Внимание! Сенсация!

Share this post

Внимание! Сенсация!

Новый тенор неизвестного происхождения покорил Бёркли! Мнения разделились: одни специалисты считают,  что законсервированный тенор был создан в средневековые времена. Другие, более реалистичные, настаивают на внеземном происхождении незнакомца. Программки и продававшиеся в антракте и после завершения концерта СD не проронили ни слова по этому животрепещущему вопросу. Концерт состоялся в Бёрклийской Первой конгрегационной церкви,  в уютном зале […]

Share This Article

Новый тенор неизвестного происхождения покорил Бёркли! Мнения разделились: одни специалисты считают,  что законсервированный тенор был создан в средневековые времена. Другие, более реалистичные, настаивают на внеземном происхождении незнакомца.

Программки и продававшиеся в антракте и после завершения концерта СD не проронили ни слова по этому животрепещущему вопросу. Концерт состоялся в Бёрклийской Первой конгрегационной церкви,  в уютном зале с хорошей акустикой. Почему не в Зеллербах-Холле, остаётся загадкой. По-видимому, устроители не были уверены, что публика заполнит столь большой зал на концерте незнакомца. Певцу аккомпанировал Джулиус Дрэйк, пианист с тонким чувством ансамбля и с «разноцветным» звукоизвлечением, одновременно зависящим как от характера музыки, так и от интерпретации вокалиста. Независимо от происхождения певца, будем называть его присвоенным им именем, Мэтью Полензани. Не будем оспаривать и его утверждение о том, что родился он в Соединённых Штатах. С итальянцами это иногда случается.

Концерт начался с очаровательной «Аделаиды» Бетховена и был продолжен песнями Листа из циклов «Dеr Glucklihe”(«Счастье») и «Four Songs on Poems of Victor Hugo” в первом отделении концерта, исполненном по-немецки. Во втором отделении прозвучали песни Эрика Сати, Мориса Равеля, Сэмюэла Барбера – на немецком, французском и английском. Не будучи полиглотом, осмелюсь утверждать, что это были  хорошие немецкий, французский и английский. Молодой певец, обладатель лирического тенора очень красивого тембра, поражает тонкостью интерпретаций, лёгкостью звукоизвлечения и меняющейся, в зависимости от характера исполняемой вещи, тембральной окраской разных эпизодов. Звук выливается из его головы без малейшего сопротивления, он легко попадает на любой скорости в любую ноту, как бы высока или низка она ни была. На одном дыхании он может петь критически долго. Правда, как мне показалось, не столько в силу необходимости, сколько из желания продемонстрировать свои вокальные возможности. Честно признаюсь, у меня не появилось ни малейшего желания упрекнуть его в этом.

Мэтью Полензани

Не так давно Полензани уже выступал в Сан-Франциско в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана». В рецензии в газете «Кстати» от 20 июня 2013 года автор (Х.Анатольев) пишет: «Огромную нагрузку приходилось выдерживать Полензани (в роли Гофмана). Во всех четырёх актах его роль была ведущей, что создавало особые, чисто физические, трудности для любого тенора. Следует отметить, что прекрасные вокальные данные и большой сценический опыт помогли ему достойно преодолеть все трудности и создать убедительный образ поэта и человека со всеми человеческими слабостями». С уверенностью утверждаю, что обладатель шёлкового голоса Мэтью Полензани достоин звания Великого тенора.

Франц Лист (1811-1886) в течение всей своей творческой жизни создал огромное количество вокальных произведений на слова различных авторов, пишущих на разных языках. Обладая тонким вкусом и удивительной проникновенностью, он, как правило, точно схватывал настроение и суть избранных им  стихов или даже поэм и создавал как небольшие, так и достаточно крупные волнующие шедевры. К творчеству Листа обращались самые выдающиеся представители вокального исполнительства. Один из них – Полензани, почувствовавший и передавший публике романтику четырёх произведений, созданных различными авторами на немецком языке и на безукоризненном немецком же исполненных.

В первом же отделении концерта были исполнены на французском  четыре  песни на слова Виктора Гюго. Сколько изящества, никаких усилий, звуки вытекают сами по себе «без привлечения исполнителя». Полензани с ювелирной точностью использует и технику фальцетного пения там, где это было предначертано. А уж как легко и естественно певец использует головные регистры! Чудо, да и только.

Второе отделение было посвящено исполнению произведений современных композиторов, точнее говоря , композиторов, перешагнувших в ХХ век. Эрик Сати (1866 – 1925) создал в 1914 году «Три мелодии», несколько необычное сочинение  для голоса  и фортепиано. Как и многие другие работы композитора, «Три мелодии» были достаточно далеки от нынешнего представления о мелодичности. Полензани с честью преодолел все прыжки и «повороты» музыки, используя резонаторы своего певческого аппарата, убеждая нас вначале, что  его голос – баритон, но, недолго побыв в тенорах, он успешно завершил свой подвиг чуть ли не в высоком сопрано.

Морис Равель (1875-1937)  был намного более «съедобным». Мы услышали исполнение четырёх песен из цикла «Пять популярных греческих мелодий». Эти песни достаточно просты по структуре, но неведомыми путями воздействуют на воображение слушателей, вовлекая их в специфические  переживания . Эти песни Равеля были хорошо встречены на московском, ещё дореволюционном, конкурсе. С большим успехом  они были исполнены и в рецензируемом концерте.

Завершлился концерт исполнением вокального цикла  Сэмюела Барбера (1910 – 1981) под названием «Песни отшельников». Десять сравнительно небольших песен. Барбер был знатоком «большой» литературы, хорошо владел английским, французским, немецким  и итальянским  языками, переводил с одного языка на другой. Кроме того, он обожал поющие голоса. Поэтому естественным было его стремление создавать произведения для поющих голосов. Многие из его сочинений были посвящены романтическому вокальному материалу  в сопровождении малых или больших ансамблей. Песни отшельников, прозвучавшие в концерте, очень разнообразны, как правило, мелодичны, различны по величине, порой напоминая небольшие поэмы. И певец, и аккомпаниатор исполняли их с очевидным удовольствием, а десять песен пронеслись почти незаметно для публики, увлечённой исполнением артистов, несмотря на частые завершения номеров длительными ферматами. Ещё раз хочется подчеркнуть то совершенство, которое было продемонстрировано пианистом Джулиусом Дрэйком  в этом концерте и в значительной мере обусловило его успех.

После завершения программы музыканты исполнили  на бис ещё два произведения.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско 

P.S. Приложив немалые усилия, удалось добыть дополнительные сведения о всё ещё молодом выдающемся певце. Великому тенору Мэтью Полензани 46 лет. (верить или не верить?). Он живёт в Нью-Йорке, женат. Его жена – известная меццо-сопрано Роса  Мариа Паскарелла. У них трое сыновей. Известная исполнительница собственных песен Росе Полензани – сестра Мэтью. Над его вокальной подготовкой успешно потрудились Маргарет Харшо, Ричард Кросс и  Дорис Ярик-Кросс.  Творчески певец наиболее тесно связан с Чикагской Лирической Оперой.

Свой дебют в Метрополитен Опера Полензани осуществил в 1997 году в опере «Борис Годунов» (!). С тех пор Мэтью ежегодно выступает по многу раз в Метрополитен Опера, где он исполнил уже более 20 ролей. Часто выступает в Карнеги-Холл,  во всех выдающихся оперных театрах Европы, включая Ла Скала, Ковент Гарден и т.п. Свои выступления в них он перемежает концертными программами в самых замечательных залах. Много раз выступал вместе с Джеймсом Ливайном (в качестве аккомпаниатора), с Джулиусом Дрэйком,  с такими вокалистами, как  Рене Флемминг, Анне Софие Фон Оттер, Рене Папе и др.

Почему он до сих пор практически не жаловал Сан-Франциско и Бёркли, неизвестно. А было бы интересно узнать.

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »