Виртуоз и мыслящий пианист Николас Ходжес
Недавно в зале Хертц-Холл (Бёркли) состоялся концерт английского пианиста Николаса Ходжеса. В 2010 году он выступал с оркестром Сан-Франциско Симфони. Нынешнее выступление в Бёркли – его второй концерт в Районе Залива. Пианист представил 12 этюдов Дебюсси, которые открывали программу, а затем и завершали её; прозвучала также музыка недавно ушедшего на 104-м году жизни американского композитора […]
Недавно в зале Хертц-Холл (Бёркли) состоялся концерт английского пианиста Николаса Ходжеса. В 2010 году он выступал с оркестром Сан-Франциско Симфони. Нынешнее выступление в Бёркли – его второй концерт в Районе Залива.
Пианист представил 12 этюдов Дебюсси, которые открывали программу, а затем и завершали её; прозвучала также музыка недавно ушедшего на 104-м году жизни американского композитора Эллиота Картера, Ферруччо Бузони и англичанина Харрисона Бёртуистла. Произведение последнего «Gigue Mashine”, заказанное Карнеги-Холлом и Cal Performances, было исполнено в этом концерте впервые на Западном побережье.
С началом Первой Мировой войны, с 1914 года, творческая активность Клода Дебюсси значительно снизилась. Этому способствовали серьёзные причины. Во-первых, композитор тяжело переживал всемирную бойню и сопутствующие ей людские потери. А во-вторых, вскоре у него обнаружили раковую опухоль, операция которой лишь задержала неминуемый конец. Скончался Дебюсси в 1918 году. И, если в начале последнего четырёхлетия своей жизни он занимался, в основном, лишь редактированием нового издания сочинений Шопена, которого боготворил, то после операции им завладела идея сочинить две книги этюдов. Условно говоря, шесть первых этюдов решали задачу овладения фортепианной техникой. Как правило, она усложнялась в каждом следующем этюде, наращивая всё большие трудности и требуя всё больших усилий для их преодоления. Задача последних шести этюдов, тоже достаточно трудных в техническом отношении, заключалась в работе над фразировкой и убедительностью интерпретаций.
При этом композитор отказался от указания аппликатуры, т.е. расстановки пальцев, справедливо считая , что различные физические возможности исполнителей потребуют индивидуальной аппликатуры для каждого музыканта. Преднамеренно также не указаны и другие характеристики исполнения, как, например, динамические оттенки, связанные с темпами и различными градациями звучания. Каждому пианисту приходится самостоятельно решать эти проблемы, что способствует развитию изобретательности исполнителя и его чувства ответственности.
Ходжес блестяще справился со всеми проблемами, связанными с исполнением «Этюдов».
Крупный звук, энергия высказывания, убедительная фразировка, «певучие» сложнейшие аккорды, а в некоторых этюдах – резкое звучание фортепиано и совершенно бешеные темпы. Но всё это обусловлено как музыкальным материалом, так и ярким воображением пианиста. В качестве примера могу сослаться на этюды №5 («Для октав») или №8 («Для украшений») и др. По мере необходимости, и в «Этюдах», и в других разделах программы звучание рояля носило «почти классический» характер, а порой было достаточно «остроконечным».
Первое отделение завершилось исполнением одного из последних сочинений Эллиотта Картера, «Два соображения о фортепиано», состоящего из двух совершенно противоположных по технике и стилю частей под названием «Прерывность» (Intermittences) и «Цепочка» (Catenaires). Первая вещь, атональная, явно авангардистская, представляет собой последовательность диссонансных аккордов и коротких фраз, ломких, хрупких, исполняемых острым звуком и часто не связанных друг с другом.
Вторая вещь, «Цепочка», представляет собой непрерывную цепочку звуков без единого аккорда, исполняемых в сверхбыстрых темпах. Пианист использует все возможные средства для достижения выразительности сочинения: к некоторым клавишам он еле прикасается, тогда как из других извлекает громогласное звучание, меняются динамика произведения и даже цветовая окраска. Создаётся некий баланс противоположностей. Ходжес превосходно справился со всеми вызовами этого сочинения, проявив тонкое понимание его стилистических особенностей. Эллиотта Картера уже нет, но он продолжает удивлять своей былой работоспособностью: например, в период между своими девяносто- и столетием он создал около сорока произведений!
Второе отделение концерта началось с блестящего исполнения танцевальной сюиты Ферруччо Бузони (1866-1924) «Жига, Болеро с вариациями», основанной на темах Моцарта. Это было современное прочтение обаятельной тематики Моцарта. Бузони, итальянский пианист, композитор, дирижёр, педагог, музыковед, родился во Флоренции, вырос в Австрии, учился в Лейпциге и т.д. Несколько лет провёл в Москве. Из Берлина он во время Первой Мировой войны был вынужден перебраться в Швейцарию. После окончания войны снова оказался в Германии, где скончался в 1924 году.
Затем последовало первое исполнение в Районе Залива четырнадцатиминутного танцевального праздника, сочинённого современным британским композитором Харрисоном Бёртуистлом специально для Ходжеса, под названием «Gigue Machine». Очень интересное, технически сверхсложное и в каком-то смысле экспериментальное сочинение, которое автор охарактеризовал как «имитационная фантазия в двух партиях», одна – резонансная, другая – стаккато (короткие отрывистые звуки). С большой изобретательностью эти два начала конфликтуют, или «сотрудничают», или демонстрируют ритмические новации и т.п., меняя настроения и взаимоотношения разных эпизодов. При этом везде ощущается подспудное влияние эпохи барокко, правда, в современных одеждах. Ходжес безоглядно окунулся в эту музыкальную стихию, используя все доступные краски и технические возможности для достижения поставленных композитором целей.
И, как я уже отметил, концерт завершился исполнением второй части «Этюдов» Дебюсси. Публика горячо аплодировала пианисту.
P.S. Николас Ходжес, будучи прекрасным специалистом в романтическом репертуаре, особенно известен в качестве исполнителя музыки ХХ столетия и современной музыки. Он родился в Лондоне в 1970 году, там же получил музыкальное образование. В настоящее время живёт в Германии, является профессором Штутгартской консерватории. Ведёт очень активную концертную жизнь, выступая в сольных концертах и со многими ведущими оркестрами, такими, как Нью-Йорк Филармоник, Чикаго Симфони, Берлинским Филармоническим, Лондон Филармоник, Токио Филармоник и многими другими.
Работал и продолжает работать со многими современными композиторами, – это, например, Бит Форер, Томас Адес и др. Выступал со многими выдающимися дирижёрами, включая Даниэля Баренбойма, Джеймса Ливайна, Дэвида Робертсона и других. Многие композиторы создают новые произведения в расчёте на исполнение Ходжесом. Вышло уже 20 CD с его записями.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско