в футбол гонять,
Порывист и угловат,
Он будет моей улыбкой сменять
Твой нахмуренный взгляд,
Он с нами пойдет по разным краям,
В пути собирая мечты,
Он будет книги любить, как я,
И дороги любить, как ты.
Когда-нибудь после суровой зимы
Он сам зашагает вперед,
Он многое сделает так, как мы,
А многое наоборот.
В нем будет закалка твоя и моя,
Твои и мои черты.
И все же он будет лучше, чем я.
И даже лучше, чем ты.
Кроме окончательного становления Левитанского как крупнейшего мастера русского стиха эти годы принесли поэту запоздавшее счастье отцовства: в начале семидесятых в его жизнь вошла талантливая студентка Литинститута Валентина Скорина, впоследствии ставшая его женой; вскоре одна за другой родились три дочери, почти погодки – Катя, Аня и Оля.
«Своим детям я отдал десять лет жизни, – впоследствии рассказывал Юрий Давидович, – я был для них и папой, и бабушкой, и няней: стирал, убирал, варил суп…» В те годы Левитанского часто можно было увидеть с авоськами – то возле его дома, то возле станции метро «Аэропорт», где жила его мама. Известный литературовед Аникст после выхода одной из книг поэта сказал ему: «Я считал, что вы просто сетконосец, а вы, оказывается, замечательный поэт». «Стихам отводилась ночь: напившись крепкого кофе и накурившись до звона в голове, я садился за стол…» К сожалению, этот брак становился все более несчастливым. Вот написанное в 1976 г. мудрое стихотворение Левитанского, одно из самых моих любимых, с которого началось мое знакомство с этим замечательным поэтом:
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя…
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
До сих пор стихи Юрия Левитанского остаются любимейшими для меня в поэзии.
Вторая половина 80-х вновь круто меняет судьбу Левитанского. В 63 года он встретил 19-летнюю Ирину Машковскую, и между ними завязался любовный роман. Он ее полюбил за молодость, она его – за душу и талант. Эта поздняя любовь, завершившаяся женитьбой и возможностью начать жизнь словно с чистого листа, совпала по времени с крахом империи, разбродом и тотальным дефицитом в стране, личным безденежьем и квартирной неустроенностью. Но эти последние 10 лет стали самыми счастливыми в жизни поэта.
Вот как написала об этом сама Ирина: «Мы познакомились в августе 85-го в Юрмале. Я была студенткой провинциального университета, он – одним из самых известных поэтов своего времени. Седой мужчина в свитере, с трубкой в зубах прогуливался по дорожке приморского парка («Похож на Хемингуэя», – мелькнуло тогда). Я шла к станции, спросила у него, который час. Поблагодарила, пошла дальше. Он зашагал рядом. Заговорил о чем-то нейтральном, я вежливо отвечала… Годы спустя, вспоминая первую нашу встречу, он признавался: «Не знаю, почему пошел за тобой, заговорил с тобой… Ведь я вообще-то и не разглядел тогда тебя. Не сообразил, какая ты юная, а то бы, скорее всего, не решился…»
На следующий день выхожу из автобуса и на остановке встречаю его. Мы познакомились. Его имя – стыдно признаться – ничего мне не сказало. Стихов его я до этого не читала, и он потом всю нашу жизнь над этим подшучивал… А в тот день моему невежеству не удивился. Спросил только: раз уж опять у нас вышла встреча, не могли бы мы вдвоем погулять завтра?.. Я не думала продолжать это странное знакомство. Но назавтра мы все-таки встретились – абсолютно случайно. Кончались каникулы, мне пора было улетать домой. Он подарил мне свою книгу с надписью: «Ирине, с ожиданьем и надеждой (на что?). Сердечно и нежно…»
Моросил дождь, его мокрые грустные усы и синюю куртку с капюшоном я вспоминала долго-долго. Потом он скинул капюшон, а под ним этот седой ежик, я погладила его по голове, и он заплакал. Это меня потрясло, потому что его это потрясло. Знаменитый человек, тысячи знакомств, а у меня к нему такое чувство, как к ребенку. И до конца он вызывал во мне вот эту невозможную, щемящую нежность…
Он не сразу ушел от семьи. Там три девочки-погодки, которых он обожал. Он оставил им большую пятикомнатную квартиру, библиотеку, деньги и ушел, как говорится, в одних брюках. Потом в подаренной им книге нашла стихи, написанные в 1976 г., когда я была еще маленькой девочкой, но они были как будто о нашей встрече:
Светлый праздник бездомности,
тихий свет без огня.
Ощущенье бездонности
августовского дня.
Ощущенье бессменности
пребыванья в тиши
и почти что бессмертности
своей грешной души.
Вот и кончено полностью,
вот и кончено с ней,
с этой маленькой повестью
наших судеб и дней,
наших дней, перемеченных
торопливой судьбой,
наших двух переменчивых,
наших судеб с тобой.
Полдень пахнет кружением
дальних рощ и лесов.
Пахнет вечным движением
привокзальных часов.
Ощущенье беспечности,
как скольженье на льду.
Запах ветра и вечности
от скамеек в саду.
От рассвета до полночи
тишина и покой.
Никакой будто горечи
и беды никакой.
Светлый праздник бездомности,
тихий свет без огня.
Ощущенье бездонности
августовского дня.
(Только полночь опустится,
как догадка о том,
что уже не отпустится
ни сейчас, ни потом,
что со счета не сбросится
ни потом, ни сейчас
и что с нас еще спросится,
еще спросится с нас.)
Свой уход из семьи поэт воспринимал как предательство, как страшный грех, все время старался хоть как-то загладить его. Я бы сказал «замолить», если бы он был верующим и умел молиться…
А это стихотворение Юрий Давидович посвятил Ирине, уже будучи с ней и понимая огромное временное расстояние между ними:
Зачем послал тебя Господь
и в качестве кого?
Ведь ты не кровь моя, не плоть
и, более того,
ты даже не из этих лет –
ты из другого дня.
Зачем послал тебя Господь
испытывать меня
и сделал так, чтоб я и ты –
как выдох и как вдох –
сошлись у края, у черты,
на стыке двух эпох,
на том незримом рубеже,
как бы вневременном,
когда ты здесь, а я уже
во времени ином,
и сквозь завалы зим и лет,
лежащих впереди,
уже кричу тебе вослед:
постой, не уходи!
сквозь полусон и полубред –
не уходи, постой! –
еще вослед тебе кричу,
но ты меня не слышишь.
В 70-е и 80-е гг. Левитанский подписывал множество писем в защиту диссидентов (начиная с процесса Синявского и Даниэля), после чего его каждый раз на некоторое время переставали печатать, закрывали возможность встреч с читателями. В 1990 г. врачи настоятельно рекомендуют Левитанскому операцию на сосудах сердца, причем за рубежом – в России это было рискованно. Опять слово Ирине: «В 1990-м мы ездили в Брюссель делать ему операцию серьезную на сердце. Максимов, Бродский, Шемякин, Неизвестный дали деньги. Хирург сказал, что я должна с ним попрощаться, большой шанс, что не выживет. Операция длилась часов пять, это был католический госпиталь, там большой сквер, я ходила в сквере все это время, голова пустая. И вот я пришла в палату, смотрю, а на его кровати лежит другой человек. Я так тихо стала сползать по стенке. Больные, видимо, увидели мое белое лицо и стали кричать: «Но, но, реанимасьон». Он был в реанимации, как я не догадалась…»
Последний сборник стихов поэта, изданный в год его смерти, был назван «Меж двух небес». Так называется одно из лучших стихотворений книги. Финальные строки текста можно взять эпиграфом ко всей жизни Левитанского:
Ну что ж, мой друг,
приходит наше время.
Эй, брадобрей, побрить и освежить!..
И вдруг поймешь:
ты жизнь успел прожить,
и, задохнувшись
(годы пролетели),
вдруг ощутишь,
как твоего чела
легко коснулись вещие крыла
благословенной пушкинской метели…
Ну что ж, мой друг,
двух жизней нам не жить,
и есть восхода час
и час захода.
Но выбор есть,
и дивная свобода
в том выборе, где голову сложить!
Однажды он сказал: «Наш срок пребывания на этой земле очень краток. У меня даже формула есть – жизнь долгая, а проходит быстро».
В последние свои годы, пришедшиеся на распад СССР и начало капиталистической эпохи, Левитанский был весь погружен в прессу, события, радио, версии и слухи. Он остро переживал происходившее в России, вбирал в себя волны времени, его напасти, ужасы, катастрофы – в ущерб своему творчеству.
В 1993 году Левитанский подписал «Письмо 42» – публичное обращение группы известных литераторов к гражданам, правительству и президенту России по поводу событий 21 сентября – 4 октября 1993 года, в ходе которых произошел силовой разгон Верховного Совета России с обстрелом здания парламента из танков.
В 1995 г. на церемонии вручения ему Государственной премии, в Кремле, в присутствии всех высших чинов страны во главе с президентом Ельциным, он потребовал остановить войну в Чечне, говорил с ним как фронтовик, как старший, достойно. Вот что он сказал: «…Я благодарен судьбе за то, что выжил на той войне и после нее, что дожил до этих дней и до дня сегодняшнего. Я сердечно признателен моим коллегам и всем тем, кто счел меня достойным этой сегодняшней награды и отдал свои голоса за меня, за мою работу. Наверное, я должен был бы выразить благодарность также и власти, но с нею, с властью, дело обстоит сложнее, ибо далеко не все слова ее, дела и поступки сегодня я разделяю. Особенно все то, что связано с войной в Чечне: мысль о том, что опять людей убивают как бы с моего молчаливого согласия, для меня воистину невыносима. За моими плечами четыре года той большой войны, и еще маленькая война с японцами, и еще многое другое – думаю, что я имею право сказать об этом. Я понимаю, что несколько испортил нынешний праздник, но если бы я этого не сказал, не сказал того, что я думаю и чувствую, я не был бы достоин высокой литературной премии России…»
Как тут не вспомнить его стихи:
Пусть останутся при мне
эта мука и томленье,
это странное стремленье
быть всегда самим собой!..
25 января 1996 г. Левитанский чувствовал себя неважно. Был сильный мороз, и выходить из дому ему не следовало. Но он пошел: в городской мэрии должен был состояться круглый стол – собрание московской интеллигенции. Левитанский опять говорил о войне в Чечне, брал слово дважды, горячился. Больное сердце не выдержало… Юрий Давидович умер в возрасте 74 лет. И можно сказать, что он погиб как солдат.
Левитанский всегда был очень привязан к своим родным, близким, к друзьям, был благодарен им. Как многие настоящие поэты, он обладал даром предвидения. Возможно, он предвидел и свой скоропостижный конец:
Я вас не задержу.
Да-да, я ухожу.
Спасибо всем за все.
Счастливо оставаться.
Хотя, признаться, я
и не предполагал,
что с вами будет мне
так трудно расставаться…
***
Я ступаю не спеша
осторожными шагами,
будто мины под ногами,
и одна из них моя.
На зыбучий этот снег
осторожно ставлю ногу,
и помалу, понемногу
след теряется вдали.
В белый морок, в никуда
простираю молча руки –
до свиданья, мои други,
до свиданья,
до свида…
Использованы фото с сайта
https://levitansky.ru
Михаил ГАУЗНЕР