Встреча с Российским Национальным оркестром и его замечательной солисткой

Share this post

Встреча с Российским Национальным оркестром и его замечательной солисткой

Российский Национальный оркестр (РНО) дебютировал в Москве в 1990 году и активно выступает как в России, так и в Европе, Азии и Америке. Это первый оркестр из РФ, выступивший в Ватикане и Израиле. Участвует во многих музыкальных фестивалях. В частности, ежегодно проводит фестиваль в Московском Большом театре. Записал в ряде ведущих компаний мира свыше 80 […]

Share This Article

Российский Национальный оркестр (РНО) дебютировал в Москве в 1990 году и активно выступает как в России, так и в Европе, Азии и Америке.

Это первый оркестр из РФ, выступивший в Ватикане и Израиле. Участвует во многих музыкальных фестивалях. В частности, ежегодно проводит фестиваль в Московском Большом театре. Записал в ряде ведущих компаний мира свыше 80 дисков. Основал этот коллектив и является его музыкальным директором и главным дирижёром знаменитый пианист, композитор и дирижёр  Михаил Плетнёв.

pletnev_title_f
Михаил Плетнёв

С коллективом выступали такие дирижёры, как Мстислав Ростропович, Владимир Юровский, Кент Нагано, Василий Петренко и другие. В 2004 году он стал первым российским оркестром, получившим премию «Грэмми». Был награждён в дальнейшем не только ещё одной «Грэмми», но и многими другими премиями.  РНО является единственным в России крупным ансамблем, основанным и поддерживающимся не государством, а частными предприятиями. Оркестранты ныне снабжены музыкальными инструментами высочайшего класса, что сразу же ощущает публика. В 2007 году Плетнёв был награждён Президентской премией за вклад в музыкальную жизнь России.

Оркестр неоднократно  приезжал в Сан-Франциско, однако нынешние гастроли оказались самыми выдающимися. Разумный возрастной баланс коллектива, пополняемого талантливыми музыкантами, работа с разными и очень интересными дирижёрами, прекрасный выбор программ, – всё способствовало развитию коллектива и покорению новых вершин.

В Сан-Фанциско оркестр выступал 21 и 22 февраля. В первый вечер я находился в первом ярусе,  во втором – в партере, достаточно близко от сцены. И сделал открытие – насколько аккустика в первом ярусе превосходит акустику по меньшей мере в 20 первых рядах партера. Оркестр звучал прекрасно в обоих случаях, но в первом ярусе это звучание было совершенным волшебством.

Программы вечеров были совершенно различные, но составлялись по той же схеме: одна из ярких увертюр, фортепианный концерт в самом выдающемся исполнении – в первом отделении, и яркие сюиты – во втором. В первый вечер прозвучало ещё и новое произведение живущего в Сан-Франциско Гордона Гетти, большого любителя музыки, сочиняющего музыку, и многолетнего спонсора наших музыкальных коллективов.

Концерт в воскресенье, 21 февраля,  начался с исполнения оркестром под управлением Михаила Плетнёва «Праздничной увертюры»  Дмитрия Шостаковича, сочинённой им в 1954 году по заказу Большого театра. Сталин умер годом раньше.  Настроение композитора было достаточно хорошим, увертюра получилась весёлой и забавной, и в таком же духе была исполнена оркестром и дирижёром.

Как известно,  Первый фортепианный концерт Чайковского, эта жемчужина музыкального искусства, завершённый автором в 1875 году, подвергся резкой критике со стороны директора Московской консерватории Николая Рубинштейна и его сторонников. Понадобилось время, примерно три года, чтобы отношение этой группы музыкантов к Первому концерту претерпело изменения и стало восторженным. И, когда был вынесен на суд слушателей новый, Второй  фортепианный концерт Чайковского, технически и музыкально более сложный, чем Первый, он был принят публикой с воодушевлением.

Главной вершиной вечера стало выступление с оркестром выдающейся пианистки современности, китаянки Юджи Ванг, хорошо знакомой любителям музыки Сан-Франциско по её регулярному участию в музыкальной жизни Сан-Франциско.  21 февраля она исполняла Второй фортепианный концерт Чайковского в сопровождении Российского Национального оркестра. Её исполнение было полно изящества, осмысленности каждой фразы, смены настроений и технического совершенства. Эмоцональность каждого эпизода естественна, а стилистика убедительна. А каковы сочность звучания и богатый звук! А уж техника… И какая связь с оркестром и дирижёром! Исполнение этого концерта можно без колебаний назвать выдающимся событием.

Коллектив Российского Национального оркестра
Коллектив Российского Национального оркестра

Второе отделение концерта началось с первого исполнения нового произведения Гордона Гетти «Гретхен Фаусту» (памяти сына Андрея). Это сочинение соседствует с двумя другими одноактными произведениями и раздирает душу.

Сопрано Лиса Дилен исполнила ряд песен современных американских и не только американских композиторов.

Во втором отделении исполнялась и сюита по мотивам балета «Жар-птица» Игоря Стравинского. Многие познакомились с музыкой и содержанием этого произведения на спектаклях, поставленных Юрием Посоховым в Балете Сан-Франциско (хотя обе постановки значительно различаются). Сергей Дягилев, создатель «Русского Балета» , выбрал в качестве нового русского балета сюжет, в котором Иван, юный царевич, очарованный красавицей Жар-птицей, попадает в сады великана – людоеда Кащея. Царевич поймал Жар-птицу, но соглашается отпустить её, оставив лишь одно перо. В саду Иван влюбляется в одну из тринадцати Принцесс, попавших в ловушку Кащея. Когда царевич последовал за любимой Принцессой по пути во Дворец, он был схвачен. На рассвете он должен превратиться в камень. Но царевич с помощью волшебного пера вызывает Жар-итицу, и она усыпляет Кащея и всех его друзей-мерзавцев. Она же научила Ивана, как освободить всех пленников Кащея. Очень просто. Для этого нужно только разбить вдребезги огромное яйцо, в котором находится душа Кащея. Каждый из читателей сумел бы это сделать.

Вся эта история завершилась свадьбой Ивана царевича и его Принцессы.

Второй концерт гостей из Москвы, состоявшийся 22 февраля, начался с  исполнения увертюры к единственной опере Шумана, притом романтического характера, «Геновева». События давних времён получили дивную окраску и нужную приподнятость. Но залом вскоре овладел Моцарт в блестящем исполнении Юджи  Ванг и Российского Национального оркестра, которые сыграли фортепианный концерт Моцарта №9 ми бемоль мажор. Как жаль, что у композитора не было возможности услышать свой концерт в cтоль уникальном исполнении! Неправдоподобная техника Юджи Ванг, заставляющая предполагать о её связях с Небесами, плюс явно неземная музыка Моцарта, плюс глубокий и тонкий Плетнёв… Да, есть о чём пофантазировать.

Во втором отделении концерта была исполнена сюита из балета Чайковского «Лебединое озеро». Оркестр вновь продемонстрировал красоту своего звучания, изящество исполнения, глубину проникновения в сюжетные переплетения. До сих пор «Лебединое озеро» является одним из самых популярных и любимых балетов в мире.

Юджа Ванг
Юджа Ванг

Но поставим точку, ибо нам нужно рассказать ещё о блестящих бисах в каждом из этих концертов.

Юджа Ванг выступала с колоссальным успехом, и в каждом из двух концертов сыграла на бис по два произведения. В воскресенье она исполнила эмоциональный отрывок  из оперы Глюка «Орфей и Эвридика» (в обработке Скамбати) и джазовую обработку «Турецкого марша» Моцарта, принадлежащую Фазил Сэй и значительно усложнённую Юджей Ванг. Что происходило в зале, описать невозможно. В понедельник она сыграла на бис «Чай на двоих» Арта Татума и джазовую обработку Ёрла Уилда музыки Чайковского к танцу четырёх лебедей.

Как я уже отмечал, выступления Российского Национального оркестра было выше всех похвал, и, естественно, ему приходилось бисировать. 21 февраля он исполнил на бис вальс из «Маскарада» Арама Хачатуряна и лезгинку из балета «Гаяне». 22 февраля оркестр исполнил на бис танец шутов из музыки Чайковского к спектаклю «Снегурочка» Островского.

Концерты Российского Национального оркестра во главе с Михаилом Плетнёвым и с участием Юджи Ванг стали выдающимся событием в музыкальной жизни Сан-Франциско.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »