Встреча с повзрослевшим Ланг Лангом
Недавно в Дэвис Симфони Холле состоялся очень симпатичный концерт с довольно пёстрой программой. Первое отделение началось с исполнения знаменитой увертюры Бетховена к драме «Эгмонт», созданной Гёте и усиленной вкладом Бетховена к различным частям сочинения. Второе отделение началось с исполнения прелюдии к первому акту оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Здесь Вагнер изменил своим богам и богиням и […]
Недавно в Дэвис Симфони Холле состоялся очень симпатичный концерт с довольно пёстрой программой. Первое отделение началось с исполнения знаменитой увертюры Бетховена к драме «Эгмонт», созданной Гёте и усиленной вкладом Бетховена к различным частям сочинения. Второе отделение началось с исполнения прелюдии к первому акту оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Здесь Вагнер изменил своим богам и богиням и рассказывает волнующую историю о силе искусства. Объявленный в программках дирижёр Мануэль Лопез-Гомез не успел получить визу, и его срочно заменил Роберт Тревино, который в этой сложной ситуации в целом успешно справился с поставленными задачами, хотя вагнеровская прелюдия явно была недоработана.
Однако главным событием этой программы стало выступление одного из самых популярных пианистов нашего времени, тридцатитрёхлетного Ланг Ланга, исполнившего в первом отделении Фортепианный концерт Моцарта №24 до-минор и во втором отделении – Фортепианный концерт Грига ля-минор. Появление на сцене легендарного пианиста сопровождалось продолжительными овациями. А впервые мы услышали Ланг Ланга в 2000 году (Боже, как летит время!) и много раз после того выступления. Он поражал в те годы своей техникой и громогласностью звучания. Но в то же время его тогдашнее исполнительство было достаточно противоречивым: быстрые пальцы – и неряшливость многих пассажей; недостаточное владение техникой педали и неоправданная бомбардировка клавиатуры; порой – неудачное распределение акцентов.
Кроме того, он упорно заботился о внешней стороне исполнительства, стараясь выглядеть этаким романтическим героем. А балетное сопровождение игры, часто воспринимаемое публикой как проявление эмоциональности пианиста, фактически было самолюбованием. Условно говоря, «Лебединое озеро» в сочетании с каким-либо концертом для фортепиано с оркестром скорее свидетельствовали о дурновкусии, чем об эмоциональности. Однако безусловно талантливый пианист, по-видимому, не был в полной мере удовлетворён своими достижениями и стремился к устранению недостатков. Так, например, в марте 2011 года он в целом хорошо исполнил сонаты Бетховена, Прокофьева и пьесы Альбениса, но, правда, испортил общее впечатление от концерта своим исполнением на бис пьес Рахманинова и Шопена.
Но вернёмся к концерту 13 октября, начавшемуся с исполнения бетховенской увертюры к драме «Эгмонт». Она прозвучала великолепно. Затем последовал фортепианный концерт №24 Моцарта. Все три части концерта прозвучали прекрасно, и здесь велика заслуга Ланг Ланга. Хотелось бы, чтобы первая часть была исполнена с большей элегантностью, но в целом и оркестр, и пианист достигли полного взаимопонимания. Но и Ланг Ланг был полностью сосредоточен на музыке и не пытался что-либо изображать параллельно ей.
Несколько странное впечатление осталось от исполнения фортепианного концерта Грига ля минор. Пианист решил полностью переосмыслить первую часть произведения, произвольно меняя темпы и окраску звучания. Мне показалось, что этот эксперимент не достиг поставленных целей (если таковые существовали). Первая часть явно не удалась, тогда как вторая и третья прозвучали превосходно.
Бурная овация зала завершилась исполнением одной из пьес Чайковского из цикла «Времена года».
Китаец Ланг Ланг родился в 1982 году в семье со знатными предками. Его отец – тоже музыкант, играющий на традиционном инструменте. В трёхлетнем возрасте малыш изъявил желание учиться игре на фортепиано, а в пятилетнем он уже занял первое место на фортепианном конкурсе и выступил в своём первом в жизни публичном концерте. В девятилетнем возрасте его приняли в Центральную Пекинскую консерваторию, но ему плохо давалась учёба, и его отчислили по причине «отсутствия таланта».
Однако другой учитель сумел распознать способности мальчика, и через некоторое время его приняли в консерваторию в класс профессора Джао Пинг-Гуо, который привил своему юному ученику любовь и почтение к русской музыке и русскому исполнительскому стилю. Начиная с 1994 года, мальчик завоёвывает первые премии на различных конкурсах, включая и международные, а в 1995 – первую премию на Междунадном конкурсе им. Чайковского (только не Московском, а Токийском). Правда, ему аккомпанировал Московский Филармонический оркестр. Четырнадцатилетний Ланг Ланг солировал при исполнении Китайским Национальным Симфоническим оркестром инаугурационной программы на концерте в честь нового президента страны, Цзян Цземиня, на котором присутствовал новый лидер страны. Концерт транслировался на всю страну. В последующем году он начал заниматься с известным пианистом и педагогом Гари Графманом в Музыкальном институте Куртиса в Филадельфии.
Занятия продвигались успешно, рецензии становились всё восторженней, и всё более знаменитые оркестры приглашали пианиста. Он выступал с Берлинским Филармоническим, Венским Филармоническим, с лучшими американскими оркестрами. Играл и с лучшими российскими, такими, как, например, оркестр Юрия Темирканова. Но, наряду со сверхвосторженными рецензиями, стали появляться и рецензии с критическими замечаниями типа: «Ланг Ланг ещё недостаточно зрелый музыкант». Однако, судя по его выступлениям в Сан-Франциско, он шаг за шагом продвигался вперёд, сочетая всё ещё юношеский темперамент с более глубоким проникновением в суть сочинения.
В декабре 2008 года Ланг Ланг вместе с Google и YouTube участвовал в создании Симфонического оркестра YouTube. Он играл для многих известных личностей, таких, как бывшй генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, президент Барак Обама, королева Елизавета Вторая, российский лидер Владимир Путин, французский президент Николя Саркози и т.д. Список выступлений Ланг Ланга по случаю значительных событий впечатляет. В частности, он выступал на церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине. Впечатляет и количество и качество его многочисленных записей. Ланг Ланг привносит музыку в жизнь детей всего мира, являясь Посланцем мира Организации Объединённых Наций. Он также создал Международный музыкальный фонд примерно с теми же задачами.
И всё же, при всей своей активности и всех достижениях, как музыкант и пианист, Ланг Ланг ещё не решил все свои проблемы. Перефразируя известную песенку, можно сказать: «Виртуозность – хорошо, а глубина плюс виртуозность – лучше». Путь «вперёд и выше» – всё ещё актуальная задача, стоящая перед талантливым пианистом.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско