Выдающаяся американская певица – в Зеллербах-Холле

Share this post

Выдающаяся американская певица – в Зеллербах-Холле

На днях в Зеллербах-Холле (Беркли)  состоялся концерт американской меццо-сопрано Одры Макдональд, о которой многие наши соотечественники слышали, но которую далеко не все слушали. Уже на подступах к концертному залу царило необычное волнение, а в небе парили вертолёты, по-видимому, громогласно приветствуя назревающее событие. Правда , позднее выяснилось, что их интересовала не столько приезжая дива, сколько разгоревшиеся […]

Share This Article

На днях в Зеллербах-Холле (Беркли)  состоялся концерт американской меццо-сопрано Одры Макдональд, о которой многие наши соотечественники слышали, но которую далеко не все слушали.

Уже на подступах к концертному залу царило необычное волнение, а в небе парили вертолёты, по-видимому, громогласно приветствуя назревающее событие. Правда , позднее выяснилось, что их интересовала не столько приезжая дива, сколько разгоревшиеся страсти на улицах Беркли и Окланда.

Наконец, публика нашла и заняла свои места, все угомонились, но в зале чувствовалась некая напряжённость, которая разрешилась только после появления на сцене женщины в сопровождении трёх мужчин. Все две с половиной тысячи человек, вмещающихся в Зеллербах-Холл, вскочили и заорали, а также засвистели что было сил. Пришлось оглядываться, чтобы увидеть ближайший выход из зала на случай, если потолок рухнет. Но эта высокая и стройная молодая женщина, как выяснилось, обладает необычайной силой воздействия на окружающий её мир: где-то на полпути к бесконечности она подала знак взмахом руки, и зал мгновенно прекратил вопли и смирно и бесшумно занял свои места. Стало ясно, что Одра – не только  известная певица, но и выдающийся  дирижёр.

После первой песни она представила свою команду: Энди Эйнборна, музыкального директора и пианиста; Марка Вандерпоэла, контрабасиста; Джина Люина, ударника. Впрочем, их специализация носит несколько условный характер, так как каждый из них, по мере надобности,  играл и на других инструментах. Чувствуется идеальная сыгранность музыкантов друг с другом и с солисткой. В паузах между каждыми двумя номерами Одра делилась с публикой воспоминаниями или рассказывала «музыкальные истории». Говорит она прекрасно, без случайных оговорок, с замечательным юмором. Эта стройная молодая тёмнокожая женщина, лет 30-35, вполне, и притом весьма успешно, могла бы выступать на сценах драматических театров, но она выбрала иную судьбу.

Одра Макдональд

Одра Макдональд обладает своим собственным инструментом, уникальным голосом. Диапазон его – от верхних сопрановых нот до самых низких контральтовых. Голос очень красивого тембра, свежий, сочный, послушный, легко справляющийся и с колоратурными пассажами. Певица с тонкой душой, она перевоплощается при исполнении произведений различного характера, создавая очень несхожие, эмоционально богато насыщенные миниатюры, своеобразные портреты людей и картины природы. Голос выливается из неё свежей волной, но, если необходимо, то и с некоторой долей тремоло, следуя традициям американского вокального исполнительства.

Одра вполне могла бы петь и в оперных театрах. Почему это я воспользовался сейчас условным наклонением? Она действительно, и с большим успехом, выступала на оперных сценах, Так, в 2006 году она дебютировала  в Хьюстонской Гранд Опера, исполнив там с огромным успехом единственную роль в опере Пуленка «Человеческий голос», требующую глубокого проникновения в душу молодой женщины, которая покончит с собой. В последующем году она дебютировала в Лос-Анджелесе в опере  Курта Вейля «Возвышение и падение города Махагони». Записи этих двух произведений получили премии «Грэмми», первая – за лучшую запись оперы, вторая – за лучшую запись классики.

Одра Макдональд родилась в Западной Германии в 1970 году. Семья оказалась там потому, что отец Одры служил в вооруженных силах. Наконец, семья (родители и две дочери, вторая – моложе Одры) вернулась в США и обосновалась во Фресно (Калифорния). Её родители – интеллигентные, образованные люди, увлекающиеся музыкой. После окончания High School с уклоном в «исполнительское искусство» Одра поступила в Джульярдскую Школу в Нью Йорке и закончила её в 1993 году.

Но в эти же годы у неё случился срыв, и она попыталась покончить с собой. Убедительные поводы для такого решения не обсуждаются. После месяца пребывания в госпитале она вернулась в Джульярд, где к ней отнеслись с большим сочувствием и пониманием. В частности, ей посоветовали направить свои усилия на музыкальный театр; так она и поступила. Её наставники оказались правы: наибольших успехов Одра достигла именно в музыкальном театре. Уже в 1994 году она с большим успехом выступила в роли Кэрри Пипперидж в мюзикле «Карусель», оказавшись гвоздем программы, и получила свою первую награду, премию «Тони».

Всего у Одры шесть премий «Тони», – похоже, рекордное количество этих премий, которыми награждаются лучшие исполнители бродвейского репертуара. Одну из них она получила за лучшую женскую роль в мюзикле «Порги и Бесс» в 2012 году, другую – за лучшую женскую роль в пьесе «Lady Day at Emerson’s Bar and Grill” . Одра была награждена также премиями «Эмми» и «Драма Деск» за лучшую женскую роль в мюзиклах и других пьесах, что говорит о больших возможностях певицы и актрисы.

На концертных подмостках Одра, наряду с известными произведениями, пропагандирует новые сочинения, и особенно – Джона Адамса. Она выступала уже чуть ли не со всеми американскими оркестрами, включая и Сан-Франциско Симфони под руководством Майкла Тилсона Томаса. С ней выступали такие светила, как сэр Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен, Леонард Слаткин. Она триумфально пела и в Европе, в частности, с  ВВС Proms в Лондоне, где оказалась лишь второй американкой за более чем 100 лет, которая была приглашена выступать с ним.

Она с большим успехом выступала с  Парижским,  Лондонским и Берлинским Филармоническим оркестрами. Снималась в нескольких картинах, в том числе и в телевизионных фильмах. 31 декабря 2006 года Одра в сопровождении Нью-Йоркского Филармонического Оркестра участвовала в традиционном предновогоднем концерте, где она исполняла песни из кинолент. Этот концерт транслировался по телевидению в программе «Живьём из Линкольн-Центра».

Трудно перечислить все программы, в которых принимала участие Макдональд, человек чрезвычайно талантливый и трудолюбивый. Но вот ещё один пример: в 2009 году вышел фильм  под названием «У неё возникли проблемы», мюзикл, «сочинённый, доведённый до блеска и поставленный» сестрой Одры, Алисон Макдональд, в котором принимала участие Одра.

В 2013 году Одра была названа «Музыкальной Америкой» «Музыкантом года». Её предшественниками, награждёнными таким же званием, были Леонард Бернстайн, Леонтин Прайс, Беверли Силлс и Йо-Йо Ма.

Но вернёмся к концерту в Зеллербах-Холле. Значительная часть произведений, исполненных певицей, были знакомы слушателям, и каждый раз после объявления следующей вещи зал взрывался криком и аплодисментами, а затем, после завершения исполнения, разражался бурной овацией, притом в высшей степени заслуженной.

Программа концерта была составлена очень разумно, чередование номеров было идеальным: более чем полуторачасовый концерт без перерыва не утомил публику.  Пела Макдональд замечательно, с массой оттенков, изящно, с нужными изменениями в настроении, с очень чёткой дикцией. Несколько раз она предлагала публике петь вместе с ней. С каким энтузиазмом люди пели! Да как чисто, без всякой фальши! Меня всегда поражает такая музыкальность  «коренной» американской публики. Американцы поют так, как будто принимали участие в нескольких репетициях. Концерт завершился бурной овацией, после которой Одра спела ещё две песни.

Концерты Одры Макдональд пропускать нельзя.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Р.S. Одра Макдональд в сентябре 2000 года вышла замуж за контрабасиста Питера Донована. У них родилась дочь Зоя. Донован и Макдональд разошлись в 2009 году. Макдональд вышла замуж вторично в 2012 году за Билла Свенсона.

Отец Одры  погиб в апреле 2007 года во время крушения экспериментального самолёта, на борту которого он находился. Катастрофа произошла севернее  Сакраменто.

Х.А.

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »