Вакансия второго великого тенора заполнена? Возможно…
(к спектаклям оперы Россини «Севильский цирюльник» в Сан-Францисской Опере) Сан-Францисская Опера завершила свой осенний сезон постановкой «Севильского цирюльника» Россини, одной из самых талантливых и весёлых опер, созданных человечеством. Это совместная постановка нашей Оперы и Литовского Национального театра оперы и балета. Было запланировано 11 спектаклей, что обусловило создание двух исполнительских составов, которые я буду именовать составом […]
(к спектаклям оперы Россини «Севильский цирюльник» в Сан-Францисской Опере)
Сан-Францисская Опера завершила свой осенний сезон постановкой «Севильского цирюльника» Россини, одной из самых талантливых и весёлых опер, созданных человечеством.
Это совместная постановка нашей Оперы и Литовского Национального театра оперы и балета. Было запланировано 11 спектаклей, что обусловило создание двух исполнительских составов, которые я буду именовать составом 1 (первый спектакль – 13 ноября) и состав А (первый спектакль – 14 ноября). Режиссёр постановки –Эмилио Саги, дирижёр – второй дирижёр нашей Оперы Джузеппе Финзи. Сценический дизайнер – Лоренц Корбелла, художник по костюмам – Пепа Оянгурен. Сейчас великим тенором №1, безусловно, является Хуан Диего Флорез. А кто же второй?
Поставлена опера очень необычно, начиная с «поклонения» большому бюсту великого Россини и кончая нововведением: присутствием на сцене своеобразного «хора», который, правда, не издаёт ни единого звука, но зато реагирует на события на сцене некиими балетными движениями, а также своевременно участвует в смене небольших деталей оформления. Чаще всего участие «хора» предусмотрено при исполнении продолжительных арий или дуэтов (чтобы развлечь приуставшую публику?).
Сценическое действие осуществляется на двух уровнях, смена декораций происходит на глазах у публики, при открытом занавесе. Декорации представляют собой отдельные блоки, соединение которых может оказаться богатым домом доктора Бартоло, а после небольшого передвижения – парадной комнатой этого же дома. Небольшие детали оформления здесь же, на глазах у публики, добываются из щели между первым и вторым уровнями, туда же отправляются другие, уже ненужные детали и даже толпы людей.
Придумано очень много забавных деталей (может быть, даже слишком много), некоторые, пожалуй, с определённым перехлёстом, но, как правило, без безвкусицы. (До сих пор с ужасом вспоминаю одну из прежних постановок, в которой лихой Фигаро бреет ноги стоящему на голове пассажиру, который оказывается женщиной).
Постановка 1.Первое появление графа Альмавивы (под именем Линдор). Небольшого роста, с большой головой, насаженной на плечи, простоватым лицом и фигурой, свидетельствующей о хорошем аппетите. С тоской начинаю смотреть и слушать Линдора. Через пять минут выясняется, что Линдор – прекрасного атлетического сложения, необычайно красив, а его сверкающие глаза отражают ум и одухотворённость. Ещё через пять минут я пришёл к убеждению, что лучшего Альмавивы я никогда не видел и не слышал. Подозреваю, что та же эволюция произошла и в зале.
Голос Хавьера Камарены (Альмавивы) не столь сладостен, как у Флореза, но достаточно красив, пение – выше всяких похвал. Ровное звукоизвлечение, чёткая и выразительная дикция, осмысленное и полное эмоций пение, точное попадание во все ноты, свободные верхи. А ещё – поразительная , я бы сказал, уникальная техника. Каждая нотка на любой скорости точно выпевается. Это даёт возможность Альмавиве спеть свою арию в последней сцене, которая обычно не исполняется из-за её чрезмерной трудности. Возникает желание сравнить тот или иной пассаж с пулемётной очередью, но это неправомерное сравнение, потому что Хавьер «строчит» «разноцветные» ноты, переходя от одной к другой на любой скорости, тогда как пулемёт тупо повторяет одну и ту же ноту на одной и той же скорости. А при этом ещё Камарена создаёт (и притом весьма убедительно) тот или иной сценический образ. Два раза он проникает в дом доктора Бартоло под различными личинами с целью встретиться с Розиной, и оба раза эти сцены уморительны не только по воле Россини, но и из-за исполнения Камарены
После спектакля с участием Камарены я набросился на You Tube и постарался выудить там как можно больше записей этого певца. Впечатляет. Например, знаменитую арию с девятью верхними до из «Дочери полка» Доницетти он поёт легко, свободно, играючи. То же можно сказать и о других его записях. Хавьер родился в Мексике, учился пению в университете Гунаюато. В 2004 году завоевал первую премию в вокальном конкурсе Карло Морелли в Мексике, в следующем году стал победителем конкурса в Барселоне. В настоящее время продолжает заниматься с выдающимся в прошлом певцом Франциско Арайзо. В Мексике Камарена спел свою первую партию, Тони из «Дочери полка» Доницетти, а затем – Бельмонте из «Похищения из сераля» Моцарта, Неморино из «Любовного напитка» Доницетти, Эрнесто из «Дон Паскуале» Доницетти и Дорвила из «Шёлковой лестницы» Россини.
С апреля 2007 года Хавьер – солист оперы Цюриха, где он спел ведущие теноровые белькантовые партии во многих операх. В это же время он совмещал свою занятость в Цюрихе с выступлениями в Венской Государственной Опере, в Парижской Опере, в Кёльне, Брюселле, Дрездене и т.д. и, наконец, в Метрополитен Опера. Пел и в опере Россини «Отелло» партию Родриго, где Дездемоной была Чечилия Бартоли. Часто выступает в концертных залах как в сольных программах, так и в качестве солиста в хоровых произведениях. Как уже было отмечено выше, безусловным тенором №1 является Флорез. Итак, может ли Камарена занять позицию №2 среди множества всех теноров? Не исключено.
В составе А партию Альмавивы исполнял любимец сан-францисской публики, участник Мерола Опера и Адлер Феллоус программ Алек Шрейдер. Молодой обаятельный красавец и обладатель очень красивого голоса, он приобрёл довольно большую популярность, и его артистическая карьера складывается весьма успешно. Достаточно заметить, что его регулярно приглашает для выступлений Метрополитен Опера. Он очень хорош сценически и в партии Альмавивы. Но имеется одно обстоятельство, которое снижает оценку его выступлений: колоратурная техника, совершенно необходимая в этой партии.
В старые «добрые времена», когда молодых мужчин в Советском Союзе вызывали летом для военной переподготовки, а снарядами и патронами практически не обеспечивали (слава Богу) из-за отсутствия средств, родился на учениях термин «обозначим выстрел», которого на самом деле не было. Порой, исполняя требуемые фиоритуры в быстром темпе, Шрейдер лишь успевает «обозначить» их. Жаль, хотя он ещё достаточно молод, чтобы попытаться улучшить свою технику.
В составе 1 партию Фигаро исполнял также участних обеих стажёрских программ баритон Лукас Мичем. Мы все прекрасно помним его, так как он выделялся своим большим, красивым голосом и ярким сценическим поведением. Очень высокий крепко сколоченный мужчина приобрёл за прошедшие годы хорошую колоратурную технику. Он очень убедительный Фигаро, его реакции и сообразительность естественны, как и желание не только помочь, но и извлечь при этом выгоду для себя. Однако звучание его голоса порой было недостаточным (во время исполнения колоратурных пассажей), и здесь нужно упрекнуть дирижёра Джузеппе Финзи, одной из обязанностей которого является установление баланса звучания. Очень приятное впечатление произвёл Фигаро из состава А, норвежский баритон Один Айверсен. У него красивый голос, он очень обаятелен и убедителен, но и его порой подводит колоратурная техника.
Американская меццо-сопрано Изабел Леонард исполняла партию Розины в составе №1. Сценически она была очень хороша и полна обаяния. Все её поступки были мотивированы, её увлечение Линдором было совершенно естественным. Но вот необъяснимая ситуация: в первом акте она достаточно часто лишь «обозначала» колоратурные пассажи. Создалось впечатление, что они ей недоступны. Однако во втором акте она исполняла их, в основном, достаточно чётко. А вот меццо-сопрано Даниэла Мак из состава А, бывшая участница обеих стажёрских программ и супруга Алека Шрейдера, была безукоризненной Розиной как сценически, так и вокально. Изящная, тоненькая и очаровательная женщина, она была волевой, знающей себе цену Розиной, её красивый сочный голос звучал выразительно и убедительно, все фиоритуры были исполнены точно и легко, сценическое поведние было продумано до малейших деталей. Это была приятная творческая победа.
В составе1 роль опекуна Розины доктора Бартоло исполнял баритон Алессандро Корбелли, а в составе А – бас Маурицио Мураго. Вокально Мураго выглядел интересней, чем Корбелли, хотя тот был интересней сценически, обогатив свою роль многими «мелочами», значительно оживившими образ этого мерзавца.
Партию Дона Базилио в обоих составах исполнял бас Андреа Силвестрелли. Очень высокий артист обладает глухим и не очень большим голосом, к тому же, «запрятанным» достаточно глубоко. И сценически, и вокально он был малоинтересен. К тому же, мы, русскоговорящие, отчётливо помним российских исполнителей этой роли, например, Рейзена, Огнивцева и др., не говоря уже о Шаляпине, что иногда мешает воспринимать новые поколения Дона Базилио. В обоих спектаклях небольшую роль Берты, служанки, исполняла меццо-сопрано Катерина Кук. Как всегда, и вокальн,о и сценически она была очень хороша и изобретательна, превращая небольшую роль в сценический шедевр.
Очень хорошо прошли все сцены с участием хора (хормейстер Иан Робертсон). Следует отметить и прекрасные костюмы действующих лиц и хора (Пепа Оянгурен). Что касается дирижёра Джузеппе Финзи, то в основном он справился с поставленными задачами, но, как я уже отмечал выше, баланс звучания разных голосов был уязвимым местом спектаклей. Были и расхождения оркестра и певцов. В целом же «Севильский цирюльник» стал украшением нынешнего оперного сезона.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско