Великая музыка и неблагополучный город
Здания Davies Symphony Hall (Филармониия СФ), построенной в 1980 году, War Memorial Opera House (1932), сцену которого делят San Francisco Opera и San Francisco Ballet, рядом Herbst Theatre (1915) и через дорогу от них City Hall (1913) образуют архитектурный ансамбль.
Он продолжен далее двумя зданиями судов по улице МакАлистер, концертным залом Bill Graham Auditorium (1915) напротив с замыкающими периметр площади Музеем искусства Азии (1917) и главным зданием городской библиотеки.
У каждого из зданий своя интересная история, общими же являются два фактора: Панамско-Тихоокеанская международная выставка 1915 года и землетрясение за восемь лет до этого. Внутри города на месте разрушений и завалов освободилось пространство для нового строительства, чему способствовали торговля, новые рынки, небывалая по размаху выставка и возведенные для нее общественные здания и павильоны в стиле Beaux-Arts, ярко прочитывающемся в архитектуре Сан-Франциско и городского центра (Civic Center) с площадью между мэрией и музеем и библиотекой.
Civic Center включает в себя так называемый theatre district с театрами Orpheum, Golden Gate, ACT и десятком маленьких театров и переходит в Tenderloin.
Огромная любовь и преданность музыке и искусству, увы, не помогают не замечать невменяемых бездомных с их палатками, собаками и всей дрянью и гадостью, заполонившей соседние улицы. Великая музыка, звучащая под высокими сводами совсем рядом, вряд ли может ответить на вопрос, кто позволил тысячам несчастных в Калифорнии медленно погибать, отравляя все вокруг, на глазах недоумевающего благополучного большинства, наконец начинающего вопить о том, что с этим нужно что-то делать.
Вспоминается: ночь, улица, фонарь, аптека, Селин, Буковский, Эдичка и трагические описания того, как глубоко может опуститься очередной человек до того, как погибнет от передоза.
Все же вернемся к музыке и, перешагнув через разбросанные шприцы, объедки и осколки от выбитых окон в машинах, поднимемся по ступеням в торжественные залы.
Стоит, возможно, упомянуть, что открытие сезона в Филармонии и Опере было едва не сорвано из-за продолжающихся разногласий оркестров обеих компаний с дирекцией по оплате музыкантов.
Концерты в Филармонии
Канадский дирижер Бернар Лабади, признанный интерпретатор и знаток музыки барокко, возглавит оркестр в трех концертах из моцартовских сочинений с участием сопрано Люси Кроуи.
Labadie Conducts Mozart
21–23 ноября
Кино под живую музыку
Top Gun:Maverick – самый кассовый боевик в карьере Тома Круза о зубодробительных приключениях боевого пилота Мэверика, выходящего живым из невероятных наворотов, в сопровождении оркестра с дирижерской палочкой в руке Бена Палмера, несомненно усилит драматический эффект от музыки Гарольда Фальтермейера и заставит зрителей не раз вцепиться в подлокотники кресла.
Top Gun: Maverick – Film with Live Orchestra
26 ноября
«Амадей» (1984) Милоша Формана с Томом Халсом в роли Вольфганга Амадея Моцарта на два вечера возвращается на большой экран. Музыка Моцарта, Сальери и Перголези, использованная в фильме, прозвучит в исполнении оркестра Филармонии под руководством Константина Китсопулоса и пианиста Джона Уилсона.
Amadeus Film with Live Orchestra
29–30 ноября
Известный ансамбль Mariachi Sol de México de José Hernández, как и в прежние годы, исполнит любовные баллады, романсеро и мелодичные мексиканские рождественские песни. Название концерта построено на игре слов.
A Merry-Achi Christmas
1 декабря
Акробатическая группа Vertigo и оркестр Филармонии приглашают на цирковое представление, в котором соединяются танец и театр, музыка и номера с превращением просто вечернего настроения после бокала в баре Филармонии в волшебное предновогоднее замирание сердца, когда над сценой парят торсы, талии, блюз и…
Holiday Cirque
2 декабря
«Цвета Рождества» – так называется праздничная концертная рождественская программа в бродвейском духе с четырьмя звездными исполнителями. Участвуют Дженнифер Холлидей, актриса театра и кино, поющая соул, джаз, ритм-н-блюз, обладательница наград «Тони» и «Грэмми».
За плечами Пибо Брайсона – музыкальная карьера в четыре десятилетия, дуэты с Селин Дион и Реджиной Белль, награды «Грэмми», диснеевские «Красавица и чудовище», «Аладдин», скандал в 2003 году с конфискацией имущества за неуплату налогов, десятки альбомов и наград.
Би-Би Винанс блистательно поет госпел и ритм-н-блюз, записал девять альбомов, также он автор книги о Уитни Хьюстон, с которой был близко знаком.
Джеки Иванчо к своим двадцати четырем годам записала двенадцать альбомов, поет в различных стилях поп-музыки, предпочитая лирические мелодичные песни.
The Colors of Christmas
3–4 декабря
Традиционно в декабрьские вечера исполняется оратория для солистов, хора и оркестра «Мессия» (1742) Георга Фридриха Генделя, самое известное его произведение.
Сопрано Аманда Форсайт (by Tatiana Daubek) и баритон Дуглас Уильямс (Courtesy of SF Symphony) в «Мессии» Генделя
Гендель предполагал, что оратория будет исполняться на Пасху. Позднее и вплоть до наших дней ее стали исполнять во время адвента рождественского поста.
Дирижирует Стивен Стаббс; сопрано – Аманда Форсайт, контртенор – Джон Холидей, тенор – Аарон Шенон, баритон – Дуглас Уильямс, хором руководит Дженни Уонг.
Handel’s Messiah
6–7 декабря
Афроамериканское трио Boyz II Men и оркестр под руководством Эдвина Аутвотера исполнят в оркестровой версии такие их хиты, как The End of the Road, I Will Make Love to You и многие другие, принесшие им известность.
Прозвучат также блюзовые и соул-номера в фирменном для Boyz трехголосном исполнении.
Holidays with Boyz II Men and the Symphony
17–18 декабря
sfsymphony.org
«Кармен» в Опере Сан-Франциско
Осенний сезон завершает «Кармен» Жоржа Бизе, неблагосклонно встреченная критиками и разгромными отзывами после премьеры в 1875 году, вскоре после которой тридцатишестилетний композитор скончался, не дожив до триумфального шествия своего творения по мировым оперным сценам.
Бизе (1838–1875) успел создать пятнадцать опер, три оперетты, девять кантат, две оды-симфонии и ораторию. Это все произведения крупной формы, а в малой форме – ряд оркестровых произведений, сочинений для хора и оркестра, для фортепиано соло.
В основу либретто «Кармен» положена новелла Проспера Мериме, а музыка вдохновлена мелосом Иберийского полуострова. Хабанера, сегидилья, табачная фабрика в Севилье, бой быков, тореро, цыганки замечательно передают местный колорит, пронизывающий всю оперу.
Спектакль, поставленный Франческой Замбелло в 2019 году в Сан-Франциско, копродукция с Вашингтонской национальной оперой, отталкивается от более ранней «Кармен» в Ковент-Гарден и в Норвежской национальной опере, в которой действие происходило в 1820-е годы в Севилье.
В обновленном спектакле Замбелло, хореограф Аннамария Бруззесе и сценограф Таня МакКаллин перенесли действие на полвека позже, в 1875 год, год премьеры «Кармен» в парижской Опера-Комик.
В главной роли – швейцарское меццо-сопрано Эв-Мод Юбо, с успехом выступившая на Зальцбургском фестивале в 2022 году и спевшая Кармен в Вене, Берлине и Брюсселе.
Чилийско-американский тенор Джонатан Тетельман поет Дона Хозе.
Луиза Алдер, сопрано из Великобритании, дебютирует на американской сцене в роли Микаэлы.
За дирижерским пультом – Бенжамин Манис.
Carmen
13, 16, 19, 22, 24, 26, 29 ноября; 1 декабря
sfopera.com
«Эверест»: опера в планетарии
Компания Opera Parallele приглашает на оперу Джоби Тэлбота на либретто Джина Шеера. В 1996 году состоялось неудачное восхождение группы альпинистов на Эверест, закончившееся их гибелью.
Авторы определили жанр своего произведения как графический роман-опера в одном акте. Графический роман, когда у рта героев в облачке можно прочитать их слова или мысли, как и комикс, нетрадиционные жанры в русской литературе.
Авторы оперы идут дальше в поиске новых форм. Музыка, пение, голоса, звуки – все в записи, а видеопроекция в куполе планетария составляет зрительный ряд. За компактные и насыщенные образами 68 минут, а таков хронометраж сочинения, нам предлагают новые технологии в качестве языка оперы, когда аудио и видео соединены в трансляции.
Everest: Opera in the Planetarium
California Academy of Sciences, Golden Gate Park
До 17 ноября
operaparallele.org
Концерты камерной музыки в Cal Performances
На протяжении месяца состоится четыре концерта исполнителей, некогда связанных с Россией. Яркий пианист-виртуоз Бехзод Абдураимов (многим памятен его блестящий концерт с рахманиновской программой в Филармонии) включил в программу своего сольного концерта трех композиторов: Прокофьева, Сайдаминову, Прайс.
Behzod Abduraimov
10 ноября, 3 pm, Hertz Hall
Игорь Левит, пианист-виртуоз, тонкий интерпретатор Бетховена и немецких романтиков, исполнит баллады Брамса и головокружительное по сложности переложение Листа для фортепиано Седьмой симфонии Бетховена.
Игорь Левит (credit: Felix Broede)
Igor Levit, piano
19 ноября, 7.30 pm, Zellerbach Hall
Максим Венгеров, лауреат многочисленных скрипичных конкурсов и наград, в сопровождении пианистки Полины Осетинской исполнит произведения Клары и Роберта Шуман, Брамса и Прокофьева.
Maxim Vengerov, violin
Polina Osetinskaya, piano
23 ноября, 8 pm, Zellerbach Hall
Асмик Григорян, одна из самых ярких сопрано своего поколения, включила в дебютный концерт в Беркли (целиком на русском языке) редко исполняемые песни Чайковского и Рахманинова. Григорян с успехом поет в европейских оперных театрах после ее оглушительного успеха в «Мадам Баттерфляй» и «Саломее».
Лукас Генюшас аккомпанирует на фортепиано.
Asmik Grigorian, soprano
Lukas Geniusas, piano
15 декабря, 3 pm, Hertz Hall
calperformances.org
Джаз
Полвека существования отмечает легендарная вокальная группа, лауреат «Грэмми» Sweet Honey in the Rock, мастерски исполняющая а капелла госпел, блюз, джаз, традиционные африканские мелодии. За десятилетия сменилось несколько поколений музыкантов. В нынешнем составе семь молодых участников коллектива. Они дадут четыре концерта на сцене Джаз-центра.
Sweet Honey in the Rock
11–14 ноября
Джейк Шимабукуро называет себя Джими Хендриксом гавайской гитары. За двадцать лет выступлений он завоевал многочисленных поклонников. В концерте прозвучат характерные для гавайской гитары хиты и традиционные рождественские мелодии.
Jake Shimabukuro
21–24 ноября
Короли блюза
Диунна Гринлиф (вокал), гитарист Энсон Фунденбург, виртуоз игры на гармонике Марк Хаммел, Джон Праймер, игравший с Мадди Уотерс и Вилли Диксон, по праву считаются королями блюза, собирающими залы в Чикаго, Техасе, на Западном побережье. Блюз и только блюз прозвучит в этот вечер под восторженный рев и аплодисменты зала, как и всегда на их выступлениях.
Blues Blowout
29 ноября
sfjazz.org
Георгий ВЛАСЕНКО