В делах людей прилив есть и отлив…

Share this post

В делах людей прилив есть и отлив…

В минувший четверг мировые СМИ распространили сообщение о том, что «Организация исламского взаимодействия», заявила, что будет добиваться принятия международного законодательства, согласно которому богохульство признается уголовным преступлением. К этому ее, как пишут, подтолкнул фильм «Невинность ислама». С этим самодеятельным фильмом уже связано немало – погромы посольств в исламских странах, атаки «местных» мусульман на американские представительства в […]

Share This Article

В минувший четверг мировые СМИ распространили сообщение о том, что «Организация исламского взаимодействия», заявила, что будет добиваться принятия международного законодательства, согласно которому богохульство признается уголовным преступлением. К этому ее, как пишут, подтолкнул фильм «Невинность ислама».

С этим самодеятельным фильмом уже связано немало – погромы посольств в исламских странах, атаки «местных» мусульман на американские представительства в Европе и даже убийство посла США в Ливии.

Страшная реакция. Особенно, если учесть, что толком это кино никто и не видел – в сети был распространен лишь ролик, склеенный из эпизодов фильма. А в большинстве стран, где почитают пророка Мухаммеда, провайдеры просто закрыли доступ к сервису, на котором он был выложен.

Что происходит? На первый взгляд – ужесточение мусульманами требований к остальному миру. Но, если присмотреться, дело не в исламе. Или, правильнее, не только в нем.

Во многих странах Азии и Африки в последнее время участились преступления, направленные, как могло бы показаться, против представителей различных течений христианства. Но при ближайшем рассмотрении и в этих случаях религиозные мотивы являются скорее оберткой, под которой скрываются истинные причины.

В самом деле, чего требуют мусульмане, говоря о богохульстве?

«Международное сообщество не имеет права прятаться за ширмой свободы слова. Целенаправленное и систематическое злоупотребление этим принципом угрожает глобальной безопасности», – говорит генеральный секретарь «Организации исламского взаимодействия» Экмеледдин Ихсаноглу. И ставит этим заявлением все с ног на голову. На Западе считают, что введение подобного законодательства позволит властям исламских стран ужесточить репрессии в отношении религиозных меньшинств. Уже сегодня в Пакистане, например, действует закон, карающий богохульство смертной казнью. Христиане и индуисты здесь заявляют, что, если предложение «Организации» будет принято, их положение только ухудшится. Подобное произойдет в Египте по отношению к коптам, ну, и так далее.

Экмеледдин Ихсаноглу
Экмеледдин Ихсаноглу

Прежде всего, в случае исламской инициативы в ООН не оговаривается четко, чьи интересы будут защищаться новыми законами. Членов одной конфессии? Всех верующих, независимо от их принадлежности? Или только тех, кто принадлежит к одной из авраамических религий? Как тогда быть с буддистами, кришнаитами, шаманистами?

Не забудем также о существовании таких довольно широко распространенных категорий людей, как атеисты и агностики. В конце концов, их убеждения тоже следует уважать и защищать. А если нет, то почему?

Как видим, вопросов много, а ответов нет.

Между тем, исходя из опыта жизни в Советском Союзе, можно предположить с большой долей вероятности, что большинство людей относятся к категории агностиков. Они считают, что «там что-то есть». Что «мир был каким-то образом создан». Создан «кем-то». При этом никакой особой тяги к соблюдению религиозной обрядности, кроме самых простых и повседневных, не требующих умственных и душевных усилий, эти люди не испытывают. Стало быть, можно сделать такой вывод – большинству людей не чужды некоторые признаки религиозности, но принадлежность их к конкретной конфессии определяется, в основном, такими факторами, как место рождения и среда, в которой они воспитываются.

Довольно долго религиозные объединения, называемые обычно церквами, в Европе определяли вектор общественного развития. Так, с монастырями было связано развитие книжной грамотности, с реформацией – промышленное развитие. Монархи правили с благословения иерархов господствующей церкви, а свергались под влиянием ересей, в свою очередь становившихся официальными религиями. Но к определенному моменту стало казаться, что между обществом и религиозными объединениями был достигнут некий консенсус. Государству отводилась роль «руководящая и направляющая» в практической жизни, церкви же – в той области, что занимается душой. Это произошло к тому времени, когда Европа освободилась от исламского давления, когда территории, завоеванные мусульманскими странами на этом континенте, были возвращены прежним обладателям, а сами эти государства-завоеватели, ослабленные и отброшенные на исходные позиции, зализывали раны и, по мере возможности модернизируясь, ждали того часа, когда вновь соберутся с силами. Это было время, когда благодушествующая Европа искала и находила в Востоке лишь Шехерезаду, Гаруна аль Рашида и Маленького Мука. Когда, привозя в свою страну североафриканских рабочих, Франция, например, сама строила им мечети. Когда Германия позволяла миллионам турок выполнять работу, от которой немцы отказывались. Когда англичане поощряли въезд на острова жителей бывших колоний и доминионов.

А затем случилось то, что должно было случиться. Была перейдена некая черта, разделяющая состояние растерянности от поражения и осознание возможности реванша. И знаменем реванша стала религия. Ислам заявляет о себе как о несправедливо обойденном, обиженном и униженном. Требует исторической сатисфакции, причем не только за прошлое, но и как бы за будущее. За то будущее, которое он сам для себя пытается создать. На самом же деле в Европе речь идет о новом витке великого переселения народов, извечном движении оттуда, где плохо, туда, где лучше.

Где же золотой век Европы? Где просвещение, где свободомыслие? Где возможность, которой так гордились наследники французской революции – возможность исповедовать любую религию или не исповедовать вовсе?

Похоже на то, что в начале третьего тысячелетия мир оказался отброшен в те времена, когда люди идентифицировали себя не с национальной, а с конфессиальной позиции. Когда система «свой-чужой» вновь стала основываться на отношении к той или иной религии.

Является ли это регрессом? Думается, что нет. Скорее, это движение по спирали. В истории человечества было немало различных периодов. Наступает еще один. Все дело лишь в том, с какой позиции мы будем его оценивать. Весьма логично, что для нас приемлема лишь позиция нашего мира, мира европейского. И в этом случае уместным представляется использовать в качестве иллюстрации цитату из Вильяма нашего, Шекспира, как говорил герой фильма Рязанова:

 

– В делах людей прилив есть и отлив,
С приливом достигаем мы успеха.
Когда ж отлив наступит, лодка жизни
По отмелям несчастий волочится.
Сейчас еще с приливом мы плывем.
Воспользоваться мы должны теченьем
Иль потеряем груз.

 

 Сергей ВОСКОВСКИЙ 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »