Встреча с Санкт-Петербургским филармоническим оркестром

Share this post

Встреча с Санкт-Петербургским филармоническим оркестром

В Дэвис-Холле состоялись  два концерта Санкт-Петербургского Филармонического оркестра под управлением Юрия Темирканова. В памяти многих этот коллектив до сих пор остаётся оркестром Мравинского. Оба вечера были достойны Мравинского и по выбранным программам, и по качеству исполнения. Первый концерт начался с исполнения  нескольких симфонических картин из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». […]

Share This Article

В Дэвис-Холле состоялись  два концерта Санкт-Петербургского Филармонического оркестра под управлением Юрия Темирканова. В памяти многих этот коллектив до сих пор остаётся оркестром Мравинского. Оба вечера были достойны Мравинского и по выбранным программам, и по качеству исполнения.

Первый концерт начался с исполнения  нескольких симфонических картин из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Римский-Корсаков, один из самых выдающихся русских композиторов, появляется на концертных подмостках Сан-Франциско чрезвычайно редко (за исключением «Шехеразады»), и поэтому исполнение его музыки стало приятным подарком для публики.

Юрий Темирканов

Затем прозвучал фортепианный концерт №1 Чайковского (солист Денис Кожухин). Сыгран он был в лучших традициях российского исполнительства: с должной бравадой и размахом, с тонкой выделкой каждой детали, с завораживающей лирикой. Кажется, этот концерт уже должен быть заигран до неприятия, но Чайковский и талантливейшие российские пианисты и оркестры не предоставляют таких «возможностей», и каждый раз, слушая это произведение, мы открываем в нём новую духовность и красоту. Овация публики завершилась исполнением Кожухиным на бис Прелюдии си-бемоль минор №24 из «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха. Исполнение прелюдии показалось мне  менее интересным, чем хотелось бы.

Денис родился в Нижнем Новгороде в 1986 году в музыкальной семье (отец-дирижёр, мать – пианистка). Родители сумели привить обоим сыновьям, Денису и  его младшему брату Владиславу, любовь к музыке. Начиная с четырёхлетнего возраста, Денис стал приобщаться к игре на фортепиано, вначале с помощью мамы, а затем – в музыкальной школе – под руководством замечательного педагога Н.Н.Фиш, у которой некогда училась и его мама. В тринадцатилетнем возрасте мальчик был принят в Высшую школу музыки королевы Софии в Испании, где занимался у выдающегося педагога и пианиста Дмитрия Башкирова и его ассистента Клаудио Мартинеса Менера. Денис Кожухин в одном из интервью сказал: «Башкиров – великий педагог, тонкий и чуткий художник. Я очень многому научился у него и продолжаю учиться, так как его знания – зёрна, которые будут прорастать всю жизнь».

Денис брал уроки и у многих других педагогов, успешно выступил в нескольких международных конкурсах, но вершиной его достижений в этот период стала победа на одном из самых престижных соревнований, которые проводятся раз в четыре года, – Конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе в 2010 году. Королева лично вручила Денису награду. В том же интервью Кожухин сообщил: «После конкурса началась очень интенсивная концертная жизнь, надо было учить огромный репертуар, сам ритм жизни изменился, и приходилось к этому привыкать. Но это было счастье…».

У Кожухина было много запланированных концертов как в последовавшее после конкурса время, так и в нынешнем году: он играет в США, выступал или будет выступать в Бразилии, Австралии, Японии, Китае, Канаде, Тайване, помимо России и Европы, притом, в самых престижных залах. Записывает диски. А его брат Владислав, тоже пианист, повторяя путь Дениса, учится сейчас в Испании всё у того же Дмитрия Башкирова.

Но вернёмся ко второму отделению концерта, где произошло главное событие вечера – исполнение оркестром малоизвестного сочинения, под сокращённым названием …al Niente  выдающегося грузинского композитора Гии Канчели. Произведение было написано в 2005 году и посвящено Темирканову, который пока является единственным исполнителем  этого музыкального шедевра. Полное название сочинения – Diminuendo al тiente («Постепенное угасание»). Я его услышал впервые на этом концерте. Вот что говорит сам автор об этом произведении: «Такое название по смыслу соответствует моему нынешнему душевному состоянию… И, несмотря на то, что сознание моё как никогда ясное, я всё чаще размышляю о прожитом (!) и оставшемся (?) временах. И, как бы я ни был полон сил и замыслов, как бы я ни был готов к преодолению нескончаемых трудностей, в последнее время надо мной, подобно движущейся строке, маячит напоминание: Diminuendo al niente». Во время работы над …al niente композитору исполнилось 65 лет.

Это удивительноё произведение, полное глубоких и волнующих раздумий о сути жизни, о её красоте и печалях, о неизбежном конце. Неожиданно возникающие божественные диссонансы, демонстрирующие протест против существующих границ жизни Человека, –  и полное покорности согласие и смирение. Взрыв отчаяния – и «звучащая тишина», сосредоточенность в себе. Очень оригинальное сочетание инструментов. А вот и медленный танец, мягко вступают струнные, и опять резкие перепады звучностей. Трудно сказать, в каком стиле создана эта музыка. Скорее всего, это просто собственный стиль автора, когда трагедийность сосуществует со светлым началом и может быть выражена даже средствами эстрадной музыки. Это одно из самых выдающихся произведений современной музыки, созданных в последние десятилетия.

Гия Канчели

В заключение концерта оркестр исполнил на бис миниатюры Эльгара и Стравинского.

Гия Канчели родился в 1935 году. В 1988 году получил звание народного артиста СССР, возглавлял Союз композиторов Грузии и был одним из руководителей Союза композиторов СССР. Сочинил 7 симфоний, огромное количество оркестровой и камерной музыки, хоровых произведений, музыки для кино. С 1991 года живёт в Европе, вначале в Берлине, а потом – в Антверпене (Бельгия).

На следующий день программа концерта была совершенно иной.  Начался концерт… Прошу прощения: он ещё не успел начаться, когда на одной из террас  возникло нечто, похожее на женское существо, в маске и экстравагантной одежде, которое стало выкрикивать какие-то политические требования. Трудно было понять лозунги её выступления, но в наше крайне политизированное время суть выступления может быть, вероятно, изложена следующим образом: Темирканов должен сместить  Путина и  водрузить на его место кого-либо из оркестрантов (возможны и другие интерпретации).  Темирканов не стал торопиться с выполнением этого требования, а один из служащих Дэвис-Холла выставил существо из зала.

Итак, концерт начался с исполнения увертюры к опере Россини «Севильский цирюльник». Чудная увертюра, прекрасно исполненная и знакомая каждому человеку, находившемуся в зале, но никак не вписывавшаяся в программу концерта, в котором исполнялись Скрипичный концерт №2 Прокофьева и Симфония №2 Рахманинова. В концерте №2, созданном в 1935 году, Прокофьев стремился к высокой простоте и ясности музыкального высказывания, в ней меньше технических новшеств, чем это было в его предыдущих сочинениях. Солистка, норвежская скрипачка Вилде Франг, успешно преодолела многие оставшиеся технические трудности, хорошо выразила настроение каждой из трёх частей. Она успешно передала восторженность первой части, мудрое спокойствие второй и танцевальную энергию третьей части. Но ей не хватало, пожалуй, свободы   и раскованности.

Денис Кожухин

Однако наибольшим достижением вечера было исполнение симфонии №2 Рахманинова. Темирканов и его оркестр продемонстрировали идеальное взаимопонимание и глубокое уважение и любовь к этому романтическому шедевру, немедленно создав соответствующую атмосферу любви и волнения в зале. Первая часть была исполнена ярко и страстно,  вторая – ослепительное адажио с замечательнымии эпизодами, в которых выделялись деревянные духовые инструменты, а третья часть подняла весь зал на ноги и завершилась  двумя бисами: отрывками из «Лебединого озера»  и «Щелкунчика» Чайковского.

Вспоминаю выступления этого коллектива с этим же дирижёром лет 15 – 20 назад. Это было трудное время и для оркестра, и для его руководителя. Смена поколений оркестрантов, отъезд многих из них на Запад, набор новых музыкантов, часто недоучившихся студентов консерватории, отсутствие качественных духовых инструментов, да и проблемы с дисциплиной… Было горько и обидно, и казалось, что оркестр Мравинского никогда уже не вернётся к прежнему блистательному уровню. Но все, кто разделяли это мнение, оказались неправы: во время нескольких предыдущих приездов оркестра в Сан-Франциско мы уже встречались с  неузнаваемым коллективом, а последние два его концерта познакомили нас с одним из лучших в мире оркестров, с прекрасным звучанием всех групп инструментов, с интереснейшим репертуаром и выдающимся руководителем.

  Х. АНАТОЛЬЕВ

   Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »