Ускользающий прогресс
Людям свойственен оптимизм. Чтобы увидеть, что мир неуютен – достаточно выглянуть в окно. Но мир, мы верим, станет лучше. Фейхтвангер – важный писатель для мировоззрения советских евреев моего поколения, обещал, что есть «…тот незримый кормчий истории, который был открыт в восемнадцатом столетии, в девятнадцатом тщательно изучен, описан и превознесен, с тем чтобы в двадцатом быть тяжко оклеветанным и отвергнутым: прогресс».
Античный мир верил, что начинался с «Золотого века», когда люди и боги жили вместе, наслаждаясь общением, а земля плодоносила сама собой. Это было похоже на библейский Эдемский сад. Вергилий и Овидий описывали тот век. Предназначение цивилизации – вернуть нас в такой сад. Движение в этом направлении понимается как прогресс.
Французские мыслители Вольтер, Руссо указали миру путь прогресса. 5 декабря 1790 года Робеспьер в своей речи озвучил его формулу: «Свобода, равенство, братство». В соответствии с доктриной равенства Учредительное собрание Франции 28 сентября 1791 г. предоставило евреям страны равные права, и они активно включились в происходившую революцию. Увы, при ней равенство сильно потеснило свободу, а братство реализовалось по образцу истории библейских братьев Каина и Авеля. В период большого террора вода в Сене, сообщают очевидцы, окрасилась проливаемой кровью в революционный красный цвет.
Библейские аналогии, впрочем, отменили вместе в Библией, введя во Франции решением Конвента вместо католичества «культ Разума». Церкви переоборудовали в народные клубы. Большинство синагог добровольно отдали властям на нужды революции все предметы из серебра и золота. Парижский раввин С. Гессе заявил, что «не имеет другого Бога, кроме бога свободы, и другой религии, кроме религии равенства». Два десятилетия спустя революция выдохлась, случилась реставрация монархии, но равные права евреи сохранили.
Вглядываясь в историю народов, среди которых нам пришлось жить, увидим, что прогресс играл с ними в сомнительную игру.
Современная история России началась с Петра I – скептичный Тютчев справедливо назвал то, что было до него: «одна панихида». Петр привлёк к управлению Россией «немцев», как тогда называли всех иностранцев.
Пушкин поминает некоторых:
Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.
Шотландец Брюс и германец Боур – «немцы», а «счастья баловень безродный» – это русский, Меньшиков, один из крупнейших в истории страны воров. Ещё среди «птенцов» был польский еврей Пётр Шафиров, вице-канцлер, создатель российской почты. Этот через своих многочисленных потомков породнился со всей российской аристократией, сделав её по крови немного еврейской.
Начиная с Екатерины II царствовали на Руси настоящие немцы. Немцы создали российскую армию, тайную полицию (геройский генерал Бенкендорф), систему школьного образования, даже грамматику русского языка. Они составили большую часть русской аристократии. Методичные немцы обеспечили России со времён Петра до катастрофы 1917 года достойное развитие.
Екатерина, возможно, воспринимала евреев, доставшихся ей после разделов Польши 1772–1795 годов, конкурентами немцам и оттёрла нас от участия в российской жизни. Черта оседлости и многие запреты отодвинули евреев на обочину бытия империи. Нищета, ущемление в правах и кровавые погромы сделали евреев врагами власти. На переломе 19-го и 20-го веков примерно половина шестимиллионного еврейского населения империи покинули её, а часть другой ушла в революцию. Октябрьский переворот 1917 года смёл старую аристократию, в большой степени немецкую, и заменил её разночинными выдвиженцами, в значительной части евреями.
Возглавить Россию евреи не решились – народ их не любил. Но ведь он восставал и против немцев: при Екатерине – под водительством Пугачёва, в 1825 году, после тёмного ухода из мира Александра I это были декабристы, тоже, впрочем, значительной частью немцы. Единственным серьёзным лидером среди них был Пестель. Александра II убили народовольцы, все вместе свергли Николая II.
Троцкий власть не взял. Следовавшие за ним в большевистской иерархии Зиновьев и Каменев поддержали против него незначительную фигуру Сталина, не разглядев в нём безжалостного восточного тирана. До конца 30-х годов Сталин почти освободил элиту СССР от присутствия в ней евреев.
Война дала евреям шанс несколько восстановить своё влияние – героизмом на фронте и свершениями в оборонной промышленности. 305 евреев были генералами и адмиралами. После войны, с помощью американских евреев, они быстро создали для СССР ядерное оружие. Но Сталин евреям по-прежнему не доверял и приготовился нас уничтожить. Успел только начать.
Вместе со смертью Сталина в СССР умерла надежда на марксистский прогресс. Вместо него наступили сначала «волюнтаризм», затем «застой». Евреям по-прежнему не доверяли, и с конца 60-х годов, разуверившись в прогрессе советского марксизма, они поставили своей национальной задачей эмиграцию, которую за 20 лет сумели выполнить. После этого СССР развалился.
Следом пришла пора прогресса во второй центр двухполярного мира, существовавшего до крушения СССР – в США. Как во Франции 200 лет назад и в России после Октябрьского переворота, прогрессивизм (так здесь называют движение к прогрессу) оказался несовместим с религией и потеснил её. Он проявил себя языческим культом торжества свободы над законом и поклонения равенству неравных.
США были созданы на основе американизма – религиозной идеологии «американского сионизма», следовавшего при создании новой нации за описанным в ТАНАХе процессом рождения «избранного народа», пересекшего море, а также на основе «протестантской трудовой этики».
Свобода в США победила американизм мятежом 26 мая 2020 года, когда, как протест после задержания за фальшивомонетничество и смерти от передозировки наркотиков рецидивиста Флойда, народные дружины BLM и Антифы разграбили и сожгли центры крупнейших городов страны. Власти демократических штатов отнеслись к погромам с пониманием и задержанных погромщиков отпускали. В иных штатах допускалось воровство товаров на сумму до $950 (видимо, с учётом сейлов), а чтобы не смущать участников погромов, во многих городах вскоре прекратили или сильно сократили финансирование полиции. Впрочем, индивидуальный учёт ворованного не вёлся. Общая сумма потерь исчислялась в миллиардах.
Равенство наступает в США на разных фронтах. Открыв южную границу, уравняли в правах граждан страны и нелегальных эмигрантов. Мужчин уравняли с женщинами, предоставив им право рожать и даже делать аборты, а мужчин-трансгендеров – принимать вместе с женщинами душ и соревноваться с ними в спорте. Детям чуть ли не с 4 лет доверили самостоятельно решать вопрос смены пола. Фейками вроде «теории глобального потепления», «критической расовой теории», всякими историческими и гендерными «открытиями» уравняли науки с шарлатанством. В публичных школах отменой требований к ученикам уравняли знание и незнание, грамотность и неграмотность. Уравняли работающих и неработающих, предоставив последним пособия часто более высокие, чем зарплаты работающих.
Расширилось братство, особо в городах со значительным процентом афроамериканцев, у которых принято называть друг друга «братьями». Так на улицах Чикаго за 2020 год одни «братья» убили 748 других. А в целом число убийств в США за 2020 год по сравнению с 2019 годом выросло на 30%.
Американские евреи, как за 200 лет до них французские и в начале прошлого века русские, с энтузиазмом поддержали борьбу за прогресс в США. В целом идеи прогресса сюда в большой степени внедрили евреи – философы «Франкфуртской школы», местные марксисты Ноэль Игнатьев, Сол Алинский, Ноам Хомский. И как Троцкий в России, лидер прогрессивного движения в США еврей Берни Сандерс на последних двух выборах уступил право оспаривать главенство в Америке неевреям.
Прогрессивные евреи Америки широко поддерживают идею равенства, например интересы палестинских арабов против прав израильских евреев. Так в конце сентября конгрессмен от Мичигана еврей Энди Левин внёс предложение поправки в антитеррористический акт 1987 года, которая, словами аналитика Каролайн Глик, «эффективно поддержит палестинский терроризм против Израиля». Поправку поддержали ещё 24 конгрессмена, включая 7 евреев.
По этой поправке ООП, определённая актом 1987 года как террористическая организация, сможет вновь открыть офис в Вашингтоне, получать финансовую помощь от США несмотря на её содействие терроризму и то, что 10% её бюджета идёт на выплаты пособий террористам, легитимизирует антисемитское движение BDS. Фактически поправка признает легитимной границей Израиля только линию прекращения огня 1949 года, остальную его территорию оставляет мифическому «арабскому государству Палестина».
Прогрессивизм, невнятно заявивший о себе в Америке в годы президентства Клинтона (1992–2000) и сделавший заявку на доминирование в зловещие годы Обамы (2008–2016), при сенильном президенте Байдене, которого обозреватели не стесняются называть идиотом, и его никчёмной вице-президентше Харрис, стремительно вырождается в пародию на себя.
Первой жертвой прогресса, как всегда, становится свобода. В США потеснилась свобода личности. Власти уже 9 месяцев держат в заключении около 600 американцев, пришедших в Капитолий 6 января протестовать против подтасовок и жульничества на выборах президента 2020 года. Куда-то задевалась свобода мнений, исчезла свобода слова, возникла цензура, особенно в электронной медиа. Вернулся расизм – на этот раз против белых, виновных в своей «привилегии» родиться белыми.
И как при всяких революциях, уже появились статьи о начинающейся нехватке товаров и о наступающей инфляции.
Прогрессивные революции во Франции, в России и в США привлекли народы сильным моральным посылом. Но они привели общества к банкротству в первых двух случаях и сулят им в третьем. Отмена библейской морали и замена её противоречивой рукотворной, будь то изыски французских философов-энциклопедистов, российских марксистов или американских неомарксистов, чревата национальными катастрофами.
Прогресс – это не «незримый кормчий истории», как полагал Фейхтвангер, а завлекающая Фата Моргана, выносящая народ, следующий за ним, на острые скалы истории.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Борис Гулько