Возвращение Темиржана Ержанова
Два года назад пианист Темиржан Ержанов, после серии прощальных концертов, из которых особенно запомнилось блестящее исполнение Первого концерта Чайковского в Волнат-Крике, покинул наш Район Залива и обосновался в Великобритании. Ныне он с семьёй возвратился в США и недавно дал первый концерт в зале Jewish Community Center Пало Алто. Зал был полон: Темиржана помнят и любят. […]
Два года назад пианист Темиржан Ержанов, после серии прощальных концертов, из которых особенно запомнилось блестящее исполнение Первого концерта Чайковского в Волнат-Крике, покинул наш Район Залива и обосновался в Великобритании. Ныне он с семьёй возвратился в США и недавно дал первый концерт в зале Jewish Community Center Пало Алто.
Зал был полон: Темиржана помнят и любят. Программа концерта была чрезвычайно интересной и разнообразной. Каждое из четырёх включённых в нее произведений представляло определённый музыкальный стиль соответствующей эпохи.
Все вещи были очень сложны как в техническом, так и в интерпретационном плане, и все редко появляются в концертных афишах.
В начале программы было исполнено пятичастное сочинение Грига «Из времён Голберга» (From Holberg’s Time). Голберг – норвежский писатель, философ и историк (1684-1754). Для его времён были характерны барочный или ранний классический стиль, но романтик и, в какой-то мере, импрессионист Эдвард Григ сумел превратить старинные Прелюдию, Сарабанду, Гавот, Ригодон и т.д. в произведения современной ему эпохи. Интересно было услышать, как они прозвучат в трактовке Ержанова.
Как ни удивительно, опытный пианист явно волновался, играя первый эпизод этого сочинения, что проявлялось в некоторых пассажах. Но Ержанов вскоре овладел собой и продолжил выступление самым превосходным образом. Следующим номером программы стала соната Бетховена № 28, Ор.101 , одна из сравнительно редко исполняемых сонат композитора. Ержанов интерпретирует её первую часть как очень персональную и порывистую исповедь, полную эмоций и красоты. Вторая часть, по контрасту к первой, – энергичный марш, переходящий в несколько «остроконечные» (стаккатные) эпизоды с меняющимися настроениями. В третьей части возникает и варьируется мелодия из первой, а затем следует бурная четвёртая часть. Настоящее романтическое произведение, требующее большой ритмической точности и возвышенной эмоциональности, исполненное романтиком Ержановым.
Второе отделение концерта началось с фортепианной сюиты из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» («Десять пьес из балета «Ромео и Джульетта»). Музыка была сочинена в 1935 году. Новый балет стал важнейшей вехой в композиторской биографии С.С.Прокофьева и в истории мировой хореографии. Постановка этого произведения задерживалась, и композитор решил сочинить несколько оркестровых и фортепьянных сюит для исполнения в концертных залах. Десять пьес, в основном, весьма разнохарактерных, требуют различного звукоизвлечения, настроения, технической оснащённости. Достаточно сравнить «Народный танец» и «Менуэт», или «Джульетта-девочка» и «Монтекки и Капулетти», «Меркуцио» и «Танец девушек с лилиями». Ержанов сыграл вдохновенно все пьесы, продемонстрировав тонкое понимание стиля каждой из них, безупречную технику, разнообразную звуковую палитру, тонкий вкус и внимание к деталям. Например, как контрастны в исполнении пианиста завораживающий «Танец девушек с лилиями» и почти варварская «Монтекки и Капулетти»! Это уже не классика, но и не «модерн», а некое переплетение того и другого.
В заключение программы Ержанов исполнил двадцатиминутную Сонату для фортепиано американского композитора Сэмюэла Барбера. (1910 –1981). Завершить программу концерта этой сонатой было вызовом – самому себе и публике. Написанная в 1949 году и впервые исполненная в 1950-м Владимиром Горовицем, соната запредельно сложна и для исполнения, и для восприятия. Вместе с тем, это выдающееся произведение. Некогда австрийский император высказал своё мнение по поводу оперы Моцарта «Похищение из сераля»: «Ужасно много нот, мой милый Моцарт», на что юный композитор парировал: «Ровно столько, сколько нужно, ваше высочество». Хотя в зале, насколько мне известно, не было ни одного императора, публика готова была предъявить те же претензии («Ужасно много нот»), так как нот было действительно намного больше, чем у Моцарта, однако пианист своим исполнением повторил ответ Моцарта: ровно столько, сколько нужно.
Соната состоит из четырёх частей. Две первые – чрезвычайно виртуозны, но одной лишь виртуозности недостаточно для их исполнения, так как Барбер наполнил их многими музыкальными идеями ХХ столетия. Начало второй части – своеобразное скерцо, с частой сменой тональностей. Третья часть намного темней, чем вторая. Многоголосная четвёртая часть особенно сложна в техническом отношении, со всё ускоряющимся темпом. Кажется, вот-вот мир должен рухнуть. Но не рухнул: Темиржан успел завершить исполнение за несколько мгновений до рокового конца.
Публика неистовствовала, и в заключение Ержанов исполнил на бис «Мелодию» Грига из «Лирических пьес». Своё исполнение он посвятил светлой памяти недавно ушедшего выдающегося пианиста и концертмейстера Важи Николаевича Чачавы, с которым много общался и сотрудничал.
Темиржан Ержанов находится в прекрасной физической и творческой форме и продемонстрировал превосходное владение различными музыкальными стилями, а также безупречный технический уровень. Трудно понять, откуда у исполнителя отнюдь не богатырского сложения берутся силы и возможности для проявления такой мощи, технического совершенства и экспрессивности. И всё это чудесно сочетается с тонкостью и благородством исполнения.
Прошедшие два года были заполнены интенсивной концертной деятельностью. Весьма успешно выступал Ержанов в престижных залах (например, в Лондонском Вигмор-Холле , в Малом зале Московской консерватории, в Парижском зале Гаво и Большом зале Санкт-Петербургской филармонии). В последнем он играл в период белых ночей в рамках Международного фестиваля «Музыкальная коллекция» под руководством Юрия Темирканова. В прошлом победитель международного и очень престижного фортепианного конкурса им. Шумана, он совершил большой тур по Германии, сопровождаемый восторженными рецензиями. Волнующими были его гастроли на родине, в Алматы. Недавно он был удостоен почётного звания заслуженный деятель Казахстана. Это единственное почётное звание в стране, и присваивается оно самым выдающимся деятелям науки, техники, культуры и искусства.
Темиржан Ержанов находится в расцвете своего таланта, и мы, слушатели, с нетерпением ждём его новых концертов.
Х.АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско