Ван Гог: погружение…
“Пандемическим” летом 2020 года журналист канадской газеты “Русский Экспресс” Александр Герштейн взял интервью у одного из основателей компании Lighthouse Immersive и организаторов выставки “Погружение в мир Ван Гога”, президента и генерального продюсcера канадской компании Show One Productions Светланы Дворецкой.
Эффект сопричастности. Рассматривая в музее картину, мы, в сущности, видим результат, и не всегда задумываемся о том, что побудило автора к ее созданию, каким путем он шел, пытаясь воплотить в красках свое видение мира. Необычная выставка Immersive Van Gogh предоставляет нам удивительную возможность погрузиться в мир Винсента Ван Гога, одного из величайших художников эпохи постимпрессионизма, и буквально почувствовать его творения…
– В ноябре 2018 года мне рассказали о необычном проекте в Париже, и я подумала, что это будет очень интересно для зрителей в Северной Америке.
Я решила посмотреть своими глазами и полетела в Париж, хотя и с известной долей скептицизма. Все-таки в этом городе 130 самых известных музеев, в которые стремятся попасть миллионы людей со всего мира… Что же это за выставка, которая собрала уже более 2 миллионов посетителей? Увиденное буквально ошеломило. Описать словами это невозможно, надо просто побывать на самой выставке. Невероятный эффект воздействия на вашу сенсорику, ваши чувства. И я утвердилась в своих мыслях, что это обязательно надо сделать у нас в Торонто, где, как вы знаете, нет такого разнообразия музеев. А побывав еще на нескольких аналогичных мероприятиях, сделала вывод, что работать надо именно с итальянскими художниками, которые создавали самые первые парижские шоу…
Масштаб и сложность самого предприятия Светлану не пугали: на ее счету крупнейшие антрепризы ведущих театров, балетных коллективов и других проектов, которые она привозит в Торонто. А имя компании Show One Productions пользуется заслуженным авторитетом далеко за пределами Канады.
– Будучи в шоу-бизнесе уже 15 лет, я знаю, что, если очень сильно стараться, то можно сделать все. Но что это будет так тяжело, сказать честно, я даже не предполагала. Прежде всего, оказалось, что в Торонто невероятно трудно найти подходящее помещение, по площади и высоте. Мы кропотливо занимались этим полгода. Но то, что мы в итоге нашли, оказалось идеальным…
Выставка разместилась в помещении высотой с 5-этажное здание, с пространственным объемом 600.000 кубических футов и высотой потолка более 50 футов, в самом начале исторической и самой главной канадской улицы Янг прямо у озера Онтарио. Недаром с нашего здания начинается нумерация города Торонто – 1 Yonge Street. Когда-то здесь находилась типография газеты «Торонто Стар». Объемы здания позволяли построить внутри целую систему галерей, установить 53 проектора и сложнейшее световое оборудование, дающее возможность объемно воспроизвести 400 статичных и динамичных картин Ван Гога, среди которых такие известные, как «Подсолнухи», «Едоки картофеля», «Звездная ночь», «Ирисы» и другие.
Это фантастическое шоу сопровождает музыкальный саундтрек, специально для него написанный. Все вместе буквально потрясает, создает невероятный эффект сопричастности многогранному процессу творения шедевров.
Для запуска такого масштабного проекта Show One Productions вместе с партнерской компанией Starvox Entertainment создали компанию Lighthouse Immersive, провели уникальную рекламную кампанию в ситуации, когда не только Торонто, Канада, но и весь мир встал на паузу из-за Ковида-19. Еще до открытия выставки, которое постоянно сдвигалось весной 2020-го года, было продано более 20.000 билетов.
– Мы уже заканчивали строительство, и тут началась пандемия, – рассказывает Светлана. – Но вопреки или, может, благодаря этому, выставка стала главным событием летне-осеннего сезона в Торонто. Даже в это «темное время», как я его называю, мы продолжали работать в обычном режиме, ежедневно, только из дома. Занимались рекламой, разрабатывали макеты, писали пресс-релизы, заказывали сувениры, написали и напечатали прекрасную программную книгу-каталог Immersive Van Gogh Exhibit.
Перед нами стояла задача ,быть полностью готовыми, как только “поднимется занавес”, мы должны стать первыми, кто примет заждавшихся зрителей.
Давно известно, что в чрезвычайных обстоятельствах люди ведут себя по-разному. Одни опускают руки, другие же, как команда Светланы Дворецкой, концентрируются на достижении поставленной цели.
– Буквально через две недели после закрытия всех публичных мест и мероприятий, самым неожиданным образом родилась идея. Мы заезжали в здание через грузовой вход, парковались прямо в середине будущей выставки, и там обсуждали вопросы, соблюдая социальную дистанцию. Но ведь точно так же это могли бы делать и посетители, не выходя из своих машин! То, что называется Drive–In, хотя для этого нам пришлось существенно изменить конструкцию, разобрать уже готовые стены, приспособить еще одно помещение для въезда машин и тому подобное. В известной степени затея была авантюрной, но мы на это пошли, и результат был просто фантастический! Об этом говорит огромное количество желающих совершить своего рода «сафари» в мир Ван Гога, которое не снижается и по сей день…
Открыться 17 июня, как планировали, не удалось. Но как только правительство Онтарио, с которым организаторы были в постоянном контакте, объявило вторую фазу снятия ограничений, разрешив открывать Drive–In Art Exhibitions, оно, по сути дела, легализовало затею – единственной выставкой, подходящей под это определение, была Immersive Van Gogh.
– Следуя инструкциям, мы обеспечили все требования по охране здоровья людей. Был также разрешен допуск посетителям на пешеходную галерею. И еще одну галерею, специально для машин, нам пришлось быстро построить, чтобы они действовали одновременно. То есть мы были готовы к любому варианту. Это также значит, что мы сумели трудоустроить большое количество людей, в первую очередь, молодых, у нас сейчас работает более 100 человек…
– Что, по-вашему, дает человеку посещение этой выставки?
– Зависит от человека, – размышляет моя собеседница. – Искушенному любителю живописи, даже знатоку Ван Гога и вообще импрессионизма и пост-импрессионизма, это дает возможность увидеть его знаковые работы иными глазами. Ведь что сделали наши иммерсивные художники? Они попытались воссоздать процесс, который происходил в голове у гения. Это их видение, которое не основано на каких-либо документальных свидетельствах, а только лишь на их восприятии, осмыслении стиля Гения.
Поэтому мы вначале проходим через симбиоз каких-то вещей, деталей, ситуаций – и уже потом к результату. Это происходит во всех сериях работ – от крестьянского быта в Голландии через яркий артистичный Париж, интерес к японскому искусству и до красочного и драматичного видения Винсентом французской провинции – детали постепенно складываются в единое целое.
Ну, а у людей, которые не так уж часто посещают музеи, это, возможно, пробудит интерес к творчеству художника и в целом к искусству. Мы даже советуем посетить нашу выставку дважды, не спеша, позволяя себе полностью погрузиться в мир Ван Гога…
– Традиционный вопрос: планы на будущее – можно ли их строить сейчас?
– Планы нужно строить всегда, и наш опыт это доказал, – говорит Светлана. – С одной стороны, человек, как говорится, предполагает, а Б-г располагает. Но с другой стороны, если не строить планы и не стремиться их воплотить, то ничего и не добьешься в жизни.
Выставка в Сан-Франциско открывается 18 марта, и пока трудно сказать, сколько месяцев она будет идти; вероятно, ее придется продлевать – очень много желающих. Одновременно команда Lighthouse Immersive разрабатывает новые идеи, экспериментирует с комбинациями иммерсии с живыми театром, оперой и балетом. В хорошо известных в городе залах и пространствах будущих посетителей и любителей искусства ждет немало сюрпризов….
Подготовлено по материалам газеты “Русский Экспресс” и пресс-релизам компании Lighthouse Immersive
Вся информация о выставке и продажа билетов на сайте vangoghsf.com