В стиле «держать и не пущать»…
В «Кстати» №989 прочел я статью Лилии Зыбель «Евтушенко и Бродский». Статья мне понравилась. Прежде всего отмечу ее тон: спокойный, без какой-либо экзальтации. Автор не бьет на эмоции, а просто рассказывает о двух абсолютно несхожих поэтах, приводя интересные факты, многие из которых были мне ранее не известны. Правда, не убежден я в том, что каждой […]
В «Кстати» №989 прочел я статью Лилии Зыбель «Евтушенко и Бродский». Статья мне понравилась. Прежде всего отмечу ее тон: спокойный, без какой-либо экзальтации. Автор не бьет на эмоции, а просто рассказывает о двух абсолютно несхожих поэтах, приводя интересные факты, многие из которых были мне ранее не известны.
Правда, не убежден я в том, что каждой эпохе российской истории соответствует всего лишь один великий поэт. По моему мнению, в приведенном в конце статьи списке Евгения Рейна между Маяковским и Ахматовой вполне закономерно встали бы Пастернак, Мандельштам, Цветаева. Но, повторяю, в целом статья показалась мне весьма примечательной.
А в «Кстати» №991 Михаил Лемхин опубликовал свой ответ Л.Зыбель под названием «По рецепту Остапа Бендера (и «Литературной газеты»). Я стал читать эту статью, предвкушая удовольствие, которое от нее получу. Ведь Михаил Лемхин, постоянный автор «Кстати» – человек талантливый. Замечательный фотохудожник. Мне очень нравятся его статьи о кино, об искусстве фотографии, помнятся его интервью с Борисом Стругацким и другими незаурядными личностями.
Увы… На сей раз меня ожидало разочарование. Прежде всего – поразил резкий, обличительно-непримиримый тон статьи. Поразила попытка высмеять Л. Зыбель, прибегнув к сравнению «Торжественного комплекта», созданного Остапом Бендером в помощь журналистам-халтурщикам, со статьей «Евтушенко и Бродский». Нет, не стреляет сравнение, выглядит притянутым за уши. Лилия Зыбель пишет на хорошем уровне, до которого журналистам, имевшим дело с великим комбинатором, пришлось бы расти и расти. И обходится она без всякой патетики и ложного пафоса, которые были присущи советской прессе.
Раздражение М.Лемхина против Л.Зыбель столь велико, что он стремится «осадить» ее при помощи такой, например, замечательной фразы: «Я только не знаю, заблуждается ли автор по малому знанию предмета или сознательно подтасовывает факты».
Высказывание о малом знании предмета звучит высокомерно, заносчиво. Уж не считает ли себя Лемхин истиной в последней инстанции в том, что касается жизни и творчества Бродского и Евтушенко? Похоже, считает.
Возникает еще и такой вопрос: почему автор предполагает (допускает), что Лилия Зыбель сознательно подтасовывает факты? Какие у него есть основания для этого? И для чего, собственно, ей подтасовывать?
В конце статьи М. Лемхин практически прямым текстом говорит о том, что он имеет в виду: «Похоже, что, исчерпав возможности рецепта, предложенного великим комбинатором, госпожа Зыбель обратилась за вдохновением к нашим славным традициям. В своё время сочинения, как две капли воды похожие на статью «Евтушенко и Бродский», регулярно появлялись в «Литературной газете». Дальше он еще несколько конкретизирует свою мысль, давая понять, что Л. Зыбель писала свою статью, выполняя заказ, как это практиковалось в СССР.
Что же получается? Судя по тексту статьи, М. Лемхин с Л. Зыбель не знаком. И, не зная человека, он, тем не менее, считает себя вправе высказывать предположения конспирологического порядка. Дескать, выполняет она чей-то заказ… Интересно, чей, если Советского Союза давно нет, а в современной России Бродский обрел широкое признание? Вот до чего может довести творческого человека его чрезмерно богатое воображение…
А из-за чего, собственно, сыр-бор разгорелся? Только из-за того, что Лилия Зыбель упомянула о некоторых вещах, которые не вписываются в старательно отретушированный апологетами Бродского его образ.
Поразительное дело: позволяя себе рассказывать о каких-то не самых приятных вещах, касающихся Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко (я читал статьи М. Лемхина об этих поэтах), давний постоянный автор «Кстати» на дух не переносит, когда нечто подобное пишут об Иосифе Бродском. И разражается окриком в стиле «держать и не пущать». Типа: «Кто позволил писать такое? Не иначе, это происки врагов! На кого работаете, Лилия Зыбель?».
Звучит знакомо. Очень по-советски… Нет, я прекрасно знаю, что Михаил Лемхин много лет живет в Америке и симпатии к СССР и порядкам, которые в нем царили, не испытывает. Но в порыве сильного раздражения прибегает к чисто советским методам ведения полемики.
Печально, но факт.
Сергей ЯРЧУК
Сан-Хосе