Верю, не верю
На днях в Евросоюзе был принят документ, согласно которому ЕС признает Израиль только в границах 1967 года. Все европейско-израильские соглашения отныне действуют лишь в пределах «зеленой черты», то есть пресловутой «границы 1967 года». Остальное, мол, «захвачено в ходе Шестидневной войны». А для того, чтобы никто не счел резолюцию объявлением бойкота Израилю, ее авторы заявили, что […]
На днях в Евросоюзе был принят документ, согласно которому ЕС признает Израиль только в границах 1967 года. Все европейско-израильские соглашения отныне действуют лишь в пределах «зеленой черты», то есть пресловутой «границы 1967 года». Остальное, мол, «захвачено в ходе Шестидневной войны». А для того, чтобы никто не счел резолюцию объявлением бойкота Израилю, ее авторы заявили, что они в принципе против бойкота. Ведь какую-то часть страны они все же признают.
Человеку свойственно верить. Энциклопедии пишут, что вера – это признание чего-либо истинным, часто без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах. Вера, читаем далее, обусловлена особенностями психики человека. Поэтому, продолжает автор статьи, безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений.
Средний европеец, рожденный и воспитанный, вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности, в духе превалирования прав человека над всем остальным, прочтя новую резолюцию ЕС, не испытывает никакого дискомфорта. Он знает, что права человека – его, человека, неотъемлемый атрибут, что список этих прав короток и ясен, что есть набор примеров, поясняющих среднему европейцу, что такое хорошо, а что такое плохо, и, наконец, есть набор средств, коими принято бороться с нарушениями.
Все это рассматривается примерно так, как классическая механика рассматривает взаимодействие материальных объектов: покажите мне, где находится в данный момент некое тело, скажите, какие силы и в каком направлении на него действуют, и я предскажу, где и когда окажется это тело.
Понятно, что во многих случаях этот подход действует. Так можно рассчитать детали машин и механизмов, построить здание и долететь до Луны. Но так нельзя сконструировать атомную станцию или ядерную бомбу, нельзя получить новые материалы и многое другое, что ныне делается в промышленных масштабах. Для этого существуют другие подходы, включающие в себя классические в качестве частных случаев.
Мы знаем, что жизнь каждого человека уникальна. Мы знаем, что каждый человек рождается свободным. Что он имеет определенные права, которыми он обязан уже самому факту своего рождения. И на этом знании человечество с грехом пополам, но все же как-то умудрилось самоорганизоваться и уже которое тысячелетие худо-бедно существует, то есть живет.
Ага, скажет средний европеец, автор сам признает, что с грехом пополам и худо-бедно. А все потому, что человечество не владеет тем инструментарием, который правозащитники достаточно давно и успешно применяют для улучшения жизни на Земле. Именно на Земле с большой буквы. Потому что над правозащитными организациями Европы скалой возвышается великая и могучая Human Rights Watch (HRW). И она, пусть и неправительственная, пусть и существующая на частные пожертвования (а может быть, благодаря именно этому), считается ныне в мире наиболее авторитетным хранителем, толкователем и защитником прав человека.
Опубликованные недавно HRW 162 страницы доклада рассказывают среднему, уже не европейцу, а вообще человеку, о том, как еврейские поселения, расположенные на территориях, находящихся за «границами 1967 года», нарушают «права палестинцев». В докладе можно прочесть, что те, кто сотрудничает с ними в любой форме, «способствуют незаконной конфискации палестинских земель и других ресурсов», а также «извлекают выгоду из этих нарушений и дискриминационной политики Израиля, которая обеспечивает привилегии поселенцам за счет палестинцев в таких вопросах, как доступ к земле и воде, правительственным субсидиям и разрешениям на развитие». На основе сказанного выдвигаются требования к коммерческим структурам прекратить финансировать и обслуживать израильские поселения, перестать продавать им товары и покупать их продукцию. Ведь «поселенческие компании неизбежно способствуют израильской политике, которая ограничивает права и очень предвзято относится к палестинцам, извлекая прибыль из кражи Израилем палестинских земель и других ресурсов». Из текста доклада следует: авторы считают поселениями и некоторые еврейские кварталы Иерусалима, что автоматически подводит их под предлагаемый бойкот.
За прошедшие после Второй мировой войны годы в мире произошли большие изменения. Возникла ООН. На Европейском континенте появился Европейский же союз. В оппозиции Запада и СССР возникло правозащитное движение, которое сделало много полезного. Все это можно было бы только приветствовать.
Однако Организация Объединенных Наций совершенно потеряла ориентиры и уже не соответствует заявленным при ее создании целям. Евросоюз превратился в подобие СССР с жесткой левой идеологией. А правозащитное движение было отдано на откуп HRW, напоминающей своей структурой крупнейшую межнациональную корпорацию, монополизировавшую все, что происходит в сфере прав человека.
Вспомним, что вера – это признание чего-либо истинным … , которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах.
Вера в превалирование прав человека над всем остальным подобна убеждению в универсальности классической механики. И то, и другое применимо лишь с учетом ограничений метода.
Нынешние правозащитники не видят разницы между организованным обществом, к каковому относятся современные западные государства, и псевдогосударственными образованиями, главари которых ведут безответственную политику. Члены таких образований руководствуются призывами лидеров, вплетающих в свою догматику лозунги и принципы совершенно чуждого им явления – защиты прав человека. И пароль срабатывает – объятия HRW раскрываются.
Между тем, если не быть слеповерящим, при рассмотрении арабо-израильского конфликта достаточно договориться лишь об одном – признают ли его стороны решения ООН или не признают. В первом случае есть вероятность, что конфликт будет решен к обоюдному удовлетворению. То, что происходит во втором, когда арабы отвергли резолюцию о двух государствах с самого начала, мы с вами, уважаемые читатели, сейчас и наблюдаем.
Сергей ВОСКОВСКИЙ