«Валькирия» – вторая опера вагнеровской тетралогии «Кольцо нибелунга»
Нынешняя постановка «Валькирии» была осуществлена в Сан-Франциско в прошлом сезоне режиссёром Франческой Замбелло и дирижёром Дональдом Ранниклом. В 2011 году она претерпела некоторые изменения, были привлечены несколько новых исполнителей, в то время как постановочная команда осталась той же. Это очень многослойная опера, затрагивающая сложные психологические и моральные проблемы человеческого общества. В ней действуют не только […]
Нынешняя постановка «Валькирии» была осуществлена в Сан-Франциско в прошлом сезоне режиссёром Франческой Замбелло и дирижёром Дональдом Ранниклом. В 2011 году она претерпела некоторые изменения, были привлечены несколько новых исполнителей, в то время как постановочная команда осталась той же.
Это очень многослойная опера, затрагивающая сложные психологические и моральные проблемы человеческого общества. В ней действуют не только простые смертные, но и боги, великаны, карлики, герои и другие мифические существа. Сюжет оперы чрезвычайно сложен, в какой-то мере даже запутан и требует напряжённого внимания слушателей. Валькирии – это внебрачные плоды любви любвеобильного Верховного бога Вотана и смертных женщин. Вотан, хотя и всемогущий бог, очень напоминает нас, людей, своей нерешительностью, беспринципностью, вероломством.
В первом акте неизвестный, вконец измождённый путник случайно забредает в жилище Зиглинды и её нелюбимого мужа Хундинга. После того, как Хундинг засыпает, а гость и Зиглинда продолжают свою беседу, выясняется, что он – потерянный с детских лет ее брат-близнец, Зигмунд. Кто был их отцом, которого они смутно помнят, выяснится позднее. Между ними вспыхивает страстная любовь. Зигмунд вырывает из ствола ясеня волшебный меч, застрявший там много лет назад, и вместе с Зиглиндой бежит из хижины Хундинга.
В этом акте мы познакомились с исполнительницей роли Зиглинды, сопрано Анья Кампе, обладающей красивым полётным голосом и хорошей внешностью. Бас Дэниэл Самеджи исполнял партию Хундинга. И вокально, и сценически ему удался зловещий образ одержимого местью человека. Украшением спектакля стал тенор Брандон Йованович в партии Зигмунда. Обладатель привлекательной внешности и большого, красивого и звонкого голоса со свободными верхами, он сразу же овладел вниманием и сочувствием зала. Оба, Самеджи и Йованович, уже знакомы сан-францисской публике: первый участвовал в обеих стажёрских программах Сан-Францисской Оперы, а второй запомнился прекрасным исполнением партии Пинкертона в «Мадам Баттерфлай».
Второй акт переносит нас в фешенебельное жилище Верховного бога Вотана, очень приятного интеллигентного человека (баритон Марк Делаван). Появляется жена Вотана, Фрика (меццо-сопрано Элизабет Бишоп, в прошлом участница обеих стажёрских программ Сан-Францисской Оперы). Перепалка между супругами божественного уровня совершенно не отличается от земных перепалок простых смертных. Вся эта сцена очень удачно, с хорошей долей юмора, поставлена режиссёром. Сановная супруга до глубины души (или её заменителя у богов) возмущена поведением Зиглинды и Зигмунда, которые, как выясняется, тоже были внебрачными детьми пошаливавшего Вотана. Первая из них нарушила супружескую верность, и оба они занимаются кровосмешением. Поэтому, заявляет Фрика, в предстоящем поединке Зигмунда и Хундинга Вотан обязан обеспечить поражение и гибель Зигмунда. Бишоп создала полнокровный образ супруги- воительницы, и голос её звучал превосходно.
Конечно, у богов, как и у людей, побеждает женщина: Вотан уступает Фрике и соглашается со всеми её требованиями, несмотря на усилия валькирии Брунгильды (драматическое сопрано Нина Стемме) спасти жизнь Зигмунда. Возмущённый непослушанием Брунгильды, Вотан в разгар поединка разбивает на куски волшебный меч Зигмунда, что позволяет Хундингу легко победить противника. Зигмунд погибает. Правда, разгневанный Вотан убивает заодно и Хундинга.
В третьем акте валькирии слетаются высоко в горах. Следует отметить, что в прошлогоднем варианте постановки прилёт восьми сестёр выглядел значительно эффектней, чем в нынешненм. Вскоре появляется и Брунгильда со спасённой ею Зиглиндой. Сёстры опасаются приютить Зиглинду, а она умоляет дать ей умереть, ибо после гибели Зигмунда её ничто в этом мире не привлекает. Однако Брунгильда объявляет, что Зиглинда носит в утробе сына Зигмунда, Зигфрида, в котором возродится доблесть отца. Теперь уже Зиглинда преисполнена желанием жить. Но страшна кара разгневанного Вотана: Брунгильде нет места среди богов, и она станет женой того, кто найдёт её на скале спящей волшебным сном и разбудит. По знаку Вотана скалу окружает стена огня.
Как и в остальных операх нынешнего цикла, Нина Стемме была центральной фигурой этой постановки, доминируя над всеми прекрасным голосом, вокальной и сценической выразительностью, тонкой психологической разработкой образа и темпераментом. Она оказалась настоящей, как принято говорить, вагнеровской певицей. В небольших партиях хорошо выглядели все восемь валькирий: Мелисса Ситро, Сибил Говернер, Давида Каранас, Сэра Гартлэнд, Тамара Вапински, Майя Лахьяни, Рени Тэйтам, Лорен МакТис. У них молодые звонкие голоса, они подвижны и точно интонируют. Все ансамбли были спеты ими чисто и красиво. Очень хорош сценически был Вотан- Марк Делаван, но уже в прошлом сезоне стало ясно, что голос его в значительной степени износился. Я думаю, приглашение его на одну из главных ролей было ошибкой.
В постановке многократно и успешно используется электронная техника, открывающая новые и очень эффектные возможности для сценического дизайна (дизайнеры Майкл Ерган, Марк Маккалло, Ян Хартли). Что касается костюмов, то превалирующие чёрно-серые тона постоянно создают ощущение уныния, подавленности, что не всегда уместно (дизайнер по костюмам Катерина Зубер).
Совершенно великолепно звучал оркестр под руководством Дональда Раниклса. Его исполнение стало подлинным праздником искусства. Публика горячо приветствовала оркестр и своего любимого дирижёра – который в течение семнадцати лет был музыкальным директором нашей Оперы – а также всех участников спектакля.