Встреча с Гевандхаус оркестром
Issue #783 Меломаны Сан-Франциско с нетерпением ожидали приезда знаменитого Лейпцигского оркестра Гевандхаус, старейшего профессионального оркестра в мире. Ему уже более 250 лет. Когда Феликс Мендельсон был руководителем этого коллектива, торжественно отмечалось его столетие. Среди руководителей были, помимо Мендельсона, Никиш, Фуртвенглер, Бруно Вальтер, Курт Мазур и Бломстедт. Имена – легенды! Ныне оркестром руководит известный дирижёр, итальянец […]
Issue #783
Меломаны Сан-Франциско с нетерпением ожидали приезда знаменитого Лейпцигского оркестра Гевандхаус, старейшего профессионального оркестра в мире. Ему уже более 250 лет. Когда Феликс Мендельсон был руководителем этого коллектива, торжественно отмечалось его столетие. Среди руководителей были, помимо Мендельсона, Никиш, Фуртвенглер, Бруно Вальтер, Курт Мазур и Бломстедт. Имена – легенды! Ныне оркестром руководит известный дирижёр, итальянец Риккардо Чейи. Ещё при жизни Бетховена оркестр сыграл все его симфонии, а впоследствии исполнил все симфонии Брукнера и Шостаковича и записал огромное число других сочинений. Сейчас, как и прежде, Гевандхаус оркестр – заметное явление музыкальной жизни.
Недавно он побывал в Сан-Франциско. В этот свой приезд оркестр исполнил Первый концерт Шопена и Девятую симфонию Дворжака («Из Нового Света») (в первый вечер) и Пятый фортепьянный концерт и Седьмую симфонию Бетховена – во второй. Солировал хорошо известный сан-францисской публике канадский пианист Луи Лорти, заменивший объявленного ранее Нельсона Фрейра. Дирижировал Риккардо Чейи. Такая программа явно была обречена на успех. И успех сопровождал выступления оркестра оба вечера, были овации, исполнялись бисы. Только вот газета «Сан-Франциско Кроникл» не обронила ни слова по поводу концертов. Достаточно красноречивая реакция!
Обе симфонии были исполнены превосходно. Очень хорошо и сбалансированно звучали все группы инструментов (разве что пару раз прокиксовали валторны. Ну, да ведь это валторны…). Темпы, динамика исполнения, колористичность – всё было к месту, всё было продумано и выверено. Написанная Дворжаком в 1893 году в Нью-Йорке и там же впервые исполненная, Девятая симфония отражала впечатления композитора от индейского и афроамериканского мелоса, картин окружающей жизни и от «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло. При этом все темы симфонии принадлежат Дворжаку и были развиты им с помощью всех доступных ему музыкальных средств. Это произведение стало одним из шедевров позднего романтизма. Торжественный финал симфонии ознаменовал и торжество исполнителей.
Столь же хорошо была исполнена Седьмая симфония Бетховена, сложное собрание контрастирующих тем и настроений. Многие почему-то считают ее чуть ли не самой «весёлой» симфонией композитора. Видимо, потому что финал – очень живой и бодрящий. Но вспомните вторую часть, эти безысходность и отчаяние, которые разрывают душу. И не демонстрирует ли последняя часть в этом контексте если и «смех», то сквозь слёзы? Важной задачей исполнителей был правильный выбор темпов и характера каждого эпизода, с тем, чтобы каждая часть заняла своё эмоциональное и логически оправданное место в сложной архитектуре этой симфонии. Дирижёр и оркестр справились с задачей.
Но тяжёлым разочарованием стало исполнение оркестром и пианистом Луи Лорти Первого концерта Шопена. Дирижёр почему-то нашёл нужным разорвать все шопеновские фразы, поставив в конце каждого обрывка , фигурально выражаясь, «восклицательный знак». Особенно пострадала при этом первая часть концерта, но понесли определённые потери и две другие. «Стейнвей» в этот вечер издавал хриплый рыхлый звук, а чрезмерное использование педали при исполнении пассажей вызывало гул, в котором не всегда можно было обнаружить положенные ноты. Всё исполнение шопеновского шедевра носило весьма агрессивный и грубый характер. А где же прозрачность звучания, изящество и свежесть чувств, без которых сочинение двадцатилетнего композитора просто немыслимо?
Пятый концерт Бетховена прозвучал получше, но его исполнение тоже было весьма далеко от совершенства. Тот же странный звук, то же чрезмерное педализирование, то же отсутствие идей. Оркестр, правда, звучал гораздо лучше, чем при исполнении Шопена.
Так вот почему промолчала «Сан-Франциско Кроникл»!