Вонг, Берг и Брамс в Davies Symphony Hall
Недавно в Сан-Франциско состоялся замечательный концерт с необычной программой. Концерт начался с первого исполнения на Западе США нового произведения, заказанного Сан-Франциско Симфони и Симфонией Нового Света (коллективами, руководимыми Майклом Тилсоном Томасом, сокращенно МТТ), под названием «Карнавальная лихорадка». Автор нового произведения – молодой композитор Цинтия Ли Вонг, присутствовавшая на концерте. Дирижировал этой «Лихорадкой» дирижёр и композитор […]
Недавно в Сан-Франциско состоялся замечательный концерт с необычной программой.
Концерт начался с первого исполнения на Западе США нового произведения, заказанного Сан-Франциско Симфони и Симфонией Нового Света (коллективами, руководимыми Майклом Тилсоном Томасом, сокращенно МТТ), под названием «Карнавальная лихорадка». Автор нового произведения – молодой композитор Цинтия Ли Вонг, присутствовавшая на концерте. Дирижировал этой «Лихорадкой» дирижёр и композитор Джошуа Герзен. Впервые он выступил в Сан-Франциско в 2013 году. Герзен получил хорошее музыкальное образование и уже успел успешно поработать со многими известными симфоническими коллективами.
Создание «Карнавальной лихорадки» было навеяно мотивами очень популярного до сих пор «Римского карнавала», одной из глав романа Александра Дюма «Граф Монте Кристо». Композитор посвятила это сочинение Майклу Тилсону Томасу как признание его вклада в классическую музыку и в поддержку юных композиторов, а также и в связи с его семидесятилетием. Вообразите многотысячные толпы людей разного возраста и разного социального положения, заполняющие улицы и площади, огромное количество публики, свисающей с многочисленных балконов и окон, бесчисленное количество букетов цветов, взлетающих ввысь или несущихся сверху вниз, смех, а порой. и слёзы, и вы поймёте, что такое Римский карнавал.
Это сравнительно небольшое по длительности произведение потребовало от композитора много воображения и изобретательности. Какие только невообразимые инструменты не были привлечены Ли Вонг для передачи многоплановости карнавала: набор колоколов, кастаньеты, тарелки, глокеншпиль, маримба и т.п. Я не перечислил и четверти всех замысловатых инструментов, в совокупности описывающих атмосферу карнавала. Вонг очень искусно использовала некоторые популярные цитаты из известных сочинений для создания нужной атмосферы. Энергия, натиск, интересные нетрадиционные звучания, юмористические сцены, улыбка, много энергии и воли. Очень удачное сочинение, которое обещает новые достижения молодого композитора.
Вслед за «Карнавальной лихорадкой» прозвучали «Три пьесы для оркестра, Опус 6», созданные австрийским композитором Альбаном Бергом (1885 – 1935). С этого момента и до окончания концерта оркестром дирижировал Майкл Тилсон Томас. Сочинение, созданное в 1914 – 1915 годах, ещё демонстрирует влияние ушедшего двумя годами раньше Малера, перед которым Берг преклонялся. Определённое влияние оказывал на него и Шёнберг. Но уже в этих трёх пьесах можно услышать стремление автора к самостоятельности и новым решениям. Оркестр с увлечением следовал указаниям дирижёра, исполняя отдельные эпизоды с определённой долей чувственности, сменяющейся тяжеловесными танцевальными эпизодами, переходящими к вальсам венского стиля. Завершается последняя, несколько хаотическая, часть мощными ударами тяжеловесного молота, усмиряющего «отбившийся от рук» оркестр.
Первое отделение концерта произвело прекрасное впечатление, но второе стало подлинным триумфом музыки: мы услышали Второй концерт Брамса для фортепиано и оркестра в исполнении хорошо знакомого нам пианиста Ефима Бронфмана и Сан-Франциско Симфони под руководством МТТ.
Наш соотечественник Ефим Бронфман родился в Ташкенте в 1958 году, вместе со своей родительской семьёй эмигрировал в 1973 году в Израиль, а затем семья переехала в США, где мальчик учился в лучших музыкальных школах у лучших педагогов. В Сан-Франциско пианист впервые выступил в 1981 году и с тех пор приезжает в наш город регулярно. Завоевал несколько престижных премий. Большинство его выступлений в нашем городе были удачными. Его исполнение Второго концерта Брамса в Сан-Франциско стало одним из лучших достижений пианиста.
Этот концерт был создан Брамсом (1833-1897) в 1881 году и впервые исполнен в том же году в Будапеште. Солировал в концерте сам автор. Впоследствии он неоднократно участвовал в исполнении своего Второго фортепианного концерта в качестве солиста, неизменно вызывая восторженный приём у публики. Известно, что после личного участия в исполнениях этого произведения Брамс больше не появлялся на сцене в качестве пианиста. Можно с уверенностью сказать, что исполнение этого концерта Бронфманом и оркестром под управлением Томаса было достойным продолжением традиций, заложенных как Брамсом, так и его предшественниками, Моцартом и Бетховеном.
Первая часть концерта, Аllegro non troppo, поражает богатством мелодий и свежестью и живостью их воплощения. Мне показалось, что педализация была порой излишне настойчивой и, одновременно, недостаточно элегантной. Вторая часть концерта, Allegro appassionato, также полна чарующих мелодий, отличных от первой части, но чаще мы слышим и ощущаем их изящество и отсутствие громогласных вторжений. Прелестная часть! Третья, Andante, начинается с продолжительного и знаменитого соло виолончели (в прекрасном исполнении ведущего виолончелиста Майкла Гребаньера). Вдохновенная мелодия, светлая грусть, – сплошное очарование, к созданию которого «приложили руку» все виолончелисты. Последняя часть, Allegretto grazioso, мягко завершает концерт, неназойливо используя цыганские напевы.
Прелестный концерт нашёл прелестных исполнителей.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско