“Я – счастливый человек”, или Двадцать лет спустя
4 марта в зале Palace of Fine Arts пройдет необыкновенный концерт. Театр танца FIREBIRD («Жар-птица») отмечает свое 20-летие. Это будет большое праздничное представление, где зрители увидят лучшие постановки из 20-летней коллекции «Жар-птицы». Двадцать лет – это большой срок и серьезное испытание. Накануне гала-концерта мы беседуем с хореографом и художественным руководителем театра Лоттой Лысой-Бартон об истории […]
4 марта в зале Palace of Fine Arts пройдет необыкновенный концерт. Театр танца FIREBIRD («Жар-птица») отмечает свое 20-летие. Это будет большое праздничное представление, где зрители увидят лучшие постановки из 20-летней коллекции «Жар-птицы».
Двадцать лет – это большой срок и серьезное испытание. Накануне гала-концерта мы беседуем с хореографом и художественным руководителем театра Лоттой Лысой-Бартон об истории и судьбе театра, о ее собственной жизни и, конечно же, об искусстве.
– Лотта, расскажи, пожалуйста, с чего началась история ансамбля?
Лотта: Ансамбль начался с моей мамы. Моя мама, Роза Лысая, приехала в Америку в 90-м году. Она была выдающимся хореографом и педагогом и вскоре после переезда создала первую студию народных танцев на базе JCC в Пало-Алто. Мама обладала безупречным вкусом, причем во всем. Это относилось к танцам, музыке. У нее была прекрасная интуиция, а ее талант был особенным. Она не только талантливо ставила танцы, она талантливо жила. Мама была очень мудрым человеком и научила меня многому. В 1999 г., после ухода мамы из жизни, я стала руководить ансамблем.
Из зрительских отзывов: «Творчество руководителя и хореографа ансамбля Лотты Лысой давно вышло за рамки жанра народных танцев. Уникальность ее стиля заключается в том, что каждый танец – это маленький спектакль, исповедь, прожитая жизнь….» .
– Что ты подразумеваешь под театром танца?
Лотта: Я бы сказала, что это театральная постановка, выраженная языком танца.
Из зрительских отзывов: «Cпектакли Firebird не ограничены рамками сцены. Сцена и зрительный зал на какой-то момент превращаются в единое целое, а зрители становятся участниками событий. Театральность и праздник, который начинается еще в фойе, превращает встречи с «Жар-птицей» в настоящее шоу».
– Сегодня трудно представить себе современное шоу без спецэффектов. Ты же легко обходишься без них….
Лотта: Чем меньше ты можешь сказать людям, тем больше спецэффектов тебе нужно. Если ты пытаешься все время кого-то удивлять, то попадешь в свою же собственную ловушку. Я никогда не пыталась специально кого-то удивить.
– А тебе сегодня труднее работать, чем раньше?
Лотта: Наоборот – легче. Для меня главное – это возможности самих танцоров. А они сегодня могут гораздо больше, чем раньше, и мне не приходится ограничивать себя в воплощении интересных идей.
– А изменились ли ребята? Если сравнить твоих учеников 90-х годов с сегодняшними мальчиками и девочками. Например, их ценности, интересы, взаимоотношения…
Лотта: Те, кто приходит танцевать к нам в студию сегодня – это дети, уже родившиеся в Америке. Их родители хотят, чтобы они попали в русскоязычную среду и сохранили культуру и язык. А ребята, которые пришли к нам еще 10-15 лет назад – все были иммигрантами и только-только приехали сюда. В школе у них сразу начались проблемы: незнакомая среда, акцент, отсутствие друзей. Многие из них чувствовали себя очень неуверенно в новой обстановке и искали возможность заявить о себе и найти новых друзей. Они искали русскоязычную среду и были счастливы танцевать; им аплодировали, на них ходили. Они понимали, что заслужили уважение и восхищение своих поклонников. А главное, что в этой совместной работе они приобрели друзей и дружат до сих пор. Так, через танец они обретали уверенность в себе. У детей разных поколений – разная история, но по сути своей они не изменились. Дети всегда остаются детьми. Их чувства не зависят от времени.
Из отзывов родителей: «Никогда не забуду гастролей в Монреале, где мы выступали на музыкальном фестивале, посвященном Дню Канады. Вместе с «Жар-птицей» там выступали коллективы из 36 стран мира! Мы, конечно, очень волновались за наших ребят. И вот после танца Gypsy («Цыганский» – прим. И.Г.) зал стоя аплодировал им в течение 6 минут и не отпускал ребят со сцены. Как счастливы они были в этот момент!»
– Скажи, а если бы ты не стала хореографом, какая профессия была бы тебе по душе?
Лотта: Я играла в учительницу танцев с трех лет… не люблю неисполненных желаний. Если бы хотела стать кем-то другим, обязательно стала бы.
– А в чем ты черпаешь вдохновение?
Лотта: В музыке, а еще – в моих танцорах. Бывает, смотришь на человека и вдруг в воображении промелькнет неожиданный новый образ. Начинаю тут же искать музыку. И так рождается что-то новое. А еще я черпаю вдохновение в книгах.
– А какая самая любимая?
Лотта: «Маленький принц».
– Тяжело быть ответственным за тех, кого приручил?
Лотта: Нелегко. Но это мое жизненное кредо. И эта ответственность особенно велика, когда имеешь дело с детьми.
– В чем, по-твоему, секрет твоего профессионализма?
Лотта: Быть честной с самой собой. Ни в жизни, ни в работе ради достижения какой-то цели я не стану поступаться моральными принципами. А, кроме того, в принятии решений я доверяю больше всего своей интуиции и чувствам. И они меня редко подводят.
– Это потому, что «зорко одно лишь сердце»?
Лотта: О, да. Еще один момент истины у Сент-Экзюпери, который очень созвучен моей жизни.
– Двадцать лет для творческого коллектива – это большой срок. Мы видим, что «Жар-птица» не только не угасает, но и очень интересно развивается. А в чем секрет этого долголетия?
Лотта: Говорят, что, если знаешь секрет долголетия, то никому его не выдавай, а то перестанет работать. Но я, наоборот, говорю об этом открыто: не бояться идти вперед, не бояться перемен и иметь хорошую команду. Мне очень повезло: у нас прекрасная команда учителей. Преподаватели «Жар-птицы» – профессионалы высокого класса. В первую очередь, они очень любят детей, и дети их обожают. Они много работают и очень преданы своему делу. Мы многое пережили вместе – и радости, и грустные моменты. Мы не просто единомышленники и коллеги, – мы стали настоящими друзьями. Без них не было бы нашего сегодняшнего юбилея.
– Если бы тебе пришлось нарисовать линию жизни своего театра, что бы это была за линия – твердая прямая, прерывистая, зигзагообразная, а, может, круг?
Лотта: Это спираль. И не случайно, ведь эта форма заложена в нас самих природой: наши ДНК тоже имеют форму спирали. В театре меняются поколения: ребята вырастают из своих танцев и костюмов; их костюмы перешиваются на младших. Они взрослеют, их движения приобретают большую уверенность, пластику и красоту. Я так люблю смотреть, как растут мои ученики! Нам двадцать лет, и сегодня те, кто пришел к нам танцевать в 90-х, приводят к нам уже своих собственных детей: и мы начинаем учить их надевать танцевальные тапочки, держать баланс. Но это не значит, что мы каждый раз возвращаемся к нулю. Мы растем, и растут наши спектакли.
Из разговоров со зрителями: «Уже много лет я не пропускаю ни одного концерта «Жар-птицы». Мы давно узнаем танцоров в лицо и видим, как они меняются. Что касается самих танцев, то они становятся все более интересными. И даже знакомые танцы приобретают новый рисунок. Мне очень интересно за этим наблюдать. И каждый раз получаю колоссальный заряд жизненной энергии.
– Ты помнишь самый счастливый момент своей жизни в театре за эти 20 лет?
Лотта: Столько всего было за эти годы… Пожалуй,самый счастливый момент – это финал концерта. Это нечто вроде эффекта сдвинутой горы – чувствуешь, что что-то получилось. И еще хочу рассказать о двух очень счастливых и важных моментах моей жизни. Первый – после премьеры Alice in the Wonderland. Впервые состоялся не концерт, а именно спектакль. Мы вышли на новый уровень. А второй момент – это премьера Симхи. Этот спектакль стал предметом моей гордости. Я чувствовала, что вновь соединилась со своей семьей – мамой, бабушкой, дедушкой. И для ребят этот спектакль стал важным моментом их жизни. Через него они переживали прошлое своих бабушек и дедушек, уезжавших в эмиграцию. И вот вам еще один пример того, что наша жизнь развивается по спирали.
– Лотта, расскажи, пожалуйста, о своих творческих планах.
Лотта: Следующий шаг – это новый спектакль, и я уже знаю, какой. Но не буду раскрывать секрет. Сейчас мы готовимся отметить юбилей, и все внимание я хочу сосредоточить на предстоящем выступлении. Это очень важный для нас концерт, потому что мы выходим к зрителям с тем, чего достигли за эти двадцать лет. Это большая ответственность и честь для нас.
– Ты счастливый человек?
Лотта: Да. Каждый Новый Год, когда моя семья собирается за праздничным столом, я всегда поднимаю первый тост и говорю: «Я – счастливый человек»….
– Представь, что ты поднимаешь тост за ваше двадцатилетие. Что ты скажешь сегодня своему коллективу?
Лотта: Я – счастливый человек потому, что у меня есть вы все. Я так люблю своих учеников и наших учителей! Спасибо за то, что я росла с вами тогда, когда вы росли вместе со мной. И следующие двадцать лет я хочу, чтобы мы были вместе и судьба не развела нас. У нас будут интересные спектакли и поездки. Спасибо вам за нашу жизнь вместе.
– Спасибо, Лотта, за твою прекрасную работу, любовь к детям и талант. Уверена, что все задуманное обязательно сбудется.
Лотта: Спасибо. Я в это верю.
Мы желаем всему коллективу «Жар-птицы» успешного предстоящего концерта и такого же высокого творческого полета в будущем. А вас, дорогие зрители, приглашаем на концерт THE BEST OF 20, который состоится
4 марта в 5 часов вечера
в Palace of Fine Arts Theater
Информация и билеты: www.firebirddance.com и по тел.: (650)996-9305
Не пропустите!
Инна ГОЛЬБРАЙХ