В гостях у десятой музы

В гостях у десятой музы

Issue #737 1.SFIFF 52 В программах только что прошедшего Сан-Францисского кинофестиваля участвовало более ста фильмов из пятидесяти стран. Фестиваль проводился в 52-й раз. Любопытно, что после ряда лет, когда трудно было говорить о тенденциях и направлении, наконец-то можно выделить основной вектор – поддержку независимого и, как правило, политически ангажированного кино малых стран и отказ от […]

Share This Article

Issue #737

1.SFIFF 52

В программах только что прошедшего Сан-Францисского кинофестиваля участвовало более ста фильмов из пятидесяти стран. Фестиваль проводился в 52-й раз. Любопытно, что после ряда лет, когда трудно было говорить о тенденциях и направлении, наконец-то можно выделить основной вектор – поддержку независимого и, как правило, политически ангажированного кино малых стран и отказ от голливудской гламурности. Кинозвезд и красной дорожки, как в Каннах, и толп поклонников звезд, как в Венеции, Берлине, Торонто, в Сан-Франциско нет. Фестиваль дает возможность посмотреть эксперимен¬таль¬ные и не имеющие коммерческого потенциала, но, тем не менее, интересные работы молодых режиссеров. В своем нынешнем виде фестиваль стал более выстроенным по разделам и программам и менее разбросанным и пестрым, чем прежде.

Звездно-полосатое

Среди американских фильмов заметно увеличилось количество документальных картин. Empess Hotel сан-францисских кинодокументалистов Элли Лайт и Ирвинга Сарафа – сочувственная попытка разобраться в поломанных судьбах выброшенных на обочину жизни людей, нашедших кров и пристанище в отеле для бездомных в Тендерлойне. Лайт и Сараф много лет работают вместе, и их фильм о сан-францисской Опере и хористах «В тени звезд» получил множество призов, как и «Разговоры с сумасшедшими женщинами».
Ferlingetti – достаточно традиционная документальная лента о Лоуренсе Ферлингетти, поэте и основателе издательства City Lights и одноименного книжного магазина в Норс Бич. Наиболее интересная часть фильма – хроника 60-70-х годов, когда Аллен Гинзберг, Грегори Корсо, Джек Керуак были властителями дум поколения битников. Запечатлен и приезд в Сан-Франциско Андрея Вознесенского.
For the Love of Movies: the Story of American Film Criticism («Из любви к кино: история американской кинокритики») исследует полвека американской кинокритики. Включены интервью с Эндрю Саррисом и Паулиной Каэль, Стэнли Кауфманном, Руби Ричем, Джеральдом Пегри и другими столпами жанра.
На фестивале есть раздел, в котором показывают фильмы – и их создатели участвуют в дискуссии на сцене, либо фильм идет под живое музыкальне сопровождение. The Lost World («Затерянный мир»), немой фильм 1925 года по мотивам Конан-Дойля, под музыку авангардистской группы Dengue Fever прошел с аншлагом.
Чествование Фрэнсиса Форда Копполы собрало поклонников его таланта и друзей. Вручение награды за режиссуру сопровождалось показом фрагментов фильмов Копполы и десятиминутным роликом его новой картины Tetro о двух поколениях итальянской семьи в Аргентине. В сюжет вплетены биографические мотивы. История взамоотношений двух братьев – вспоминается шедевр Висконти «Рокко и его братья» – разворачивается на фоне городской жизни Буэнос-Айреса в круговороте любовных историй, измен и страстей. В роли Тетро – замечательный Винсент Галло. Фильм блистательно решен визуально – заслуга оператора Михая Малаймара, снявшего до этого с Копполой «Молодость без молодости». Tetro выходит в прокат в конце июня.

С родины братьев Люмьер
Франция – лидер европейского кинопроизводства – была представлена обоймой картин.
The Other One («Другая женщина») – психологическая драма с блистательной Доминик Блан в роли 47-летней бальзаковской женщины, снедаемой ревностью. Героиня узнает, что ее молодой любовник встретил другую женщину. Режиссерское содружество Пьера Тридивика и Патрика Бернара, снявших совместно несколько фильмов прежде, успешно в своем целенаправленном исследовании ущемленного женского самолюбия и невротических колебаний настроения. Безликие ночные городские пейзажи, залитые мертвенным электрическим светом, потоки машин – передают внутреннее состояние женщины, переживающей разрыв отношений и постепенно впадающей в состояние маниакальной депрессии и аффекта. В фильме нет тяжести, а есть какое-то замечательное французское свойство говорить о человеческой природе отстраненно, чуть-чуть иронично и сочувственно. Почти как улыбаться сквозь слезы.
Versailles («Версаль») – предсказуемая вялая картина о бездомном бродяге, встречающем молодую женщину с ребенком. Наутро, после случайной близости, она исчезает, оставив мальчика с незнакомым ей, в общем-то, человеком. В одном из последних своих появлений на экране недавно умерший Гийом Депардье временами похож на своего знаменитого отца, но энергетика молодого актера (ему было за тридцать) другого рода. Он более рефлективен, нервен, в себе. В нем нет дикого напора, агрессии, самоуверенности. К сожалению, попытка разобраться в проблемах бедности, социального неравенства, отсутствия жилья сводится к набору политически корректных штампов, пусть и либерально-гуманистического толка.
В фильме Bluebeard («Синяя борода») использована сказка Шарля Перро. Но Катрин Брейя уверенной режиссерской рукой разруливает историю в сторону эстетическо-перверсивной игры в духе Валериана Боровчика. Невинная жертва сластолюбца разгадывает его план убить ее и добивается победы, а в качестве боевого трофея получает голову злодея на блюде. Брейя намеренно отсылает зрителя к библейской истории Юдифи и Олоферна, слега заговорщицки подмигивая на прощание.

Mesrine: A Film in Two Parts («Мерин. Враг государства») – гангстерский фильм в двух частях, каждая из которых за два часа экранного времени рассказывает в хронологическом порядке о карьере профессионального гангстера Жака Мерина. Он держал в напряжении французскую систему Национальной безопасности целых двадцать лет, до середины шестидесятых, когда, наконец, попал за решетку. Винсент Кассель харизматичен в роли бесстрашного и отчаянного сорви-головы. Жерар Депардье, как всегда, массивен и брутален. А молодые французские актрисы – ну сами знаете, француженки… Каждый раз, когда Мерина арестовывают, он произносит перед судьями, адвокатами и прессой речи, курьезно сочетающие знакомые революционные лозунги а-ля «экспроприировать экспроприаторов» с обличением монополистического капитализма. Рише, режиссер фильма, динамично, по законам триллера, наблюдает за эволюцией своего героя от Робин Гуда до крестного отца французской мафии.

Из России
Россия на фестивале была представлена двумя фильмами. «Дикое поле» (Wild Field) Михаила Калатозишвили – поэтическая философская картина о молодом враче в забытом богом местечке посреди барханов и степей где-то в Средней Азии. «Тюльпан» (Tulpan) – тоже фильм-притча. К достоинствам ленты Сергея Дворцевого относится юмор и меланхоличная грусть, смешанная с симпатией к своим незадачливым героям. Картина демонстрируется в Landmark Theatres.

Со всего света
Мексиканская комедия Rudo Y Cursi («Рудо и Курси») – режиссерский дебют сценариста Карлоса Куарона о братьях-футболистах и их борьбе за место под футбольным солнцем. Фильм заслуженно обречен на успех. Хороший актерский ансамбль включает звездного Гаэля Гарсиа Берналя. Демонстрируется в Landmark Theatres.
Стильно сделана черная болгарская комедия Zift («Не в кайф») об уголовнике-рецидивисте. История начинается в 40-е годы и заканчивается в коммунистическую эпоху. От фильма веет молодой энергией и интереcом создателей к Тарантино и комиксам.

Фестиваль – круглый год
SFFS (Cан-Францисская ассоциация кино), помимо кинофестиваля, проводит показы фильмов, иначе не попавших бы на экран. В текущем цикле примечателен Fados испанца Карлоса Сауры. Фадо – жанр португальских баллад, чаще всего о любви и разлуке. Среди знаменитых исполнителей фадо – Мариза, участвующая в фильме-концерте.
С 5 июня в Sundance Kabuki Cinema.

Реванш
Revanche – драма Готца Спиллмана об отсидевшем срок австрийце и украинской проститутке. Они оба работают в венском борделе, скрывая свои отношения от босса. Европейская киноакадемия назвала фильм лучшей работой года.

Абсолютный шедевр
Lola Montes – одна из вершин французского кино. Макс Офюльс превращает историю цирковой примадонны и роковой красавицы в головоломный калейдоскоп любовных историй и рефлексий по поводу хрупкости чувств и красоты, которая, по убеждению Офюльса, не всегда спасает растерянный мир.
7 и 8 июня, Red Vic

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »