Вакцина от призраков
Уже стемнело, мы прилично с ним натрескались И наливали мимо рюмок наугад. Он все шумел, косил под Чернышевского: “Что делать, блин?” — и: “Кто, блин, виноват?” Т. Шаов По Европе, как и полтораста лет назад, сегодня снова бродит призрак коммунизма. Вообще говоря, призрак этот, как Вечный Жид, никуда не пропадал, просто слонялся по задворкам цивилизованного […]
Уже стемнело, мы прилично с ним натрескались
И наливали мимо рюмок наугад.
Он все шумел, косил под Чернышевского:
“Что делать, блин?” — и: “Кто, блин, виноват?”
Т. Шаов
По Европе, как и полтораста лет назад, сегодня снова бродит призрак коммунизма. Вообще говоря, призрак этот, как Вечный Жид, никуда не пропадал, просто слонялся по задворкам цивилизованного мира, отогреваясь на съездах китайской компартии и конференциях марксистов Чили и Венесуэлы. И дождался- таки своего часа.
Любой здоровый организм, – человеческий, экономический или социальный, – может себе позволить не думать о бродящих в его крови немногочисленных, ослабленных вирусах. Но стоит приключиться недомоганию, как эти вирусы набирают силу и пытаются поразить жизненно важные органы. На фоне усталости от затянувшегося кризиса и в преддверии его второй волны просыпается и пробует свои силы еще не красный, но уже отчетливо розовый возбудитель светлого будущего человечества.
Начали, как водится, с главного, с Уолл-стрит. Попробовав свои силы в Северной Америке, священный огонь протеста мгновенно переметнулся в Европу. Интернет с одинаковой скоростью позволяет организовываться и обмениваться информацией и программистам, и террористам, и педофилам, и обычным скучным людям, и законченным подонкам, а также тем, у кого в крови вдруг забродил вирус, природу которого его носитель и сам плохо себе представляет. Или – что гораздо хуже – понимает, что делает, но сознательно распыляет инфекцию в местах массового скопления людей.
Внешне все это выглядит как волна протеста против экономической несправедливости и социального неравенства. Сотни тысяч людей по всему миру выходят на марши в поддержку движения «Захвати Уолл-стрит», которое началось в Нью-Йорке месяц назад. Воодушеленные идеей борьбы за свои права, гневно сжимая мозолистые кулаки, люди требуют у финансовых воротил – “жирных котов” вернуть трудящимся награбленное. 99% честных тружеников больше не желают мириться с жадностью и коррумпированностью 1% богачей. Настало время отнять неправедно нажитое и разделить по справедливости. Ну, или уж как там получится. До боли знакомо, не правда ли?
Недавно акцию протеста под брендом “Захвати Уолл-стрит” можно было наблюдать в Окланде. Складывалось впечатление, что большинство ее участников понятия не имели, протов чего они протестуют, и полагали себя борцами за легализацию каннабиса. После наступления темноты митинг ознаменовался избиением случайных прохожих и сексуальным насилием.
В Италии опять жгут машины и разбивают витрины. В Германии развращенные раздутой социалкой “протестанты” собираются у городских управ, готовые костьми лечь за малейшую льготу, которую собирается отменить государство. Люди хотят быть богатыми, но далеко не все для этого готовы жить по средствам.
Конечно, среди протестующих есть люди, искренне желающие хорошо работать и хорошо жить. Но требовать работы нужно, в первую очередь, у государства. Именно государство, власть отвечает за создание и поддержание бесперебойной работы механизма по созданию рабочих мест. Именно оно обязано создавать для бизнеса такие условия, когда будет востребован любой, желающий трудиться. Но сегодняшнее движение новоявленных борцов за справедливость обращено не к гладкоречивому президенту, не к правительству (что, кстати говоря, позволяет большинству политиков воздерживаться от комментариев по поводу происходящего) и даже, выражаясь на постсоветским новоязе, не к “капитанам бизнеса”. Оно обращено к финансовым воротилам, а, стало быть, сутью его является не стремление к честному, высокооплачиваемому труду, а зависть к чужому богатству и пресловутое желание “все поделить”.
Разумеется, многое неладно в датских королевствах современного мира. Но, к сожалению, кризисы – неотъемлемая часть развития человечества, вообще любого развития. Точно так же жадность, лень, зависть, тяга к дармовщине – неотъемлемые качества биологического вида, именуемого хомо сапиенс.
Выступая на одном из протестных митингов, нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц заявил: “Финансовые рынки должны перераспределять капитал и управлять рисками. Однако они делают это неправильно, лишь умножая риски. И все мы расплачиваемся за их ошибки. Создана система, где убытки делятся между всеми, а доходы лишь между некоторыми. Это не капитализм, и это не рыночная экономика. Это извращенная экономика. Если мы продолжим этот курс, мы не преуспеем в создании справедливого общества”.
Глобальные финансы, конечно, штука сложная, и с профессионалом не поспоришь. Но наличие ошибок в мировой экономике очевидно для всех, – для этого не нужно быть нобелевским лауреатом. Гораздо труднее понять, как именно эти ошибки преодолеть. И, сдается мне, митинговые крикуны вряд ли справятся с этой задачей, даже если они, не дай Бог, дорвутся до финансовых рычагов. А ведь, судя по лозунгам, именно этого они и добиваются. Сегодняшняя кухарка уже не хочет управлять государством – зачем ей эта головная боль? Она желает по-хозяйски залезть в сундук с нажитым другими добром и по-быстрому промотать его в соответствии со своими представлениями о шикарной жизни.
Закон сохранения понятен любому дураку: для того, чтобы всем хорошо жить, нужно вдоволь всего производить, а от бесконечной перепродажи бумаг на свете ничего не появляется, какими бы “ценными” эти бумаги ни считались. Однако правда и то, что эффективное производство невозможно без капитала, который фиансирует предприятия с помощью кредитной системы. Последнее, видимо, уже не столь легко постичь протестующим, судя по их требованиям запретить “финансовые спекуляции” и даже “закрыть банки”.
Примат “классового самосознания” над образованием и профессионализмом – это прямая дорога в светлое будущее пещерного коммунизма.
Социальная несправедливость будет существовать всегда в силу неоднозначности самого понятия справедливости. Разве справедливо то, что мой сосед выиграл в лотерею миллион? Конечно, нет. Как известно, эгоист – это тот, кто думает только о себе вместо того, чтобы думать только обо мне.
На самом деле ничего нового не происходит. Личная парадигма: “1) кто виноват? и 2) что делать?” латентно владеет массами во все времена, и в кризисные моменты легко вступает во взаимодействие с вечно витающими в воздухе спорами коммунизма. Это ненавязчивое ментальное оплодотворение рождает в некрепком шариковском мозгу четкие ответы на означенные выше вечные вопросы: 1) во всем виноваты богатые, и 2) у них надо все отобрать и поделить.
При этом упускается из виду очевидная вещь: если разорить богатых, то проблемы, в первую очередь, возникнут у бедных. В цивилизованном мире большинство богатых богаты потому, что они умеют либо зарабатывать деньги сами, либо сохранить и приумножить полученное наследство. И самое главное – они в состоянии создавать рабочие места и платить людям зарплату. Поэтому, если у них все отнять и прогулять их деньги (а 99% смогут сделать это довольно быстро), то придется сидеть и, как говорят в народе, сосать лапу, пока они не заработают новые деньги и не создадут новые рабочие места. При этом создавать их становится все сложнее и дороже. Соответственно, справедливо оценить, какую прибыль должен получить их создатель за свой труд и риск, тоже непросто. Но очень уж хочется посчитать в чужом кармане.
Можно, конечно, попробовать создавать рабочие места самим, чтобы не зависеть от мироедов-миллиардеров. Готов снять шляпу перед теми, кто продвинется на этом пути дальше найма нелегала-мексиканца для погрузки мебели или приглашения на работу няни, приехавшей на заработки из Харькова. Тех, кто добился в бизнесе большего, на протестных маршах не встретить. Им просто некогда.
Впрочем, остальные, менее энергичные и рисковые, тоже могут кое-что сделать. Например, более придирчиво выбирать президента, конгрессменов и прочих слуг народа, а выбрав, требовать по полной именно с них, а не с олигархов Уолл-стрит, которые, если они не нарушили закона, никому ничем не обязаны.
После так называемой “арабской весны” многие испытывают соблазн увидеть в сегодняшних выступлениях нечто революционное, призванное обновить наш застоявшийся мир. Эдакую “глобальную социальную весну”. Однако, боюсь, их ждет разочарование.
Последствия кризиса, как всегда, устранят не митинговые говоруны, a те самые финансовые акулы, против которых нынче протестуют якобы обворованные ими граждане. Хотя бы уже потому, что они сами гораздо больше середняков и бедняков заинтересованы в экономической стабильноости как гарантии работы механизма для зарабатывания денег. Пройдет время, острота кризиса спадет, общество получит новую прививку от висящей в воздухе инфекции, и люди вернутся к обычным своим делам. Вплоть до появления нового штамма призрака коммунизма.
Антон ГЕЙН