Воспоминание о памятниках

Share this post

Воспоминание о памятниках

Я провел всю свою советскую жизнь на Тверском бульваре между двумя памятниками, Пушкину и Тимирязеву, и даже родился в Леонтьевском рядом с одним из них. Все мы знали скабрезную шутку, которую регулярно проделывали с Тимирязевым: если зайти к его памятнику сзади и слева, то кажется, что он вынул свое хозяйство и мочится. Может быть, и справа, уже не помню.

Share This Article
Автор – Борис Мавлютов
Этот файл доступен по лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

В моей гигантской коммуналке, в санузле которой висели на стене семь корыт, а в коридоре – трофейный немецкий мотоцикл, ни разу при мне не снимавшийся, хорошо помнили войну и рассказывали, что рядом с Тимирязевым как-то упала немецкая фугаска. Она искорежила трамвай, ходивший у Никитских ворот, убила милиционера, а голова памятника улетела аж за полкилометра и пробила крышу Пробирной палаты на Бронной, которую Козьма Прутков называл палаткой.

На горле и на поясе Тимирязева действительно видны швы, подтверждающие эту версию. Я так и не удосужился проверить ее в гугле, поэтому за что купил, за то продал. У Пушкина мы обычно назначали свидания, а 5 декабря 1965 года там состоялась первая за десятилетия антисоветская акция.

Я в тот момент был комсоргом первого курса в своем Институте восточных языков, и поэтому меня дернули на собрание комсомольского актива ИВЯ (потом ИСАА), спешно созванного в преддверии акции у Пампуши. Перед нами выступил будущий директор ИСАА, рыжий тюрколог Миша Мейер, который встревоженно сообщил нам о готовящейся провокации и просил отсоветовать нашим студентам туда ходить.

Это была ошибка, поскольку студенты о протесте понятия не имели, как не имел его и я. Никого поэтому отговаривать не пришлось. Я, естественно, пошел к Пушкину сам и был поражен, увидев, что разгоняли протест члены комсомольского оперотряда Свердловского района, логово которого располагалось во дворе 19-го дома по улице Неждановой, напротив такого гнезда вольнодумства, как Дом композиторов.

Я был неприятно поражен этим открытием, поскольку сам входил в состав указанного оперотряда и ушел из него только незадолго до вступительных экзаменов. Мне не хотелось, чтобы меня опознал в толпе кто-то из бывших соратников, хотя я жил неподалеку и мог соврать, что забрел к Пушкину случайно.

И я был рад, что борьбой с диссидентами оперотряд занялся уже после меня. В те годы я был еще правоверным комсомольцем и мечтал сделаться советским шпионом, но уже начитался книг о народовольцах и разгонять их наследников не хотел.

При мне оперотряд ловил в центре Москвы фарцовщиков и валютных проституток, которых потом судили в актовом зале Центрального телеграфа, где я проходил в старших классах практику в качестве монтера телетайпов СТА-2М и зарабатывал где-то 14 рублей в месяц, копил и ездил на эти деньги в Киев к любимой девушке. Полвека спустя она сообщила, что смотрела меня по RTVI, пока канал не перешел в ведение москвичей и со мной без сожалений расстался.

У памятника Тимирязеву исторических событий я не застал, кроме одного. Весной 1974-го я сидел неподалеку от него на лавочке со своим приятелем Юликом Векслером и помогал ему заполнить документы в ОВИР. Напротив нас стоял на гранитном парапете вдрызг пьяный мужик и что-то орал. Парапет был высотой мне по грудь, поэтому, когда мужик вдруг упал с него и громко ударился головой об асфальт, распугав голубей, мы решили, что он проломил себе череп и сейчас умрет у нас на глазах.

Это грозило испортить всем погожий солнечный день. Как вдруг мужик встал и пошел прочь.

Известно, что если падать, то лучше пьяным, чем трезвым.

Я прожил между двумя памятниками 27 лет, от звонка до звонка, и уехал от них навсегда вскоре после того, как пьяный распугал у Тимирязева голубей. Но я стал возвращаться в конце 80-х, и один мой приезд совпал с августовским путчем 1991 года. Это были самые счастливые дни моей жизни, включавшие свержение памятников старого режима. Понятно, почему я вспомнил об этом сейчас.

 Я был на площади Дзержинского в тот вечер, когда кран с надписью «Крупп» на стреле стаскивал с постамента Железного Феликса. Памятник окружала большая толпа москвичей и гостей столицы, среди которых я узнал своего нью-йоркского знакомого и почти однофамильца Антона Козлова.

Под конец кран вздернул Феликса стальным тросом, закрученным вокруг горла, и бережно опустил его на автоплатформу, которая под улюлюканье собравшихся увезла памятник в темноту мимо бывшего здания страхового общества «Россия» и гастронома, где советская власть когда-то выделила мне свадебный набор с хорошей колбасой и красной рыбой. В прошлом гастроном принадлежал НКВД и назывался «Стрела», сказала мне соседка, чей муж вывез трофейный мотоцикл из Германии.

На земле у осиротевшего постамента остался трос, которым стаскивали Феликса. Добрые люди помогли мне отломать от него кусок, который я увез в Америку.

Если свержение Дзержинского окрыляло, то попытка разрушить бюст Свердлова, стоявший в скверике у метро «Площадь Революции», оставила у меня тяжелое впечатление. На бюст набросилась шайка глухонемых, которые терзали его с таким остервенением, как будто это был живой Свердлов, лишь вчера замучивший в темнице кого-то из их близких. Я записал рычание этих людей на магнитофон.

Остаток ночи мы с приятелем посвятили занятию, которое я тогда называл про себя созидательным разрушением, позаимствовав этот термин у экономиста Джозефа Шумпетера: мы бегали по темным московским улицам и палкой сшибали с фасадов гербы и прочие советские символы.

В тот момент я не испытывал ни малейших сомнений и лишь приговаривал про себя: «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые», – а также повторял восторженные слова Вордсворта по поводу Французской революции: Bliss was it in that dawn to be alive. But to be young was very heaven!

Но уже тогда я одновременно вспоминал китайскую мудрость: «Не дай тебе Бог жить в интересные времена!»

С годами мне стало казаться, что советские памятники убирали тогда зря, потому они были бы напоминанием о прошлом. Но удержаться было бы невозможно.

В Америке сейчас убрали уже не только Дзержинского, но и Тимирязева.

Владимир КОЗЛОВСКИЙ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »