Успешных гастролей вам, Сан-Франциско Симфони и Молодежный оркестр!
Традиционные гастроли этих коллективов в самых знаменитых залах Европы и в самых престижных фестивалях неизменно проходят с большим успехом, привлекая внимание как публики, так и прессы. В этом году гастроли начались в конце августа и продлятся до середины сентября. В программу поездки включены Первая симфония Малера, Третья («Героическая») Бетховена, Пятая Чайковского, фортепианные концерты Бетховена и Бартока, произведения Айвса, Энеску, Шёнберга и созданная в 2013 году «Несомненная шутка» […]
Традиционные гастроли этих коллективов в самых знаменитых залах Европы и в самых престижных фестивалях неизменно проходят с большим успехом, привлекая внимание как публики, так и прессы. В этом году гастроли начались в конце августа и продлятся до середины сентября. В программу поездки включены Первая симфония Малера, Третья («Героическая») Бетховена, Пятая Чайковского, фортепианные концерты Бетховена и Бартока, произведения Айвса, Энеску, Шёнберга и созданная в 2013 году «Несомненная шутка» Джона Адамса. В качестве солистов приглашены Юджа Ванг, Джереми Денк и другие.
Что касается Молодёжного оркестра, состоящего из самых талантливых юных музыкантов Района Залива, возраст которых от 12 по 21 (включительно) и которым руководит Донато Кабрера, то они начнут свои гастроли с Милана, затем переедут в Германию, где один из их концертов состоится в Берлин Филармоник. Завершат их тур концерты в знаменитых залах, Амстердамском Концертгебау и Пражском Сметана Холл. Присоединятся к ним в качестве солистов выдающийся скрипач Сергей Хачатрян (в Милане, Удине, Берлине, Праге), которого безобразно долго не приглашает Сан-Франциско Симфони, и в Амстердаме – скрипач Ренауд Капукон.
Накануне отъезда «Взрослого оркестра» он в трёх концертах познакомил сан-францисских любителей музыки со своим гастрольным репертуаром. На одном из концертов мне удалось побывать, и я с удовольствием познакомлю читателей со своими впечатлениями.
Начался концерт с исполнения сочинения Арнольда Шёнберга «Тема с вариациями», Оpus 43b, созданного в 1943 году. «Возмутитель спокойствия», австрийский композитор, педагог, музыкальный теоретик, дирижёр и художник Арнольд Шёнберг (1874–1951) был образцом непрестанных поисков в области музыкального языка и средств выразительности и создателем многих новых направлений в музыкальном искусстве, которые в Советском Союзе были объединены единым термином «формализм в музыке». Еврей Шёнберг был вынужден в 1933 году покинуть Германию и обосноваться в Лос-Анджелесе, где успешно работал как композитор и педагог.
В 1943 году решительность композитора в воплощении его новых идей претерпела некоторые изменения, музыка стала мягче и разнообразней. И здесь нужно добавить, что оркестр Сан-Франциско Симфони во главе с Майклом Тилсоном Томасом сумел найти эти новые краски и воплотить их в жизнь. Вступление (тема), достаточно часто исполняемое, обогатилось новыми оттенками и прозвучало необычайно одухотворённо, каждая из семи вариаций приобрела своё собственное лицо, и для каждой из них были найдены свои собственные краски. Финал стал логичным завершением этого чуда, продолжавшегося всего около двенадцати минут.
Следующим номером программы стало исполнение оркестром и солисткой, выдающейся, удивительной пианисткой нашего времени, китаянкой Юджи Вонг, Четвёртого фортепианного концерта соль мажор Бетховена. Особенностью этого концерта является главенствующая роль фортепиано, что подчёркивается даже самой структурой произведения: например, начинается оно с нескольких фортепианных аккордов без оркестрового сопровождения. Первая часть производит впечатление как бы контролируемой импровизационной музыки, и здесь к фортепиано тактично и выразительно присоединяются те или другие медные духовые.
Хрустальное звучание фортепиано, тихое, раздумчивое повторение основной темы, затем мы слышим прелестное фортепианное соло без сопровождения, когда обаяние пианистки хорошо ассоциируется с обаянием музыки. Вся ткань произведения в исполнении оркестра и солистки пронизана неземной красотой. Концерт Бетховена, классический по форме, безусловно является романтичным сочинением по своему характеру.
Вторая часть Концерта экстраординарна, она представляет собой диалог фортепиано и оркестра. Начинает оркестр, у которого явно мрачное настроение. Ему безмятежно отвечает фортепиано. Постепенно оркестровый гнев уменьшается, и фортепианная безмятежность побеждает. Это краткое «содержание» на самом деле излишне упрощено и не передаёт в полной мере всю эмоциональную и интеллектуальную утончённость и глубину второй части.
Третья часть решительно возвращает нас к настроению первой. Главная тема третьей части достаточно продолжительна и вариационна. Вторая тема совершенно восхитительна, и сочетание этих тем приводит к торжественному завершению замечательного Концерта.
Хочется отметить прекрасную и утончённую игру оркестра и замечательный вклад в исполнение дирижёра, Майкла Тилсона Томаса. Фортепианные концерты Бетховена – частые гости музыкальных подиумов и вполне могут стать заигранными, что, к счастью, не произошло с нашим оркестром и его руководителем. Исполнение оказалось столь свежим и интересным, как только можно себе представить. И тут немалый вклад и солистки, Юджи Вонг.
Начну с начала. Как обычно, многие из наших соотечественниц, отзываясь о Юджи, прибегают к отрицательным терминам: она возмутительно красива и одевается слишком смело. Однако я присоединяюсь к отзывам мужчин, разделяющих мнение женщин о красоте Юджи, но совершенно несогласных с остальными утверждениями: двадцативосьмилетняя пианистка всегда одевается с большим вкусом. На сей раз она была в длинном, до пола, платье с открытой спиной, которое идеально сидело на ней и не мешало её исполнению.
Как и в предыдущем концерте, Юджи держала ноты на рояле и время от времени заглядывала в них. Это можно понять: при её востребованности на мировом музыкальном «рынке» только поспевай выучивать новые сочинения. Надеюсь, на предстоящих гастролях она сумеет обойтись без нот. В этом концерте Юджи использовала педали гораздо интенсивней, чем прежде, что мне не понравилось. Вы таки можете спросить, играю ли я на фортепиано. Как честный почти одессит, отвечаю: нет, не играю, но если бы играл, я бы… В целом же выступление Юджи Вонг было превосходным. Помимо блестящей техники, она продемонстрировала глубокое понимание бетховенского стиля и умение использовать все возможности рояля для воплощения всех стилевых особенностей произведения.
Второе отделение концерта было отдано Пятой симфонии Чайковского в исполнении оркестра Сан -Франциско Симфони под руководством Майкла Тилсона Томаса. Слушать наш оркестр во главе с МТТ всегда очень интересно, даже если исполняется одна и та же программа, так как всякий раз пред вами предстанет не копия предыдущего варианта, а некий новый взгляд на те же обстоятельства. Четырёхчастная Пятая симфония была создана примерно в 1888 году и может быть трактована как проявления некой силы судьбы в различных обстоятельствах. Тема судьбы появляется в каждой из четырёх частей симфонии, проявившись в самом начале симфонии в исполнении кларнетов. Кларнет и фагот исполняют главную тему, меланхолическую и элегантную песню. Постепенно звучание усиливается до фортиссимо, а затем уходит неведомо куда.
Чайковский затем совершенно гениально использует возможности различных инструментов для создания необходимой атмосферы, способствующей появлению темы Судьбы. На сей раз – без надежды на возвращение, демонстрируя покорность судьбе. Но вот и небольшой просвет проникает в скерцо в форме изящного меланхолического вальса, некое привидение. А вот и финал, который приносит надежду на счастье: усливаются темпы и увеличивается энергия происходящего. Снова появляептся Судьба, но уже в форме ритма. Это приводит к всеобщему возбуждению, радости, торжеству и счастливому завершению симфонии.
Есть надежда, что исполнение Пятой симфонии Чайковского, как и остальных номеров программы Сан-Франциско Симфони, получат высокую оценку евронейской публики.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско