Вердиевская Messa da Requiem в Сан-Франциско

Share this post

Вердиевская Messa da Requiem в Сан-Франциско

Недавнее событие в Сан-Франциско вызвало разногласия среди жителей нашего города, разделив их на два лагеря. По утверждению представителей одного лагеря, подобное событие может произойти раз в 100 лет, тогда как их оппоненты из другого лагеря утверждают, что такое событие может произойти один раз в 125 лет. Во избежание дальнейшего обострения отношений, автор данной статьи решил не примыкать ни […]

Share This Article

Недавнее событие в Сан-Франциско вызвало разногласия среди жителей нашего города, разделив их на два лагеря.

Звучит «Реквием»...

По утверждению представителей одного лагеря, подобное событие может произойти раз в 100 лет, тогда как их оппоненты из другого лагеря утверждают, что такое событие может произойти один раз в 125 лет. Во избежание дальнейшего обострения отношений, автор данной статьи решил не примыкать ни к одному из лагерей. А речь идёт о недавнем приезде в Сан-Франциско хора и оркестра Неаполитанского оперного театра Сан-Карло и их совместном с Сан-Францисской оперой исполнении «Реквиема» Верди, одного из лучших сочинений великого композитора. А приурочен этот почти беспримерный визит к двухсотлетию со дня рождения Верди.

Оба театра стоят друг друга. Опера Сан-Франциско является вторым после Метрополитен Опера оперным театром США по количеству спектаклей в течение сезона, по уровню исполнения, по участию звёзд мирового класса, по технической оснащённости и репертуарной политике. Её стажёрские программы, Мерола и Адлер, пользуются большим авторитетом и спросом. Заодно уже отметим, что первым директором нашей Оперы был Гаэтано Мерола, родом из Неаполя. Наша Опера высоко котируется как в европейских, так и азиатских странах.

Но гости нам не уступают. Неаполь считается европейской столицей музыки и искусства. Итальянская опера родилась в Неаполе, здание театра было построено на 41 год раньше, чем Ла Скала в Милане и на 55 лет раньше, чем Ла Фениче в Венеции. Считается, что Сан-Карло – самый большой оперный театр Европы. С ним сотрудничали такие композиторы, как Николо Порпора, Россини (его првая опера была поставлена в Сан-Карло). Доницетти сочинил 16 опер для этого театра, в том числе «Лючию ди Ламмермур». Беллини тоже отдал свою первую оперу для постановки в Сан-Карло. Очень плодотворно работал с этим театром и Верди. Традицию продолжили в последующие годы уже новые поколения композиторов (Пуччини, Леонкавалло, Масканьи, Джиордано, Чилеа, Альфано).

В Сан-Францисской Опере тоже часто и успешно обращаются к творчеству начинающих композиторов, но, заметьте, в отличие от Сан-Карло, наша опера сотрудничает, в основном, с американскими авторами.

Что же ещё общего между Сан-Франциско Опера и Оперой Сан-Карло? Очень важное обстоятельство: музыкальный директор обоих театров – один и тот же человек, Никола Луизотти, под руководством которого в каждом из коллективов велась подготовка к совместному выступлению.

Луизотти пришлось нелегко, так как в Сан-Карлосе назревал серьёзный конфликт и надвигалась всеобщая забастовка. Однако администрации театра удалось, по крайней мере, частично, смягчить накал страстей и обеспечить своевременный выезд оркестра и хора в Сан-Франциско.

Наш город тоже готовился к приближавшемуся событию. Все билеты были раскуплены задолго до прибытия неаполитанских гостей. В день концерта с раннего утра выстроилась огромная очередь за билетами на «стоячие места». Вот уже и начало концерта. Сцена заполняется исполнителями. Боже, сколько их! Наш оперный хор насчитывает 48 хористов, но для участия в исполнении «Реквиема» он был пополнен ещё сорока одним человеком. Итого – 89 хористов. Плюс 75 оркестрантов. Таким образом, «наша команда» выставила 164 участника. Гости «выставили» 77 хористов и 100 оркестрантов. Итого – 177 человек. Добавим сюда четырёх солистов (сопрано Лиа Кросетто, меццо-сопрано Маргарет Меццакаппа, тенор Майкл Фабиано, бас Виталий Ковалёв). В общей сложности – 345 человек, не считая Николы Луизотти. Как они все разместились на сцене нашей Оперы, – предмет дополнительных научных исследований.

Никола Луизотти

На сцену выходят трое мужчин. Первым к публике обращается мэр Сан-Франциско Эдвин Ли. Он отмечает, что нынешний год – год итальянской культуры в Соединённых Штатах. Совместное исполнение шедевра Верди под руководством итальянского дирижёра Николы Луизотти, музыкального директора обоих театров, предоставляет нам уникальную возможность не только порадоваться экстраординарным музыкальным талантам из двух великих городов, но, что, наверное, более важно, – возможность проложить мосты между Соединёнными Штатами и Италией с помощью культурной дипломатии.

Затем выступает мэр Неаполя и президент театра Сан-Карло Луиджи де Магистрис. Его выступление переводил генеральный консул Италии в Сан-Франциско Мауро Батточчи. Луиджи де Магистрис отметил, что, благодаря великодушной поддержке итальянских и американских любителей оперы, мечта об уникальном совместном исполнении «Реквиема» Джузеппе Верди стала явью.

На сцену выходит Никола Луизотти… Полились первые звуки Messa Da Requiem.

Толчком к созданию «Реквиема» стала смерть знаменитого итальянского писателя Алессандро Мандзони, которого Верди очень почитал и с которым поддерживал дружеские отношения.

Над «Реквиемом» композитор работал около года, и первое исполнение нового произведения состоялось в Миланском соборе Святого Марка в годовщину смерти Мандзони. Дирижировал автор. Вскоре произведение с большим успехом было исполнено в театре Ла Скала, после чего с «Реквиемом» познакомились Париж, Вена, Лондон, Петербург и другие города, с тем же успехом и с тем же дирижёром, Верди. Композитор никогда до и после этого не сочинял подобные произведения.

По стилю, многочисленым ариозам и ансамблям (дуэтам, трио, квартетам) с обычной итальянской оперной кантиленой «Реквием» Верди больше напоминает его поздние оперы, чем сочинения религиозного характера. Значительно большую роль, чем в предыдущих работах композитора, играет оркестр. Мы не услышим здесь простого аккомпанемента, что имело место во многих его операх, предшествовавших «Реквиему». До сих пор то и дело обсуждается вопрос, каким образом включение оперных элементов отразилось на литургическом стиле этого сочинения. Высказывания по этому поводу достаточно противоречивы.

Майкл Фабиано

«Реквием» делится на семь частей, из которых вторая – наибольшая и по размерам, и по значению. Она, в свою очередь, делится на «подразделы», которые исполняются хором, или хором с солистами, или только солистами. То же можно отметить и в других частях «Реквиема». Все они очень различны по характеру, настроению, своему назначению и используемым ресурсам. Их роднит неземная красота музыки, эмоциональность и степень воздействия на слушателей.

Итак, «Реквием» начинается с первых звуков хора. Первые звуки возникли ниоткуда, хор звучит еле слышно, но вы боитесь пропустить любой звук, который, конечно же, рождается в небесах. Такого потрясающего пианиссимо в хоровом исполнении я не слышал нигде и никогда.

Звучание хора усиливается, как изменяются настроение и мощь исполнения. Хор уже поёт в полную силу, демонстрируя красивый, яркий звук и подвижность голосов.

Лиа Кросетто

Каждый хор и каждый оркестр, как в Сан-Франциско, так и в Неаполе, готовились к этой встрече упорно и успешно. Подготовку местного хора возглавил наш блестящий хормейстер Иан Робертсон, подготовку неапольского обеспечил хормейстер Салваторе Капуто. Но совместных репетиций у них почти не было. А это очень важное обстоятельство. Поэтому не будем очень строги в наших оценках исполнения того или иного эпизода. Всё было прекрасно, но полностью избежать некоторых расхождений было невозможно.

Понемногу подключаются солисты. Несколько слов о них. В целом подбор солистов был удачным. Больше всего досталось от критиков украинскому басу Виталию Ковалёву, хорошо знакомому сан-францисской публике. Между тем, он обладатель красивого голоса, большой культуры пения, хорошей техники и тонкого вкуса. Пожалуй, он был самым сильным солистом. Хотелось бы большей эмоциональности. В целом положительное впечатление произвёл и хорошо известный в Сан-Франциско тенор Майкл Фабиано: хорошая внешность, яркие верхи, хорошая артикуляция. Мне показалось, что в этом концерте его голос был утомлённым и потерявшим часть тембровой окраски, что неудивительно в создавшихся условиях.

Неплохое впечатлепние произвела сопрано Лиа Кросетто. Она много лет тесно связана с Сан-Францисской Оперой, пройдя там через обе стажёрские программы и хорошо продвинувшись сценически и вокально. Она обладает большим голосом, однако верхние ноты порой звучали резковато. Меццо-сопрано Маргарет Меццакаппа справилась со своей партией, но некоторое тремоло её голоса снизило впечатление от пения.

Возможности газетной статьи не позволяют дотошно проанализировать исполнение каждой части «Реквиема». В целом это был праздник для души, хотя содержание произведения было далеко не праздничным.

Хочется отметить сильное впечатление, оставшееся от исполнения хором «Dies irae» из второй части «Реквиема». Эмоциональность музыки, характеры солистов -действующих персонажей, драматические коллизии, – всё это превратилось в мазки огромного живописного полотна.

Очень волнующими стали персональные молитвы, обращённые к Иисусу. В части «Офферторио» мы в течение продолжительного времени слышим трёх солистов (исключая сопрано), затем к ним присоединяется сопрано, и в этот момент тьма превращается в яркий свет, из бездонной преисподней Святой Михаил выводит верующих к священному свету, сопрано доминирует, остановившись без остальных солистов на верхнем ми, затем к ним присоединяются скрипки. Не знаю, насколько успешно я «рассказал» музыку этой части. Как правило, подобные затеи безуспешны.

Особенно следует отметить роль, которую сыграл музыкальный директор двух театров, Никола Луизотти, в организации и осуществлении этого замечательного события. Можно представить себе, сколько препятствий пришлось преодолеть ему на этом пути, но он проявил настоящий профессионализм и получил большую поддержку среди руководителей обоих театров и многочисленных и преданных любителей оперного искусства. Концерт он провёл превосходно, оркестры и оба хора успешно продемонстрировали свой высокий класс.

Ну, а после концерта все действующие лица собрались на нулевом этаже Оперного театра, там были произнесены соответствующие речи, обнародован меморандум о взаимопонимании между Сан-Франциско и Неаполем, в котором особенно подчёркиваются коммерция, наука и права человека. А потом начался банкет. По словам очевидцев, сан-францисские повара не ударили лицом в грязь. Было пение и даже танцы. Центральной фигурой праздника оказался Луизотти, которого все выступавшие причисляли к лику героев, что никого не удивляло.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »