Еще раз об «особой ментальности» исламистов
Свой первый урок понимания арабской ментальности я получил 29 октября 1990 года в день совершения алии в будапештском аэропорту. Тогда мы, люди без паспортов и гражданства, прилетевшие из Москвы, коротали время в ожидании самолета на Израиль в окружении плотной толпы венгерских автоматчиков. Террорист Арафат из Туниса угрожал терактами будущим еврейским репатриантам, и к этим угрозам […]
Свой первый урок понимания арабской ментальности я получил 29 октября 1990 года в день совершения алии в будапештском аэропорту. Тогда мы, люди без паспортов и гражданства, прилетевшие из Москвы, коротали время в ожидании самолета на Израиль в окружении плотной толпы венгерских автоматчиков. Террорист Арафат из Туниса угрожал терактами будущим еврейским репатриантам, и к этим угрозам тогда относились достаточно серьезно.
Случайно в руки мне попала израильская газета на русском языке с историей о работнике-арабе, убившем своего еврейского хозяина где-то в районе Гуш Дана. Удивительна эта история было тем, что еврей-хозяин и его арабский работник были не просто в хороших отношениях, а на редкость близкими друг другу людьми. Задолго до убийства одинокий хозяин-еврей привел в свой дом помогавшего ему по хозяйству арабского мальчишку-сироту. Мальчишка стал жить в еврейском доме и работать в хозяйской лавке, а со временем превратился в первого помощника хозяина и практически члена его семьи. Все было хорошо до того момента, пока в гости к арабскому сироте не приехал из деревни его земляк. Односельчанин остался на ночь в хозяйском доме, и радушный земляк развлекал его, как мог. Поздно ночью, когда играть в нарды уже надоело, да и кока-колу всю выпили, земляк пожаловался на скуку и предложил зарезать хозяина-еврея.
Деваться некуда, желание гостя для араба – закон. И гостеприимный арабский работник с помощью гостя зарезал спавшего хозяина тем же ножом, которым он нарезал в лавке колбасу и копчености.
В процессе полицейского расследования убийца совершенно искренне объяснял свой поступок:
– Но ведь гость так просил зарезать!
Вот тогда я впервые в жизни и узнал про понятие “ментальность”. Мол, ментальность у арабов такая, ничего с этим не поделаешь, гостя надо уважать! И действительно, арабское гостеприимство, если у кого была возможность познакомиться, выше всяких похвал. Такая вот ментальность.
Замечу, что из-за этой самой ментальности арабам бы и в голову не пришло убить дружелюбного или совсем не дружелюбного хозяина-араба. А вот еврея – еврея можно убить! Еврея также можно обмануть, ограбить, унизить, – то есть сделать все, что правоверному мусульманину захочется сделать. Такая вот ментальность, столетиями существовавшая в мусульманском мире.
А в нормальном цивилизованном мире, согласно Краткому энциклопедическому словарю 2000 года, под ментальностью (менталитетом) (от латинского mentalis – умственный) подразумевается “определенный образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе”.
Примером странной еврейской ментальности могут служить события более чем полувековой давности, когда в 1948 году, во время кровопролитной Войны за Независимость Израиля, Голда Меир, стоя на причале хайфского порта, уговаривала отъезжавших арабов: “Оставайтесь, братья, не уезжайте, давайте дружно жить вместе…” Но арабы уезжали, предпочитая в изгнании продолжать борьбу. Многие из них, в отличие от Голды, совсем не понимали, как это они смогут жить вместе в еврейском государстве с ненавидимыми и презираемыми евреями.
Еврейское существование в исламском мире
Существование евреев в исламском мире многие сотни лет определялось неравноправным и униженным положением еврейского национального меньшинства на основании так называемого пакта Омара (720 год). Согласно этому пакту, евреи в мусульманском мире получали статус неверных – “зимми” и могли исповедовать свою веру, испытывая при этом постоянную дискриминацию и унижения. Писатель-француз еврейского происхождения Альберт Мемми, выросший в Северной Африке, так писал об отношениях евреев и мусульман в исламском мире: “В лучшем случае еврея защищали как собаку, являющуюся частью собственности своего хозяина. Но если он поднимал голову и чувствовал себя человеком, его полагалось бить, чтобы он не забывал, кто он есть”.
Согласно пакту Омара, евреи должны были “вставать с места, когда (мусульмане) хотят сесть”. Эти отношения полностью соответствовали Корану, где, обвиняя евреев в неприятии ислама, в суре 2:58 говорится: “И воздвигнуто было над ними (евреями) унижение и бедность. И оказались они под гневом Аллаха”.
И, если сам Аллах велел унижать и оскорблять неверных евреев, то правоверные мусульмане на протяжении столетий преуспевали в этом «богоугодном» деле. Еще в сравнительно недавние времена, в 19-м веке, на Святой Земле, находившейся тогда под властью турецкой Османской империи, евреи могли находиться только по левую сторону от мусульман, так как ислам отождествляет левую сторону с сатаной. Когда на узкой улочке встречались мусульманин и еврей, то последний должен был выйти на проезжую часть, иногда даже под копыта лошадей, чтобы уступить дорогу мусульманину.
Евреев в мусульманском мире заставляли носить нелепые издевательские одежды. Так, в начале девятого века, во времена халифа Гарун аль-Рашида евреи были обязаны носить высокий конический колпак и желтый пояс, – один из прообразов желтого знака, который затем в гитлеровские времена навешивался на евреев Европы. В Багдаде в 11 -м веке еврейские женщины должны были носить издевательскую медную цепочку на шее или на обуви и разноцветные башмаки. А в это же время в Египте халиф Хаким приказал евреям постоянно надевать на шею шары весом около 3 кг как напоминание о том, что их предки некогда поклонялись золотому тельцу.
Да что говорить про давние времена, если евреи Йемена, репатриировавшиеся в Страну Израиля в 1948 году, приехали на Родину в нищенских одеяниях, так как другие одежды в Йемене им было запрещено носить в знак их низкого общественного статуса.
Интересное описание отношений евреев и арабов в середине 19-го века оставил британский консул в Палестине Джеймс Финн. Дипломат упоминал о том, что арабские торговцы принудительно раздавали свой нераспроданный товар евреям и требовали за товар деньги, зная, что евреи не осмелятся отказаться и будут вынуждены купить товар.
Был в истории еврейско-арабских отношений и период “Золотого века” процветания еврейской культурной и религиозной жизни (10-12 в.в.). Тогда терпимые к иудаизму мусульманские правители Испании дали послабления своим гражданам-евреям, а некоторым из них даже позволили занять высокие правительственные посты. В это “золотое” время евреи могли откупиться от своих преследователей-мусульман, и их (евреев) нельзя было безнаказанно убивать. Евреи также получили право путешествовать и восстанавливать свои синагоги. Но и в те относительно добрые времена в 1066 году в Гренаде мусульмане, недовольные еврейским визирем Иосифом ибн Нагделой, разгромили дворец визиря, а несчастного Иосифа распяли на кресте. После этого в стране начался погром, в ходе которого погибли около четырех тысяч евреев. Так жили евреи стран ислама в период относительно спокойного “Золотого века”.
В сравнительно недавние времена, в июне 1941 года, более шестисот иракских евреев были убиты в ходе ужасного погрома. А из событий современной истории можно напомнить убийства еврейских торговцев в Марокко летом 2003 года. Убийцы, как и во всех других случаях, остались безнаказанными. И справедливым представляется высказывание С. Гойтейна: “Завоевательные войны (ислама) были суровым испытанием для вовлеченных в них народов. Не менее тяжелыми были и последующие годы под властью завоевателей, считавших покоренные ими народы добычей, посланной им самим Богом” (в кн. “Социальная жизнь и социальные ценности еврейского народа”, 1977).
Таким образом, многие годы еврейский народ в странах ислама представлялся легкой добычей, дарованной мусульманам самим Аллахом. Унизительное положение евреев в странах ислама на протяжении столетий представлялось естественным состоянием отношений еврейского и арабского народов для многих поколений мусульман. Этот стереотип не изжит в мусульманском мире и до сих пор.
Для мусульманина и сегодня при подходящих обстоятельствах допустимо обмануть или унизить иноверца, в частности, еврея, а также, в наиболее тяжких случаях, попытаться безнаказанно его убить. Такова духовная установка мусульманского мира вообще, и арабского мира, в частности, на протяжении почти тысячи четырехсот лет. И нынешний арабский менталитет вообще, и палестинский менталитет, в частности, в настоящее время естественно приобрел современные окраски давней арабской традиции унижения и уничтожения когда-то покоренного еврейского народа.
Вспомним убийство иорданским солдатом в 1995 году на “острове мира” в Нагараиме (граница Израиля и Иордании) группы школьниц-экскурсанток из Бейт-Шемеша. Арабский солдат после хладнокровного расстрела девочек объяснил на суде, что погибшие школьницы смеялись и мешали ему молиться, поэтому он и был вынужден убить их. Иорданские судьи с пониманием отнеслись к чувствам разгневанного мусульманина, и солдат отделался сравнительно небольшим сроком тюремного заключения.
К сожалению, переосмыслить статус евреев в современном мире большинству арабского населения так и не удалось. Для них евреи и сегодня остались, в соответствии со второй сурой Корана, унижаемым и проклинаемым народом. Над этим народом можно издеваться, можно обманывать и убивать, и против евреев вполне естественно вести священную войну на уничтожение – джихад.
Земля ислама и земли неверных
Возникшая в знойных песках Саудовской Аравии религия ислам характеризуется двумя активными идеологическими составляющими: джихадом, – священной войной против неверных, и шиарувом, – захватом земель всего немусульманского мира.
Особую ценность при этом представляют для мусульман земли ислама, захваченные когда-то у неверных. Эти земли становятся частью мусульманского мира, так называемыми “дар аль ислам”, – законной собственностью и святыней мусульманского мира вообще и конкретной арабской или мусульманской страны в частности.
Захват воинами ислама немусульманских земель, начавшийся в 7 веке, продолжается по настоящее время. В наши дни арена шиарува распространилась уже и на Европу, – в зоне агрессивного мусульманского воздействия оказались Балканский и Кавказский регионы. Заметно возросло мусульманское воздействие в Англии, Германии и Франции. В Лондоне активно действует организация “Ислам – будущее Британии”, католическая Франция сегодня покрыта сетью мечетей, в стране существуют многочисленные мусульманские организации.
Захват мусульманами немусульманских земель, называемых “дар аль харб”, проходил на протяжении многих лет и столетий. Так, первые столкновения арабов с могущественной Византийской державой начались еще в 7-м веке, но только в 1453 году столица Византии Константинополь и вся империя были захвачены армией мусульманских завоевателей. На развалинах величественного собора Святой Софии в столице Византии Константинополе захватчики построили огромную мечеть, естественно, объявив ее очередной святыней мусульманского мира. Сам же Константинополь, восточная столица христианского мира, исчез с земли, а вместо него появился мусульманский город Стамбул.
Святыней мусульманского мира в свое время была объявлена и Храмовая гора в Иерусалиме, где на развалинах Иерусалимского Храма и возведенного позднее христианского собора были построены мечети Омара и Аль-Акса. При этом священными объявлены не только сами мечети, но и вся территория Храмовой горы – Харам аш-Шериф. Под “священную” землю Харам аш-Шерифа подведена и соответствующая мифология, определяемая семнадцатой сурой Корана, первый стих которой гласит: “Хвала тому, кто перенес ночью раба Своего (Мухаммеда) из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую”. Под мечетью неприкосновенной подразумевается центральная мечеть Мекки, под мечетью отдаленнейшей – мечеть Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме. И, хотя это всего лишь предположения, так как в суре отсутствуют конкретные упоминания Иерусалима и Храмовой горы, тем не менее, мусульмане объявили весь район горы священным для себя местом. А почему бы и нет? Ведь на таком основании можно вести очередную войну как за Харам аш-Шериф, так и за прилегающие территории, вплоть до Мертвого и Средиземного морей!
Во время мирных переговоров еврейского государства с Египтом и Иорданией арабские страны категорически настаивали на полном возврате всех захваченных Израилем арабских (?) земель, вели бесконечные переговоры на эту тему. Одно время камнем преткновения на переговорах с Иорданией были несколько сотен квадратных метров земли, которые в долине Арава якобы освоил и распахал израильский кибуц. Только после полного возврата этого участка Иорданскому королевству между двумя странами был подписан мирный договор. Иорданский король Хуссейн Второй тогда гордо заявил о том, что он подписал мирный договор со спокойной совестью, так как святая арабская земля до последнего метра возвращена хашемитскому королевству.
Аналогичный случай был и с Египтом, когда, после возврата израильтянами всех оккупированных египетских земель в результате войн 1967 и 1973 годов, вопрос о государственной принадлежности небольшого спорного клочка земли в Табе возле Эйлата был решен в пользу Египта только с помощью международного суда.
И, когда израильские политики сегодня спорят между собой о том, какую часть “оккупированной” земли вернуть арабам, а какую оставить под своим суверенитетом, они занимают позицию страуса и не хотят ничего слышать о том, что арабам нужны все “священные” земли, которые полностью включают территорию Государства Израиль. В 1970 году нобелевский террорист Арафат заявил: “Мы не остановимся до тех пор, пока не сможем вернуться домой и не разрушим Израиль… Мир для нас – разрушение Израиля и ничего больше”.
В ментальном плане “освобождения своих земель” у палестинских соседей Израиля не произошло никаких изменений на протяжении многих десятилетий современной истории, о чем со всей откровенностью сказал ныне покойный шейх Ясин в августе 2001 года: “Весь Израиль, включая Тель-Авив, – это оккупированная Палестина”. Шейха дополнил один их его соратников Абдель Азиз Рантиси: ” Я хочу сказать сионистам: здесь для вас нет места! Для нас нет разницы между одним и другим местом в Палестине. Вся наша земля оккупирована, и наши воины имеют право наносить удары там, где пожелают”.
Яснее не скажешь. И только особо “незрячие” израильтяне и их европейские коллеги не хотят замечать эту ментальность мусульманского мира, – борьбу за любую якобы “священную” для них землю (Византия, Египет, Алжир, Югославия, Палестина, Чечня, Афганистан, Кипр и т.д.) вплоть до ее полного завоевания мусульманами и уничтожения “захватчиков”.
Не существует заповеди “не обмани”
Ментальность арабского мира такова, что обман правоверным немусульманина является, с точки зрения мусульманина, вполне приемлемым делом. Начало подобным обманам положил пророк Мухаммед в начале своей деятельности, когда, договорившись о мире с влиятельным племенем курайшей в Мекке, без помех разгромил большую еврейскую общину города Медина. После этого армия пророка двинулась на курайшей и уничтожила бывших союзников. “Теперь уже курайши пожалели, что в свое время не объединились с евреями. Но было слишком поздно… В течение двух лет вся Аравия перешла в руки Мухаммеда. Ислам, так называлось его учение, стал государственной религией всей страны” (М.Даймонт “Евреи, Бог и история”, 1994).
Интересно, что в 1995 году, выступая в иоганнесбургской мечети уже после подписания мирного договора с Израилем, Ясер Арафат заявил о том, что он рассматривает этот мирный договор не иначе, как договор пророка с курайшами. Когда по дипломатическим каналам от Арафата потребовали объяснений, хитрая лиса в куфее рассыпался очередным набором фраз об арабской ментальности и его личной приверженности мирному процессу.
Сегодня мы уже знаем цену этих слов, как и цену письма, которое Арафат отправил 9 сентября 1993 года премьер-министру Израиля Рабину: “ООП признает право государства Израиль на существование в мире и безопасности”. А уже через два года после этого письма, в ноябре 1995-го, нобелевский террорист вновь заявил о том, что борьба продолжится до полного освобождения Палестины. Этим он и занимался всю свою жизнь.
При всех этих зигзагах-заявлениях и поступках покойного Ясера Арафата нельзя было не увидеть четкую стратегическую последовательность тогдашнего “партнера” Израиля по мирному процессу: борьба против евреев любой ценой и любыми средствами до победного конца и полного освобождения “дар аль харб” от “неверных”. Здесь для него все средства были хороши.
Радость арабской матери
21 ноября 2002 года террорист из Бейт-Лехема Абу Хилайель взорвал себя в иерусалимском автобусе. При взрыве погибли 11 и были ранены 48 человек. Среди погибших были Кира Перельман и ее восьмилетняя внучка Илана.
Когда родители убийцы услышали об этом взрыве, их радости не было предела.
– Конечно, я горжусь сыном и всеми мучениками, – заявила корреспондентам мать Абу Хилайеля.
Отец камикадзе добавил:
– Когда я услышал, что мой сын умер во время операции, проводимой во имя Аллаха и родины, я возблагодарил Аллаха.
Для нас подобная радость и благодарение Всевышнего за помощь в убийстве невинных людей неприемлема. Убивать детей и женщин и радоваться этому? Для палестинцев же это естественное выражение своих чувств. Они искренне рады тому, что их сыновья убивают евреев, – женщин, детей, стариков. Такая вот арабская ментальность матери Абу Хилайеля и тысяч других палестинских матерей.
И это – не просто слова. Проведенный после взрыва в хайфском ресторане “Максим” опрос палестинского общественного мнения показал, что 75% палестинцев поддержали этот террористический акт и убийство мирных людей. Причем в ресторане погибли не только евреи, но и арабский персонал, так как хозяином ресторана был араб-христианин. Количество респондентов, поддержавших теракт, было бы еще большим, если бы в опросе не спрашивалось о поддержке теракта, в результате которого погибли арабы-христиане. В случае гибели евреев наблюдалась полная поддержка палестинцами террористических актов. И, если бы в злополучном ресторане “Максим” вместе с евреями не погибли арабы, процент палестинцев, поддерживавших теракт, намного бы превысил эту страшную цифру 75%.
Такая вот особая арабская ментальность, когда арабы-убийцы становятся национальными героями, родители убийц-террористов счастливы и благодарят Аллаха, а “мирное” арабское население единодушно поддерживает и восхваляет убийц.
Ну и что?
Давайте называть вещи своими именами. Израиль ведет тяжелую войну с жестоким и опасным врагом, достаточно вспомнить только боевые действия в секторе Газа, войну с «Хизбаллой», жестокое убийство семьи Фогель (там были убиты арабами молодые родители, дети, в том числе и пятимесячный младенец) и другие подобные действия. И это только кажется, что война идет не по правилам. Правила в этой войне есть, и определяются они непонятным пока для нас менталитетом врагов Израиля. Мы можем бесконечно говорить о войне между цивилизацией и отсталостью, силами прогресса и всеразрушающей мусульманской ордой. Они-то считают иначе!
Недооценка “определенного образа мыслей, совокупности умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе”, иначе называемых “ментальностью” врага, уже приводила в прошлом к гибели великих империй и цивилизаций. И лучше учиться на уже имеющемся историческом опыте, чем на своем собственном опыте бессмысленных проб, трагедий и ошибок.
Рами Бен ДАВИД
Израиль