Управлению школьного образования ставим двойку!
Работникам Управления школьного образования г. Сан-Франциско пора снова сесть за парты.
На заседании управления, состоявшемся 18 июня, главной темой для обсуждения стала судьба настенных росписей, исполненных художником-эмигрантом Виктором Арнаутовым в школе имени Дж. Вашингтона в 1936 году.
Эти фрески являются венцом архитектурного ансамбля школы, который был спроектирован архитекторами J.R. Miller и Timothy Pflueger и оформлен скульптором Гарлемского ренессанса Sargent Johnson вместе с художниками Ralph Stackpole, Lucien Labault, Gordon Langdon и Виктором Арнаутовым. Архитектор города Charles Silver назвал эту живопись и архитектуру уникальной. Но по мнению четырех членов управления, фрески Арнаутова несут в себе расистскую трактовку, провозглашающую превосходство белой расы.
Как же они могут так заблуждаться? Ведь Арнаутов был учеником и ассистентом знаменитого мексиканского художника-муралиста Diego Rivera, вместе с которым он совершенствовал технику росписи по сырой штукатурке. Кроме того, приверженность Арнаутова левым взглядам была настолько велика, что в одном из фрагментов его монументальной фрески «Городская жизнь», украшающей Coit Tower, в витрине газетного киоска художник изобразил Daily Worker (орган издания Коммунистической партии США – прим. перевод.) вместо газеты Chronicle.
Работая над росписью в школе имени Дж. Вашингтона, Арнаутов не стал изображать знакомые всем эпизоды из жизни нашего первого президента, такие как история о срубленном им в детстве вишневом дереве или переправа через реку Delaware. Вместо этого художник применил радикальный подход и показал Вашингтона со всеми его недостатками, а именно как личность, находящуюся в конфликте с собой.
Пример президента Вашингтона стал для Арнаутова платформой для наглядного урока о жестокой реальности американской истории. В свое произведение он включил сцены, документально отражающие несправедливость рабства и геноцид коренного населения Америки, то есть темы, которые практически не упоминались в учебниках того времени. Таким образом, фрески запечатлели историю, и по ним учащиеся могут узнать правду.
Чтобы избежать нападок цензуры, Арнаутов следовал примеру мексиканских муралистов, которыми он так восхищался, и умело пользовался символикой. Если посмотреть на его фрески с точки зрения католицизма, то можно увидеть, что фигура мертвого индейца, вызвавшая так много разногласий, напоминает скульптуру святого, преданного мученической смерти. А поломанные вишневые ветки рядом с лежащим означают только одно: Вашингтон, который якобы никогда не лгал, на самом деле обманул индейцев. На другой фреске, с изображением горы Вернон, рабочие на плантациях как будто бы сошли с фотографий администрации по защите фермеров. Так художник наглядно показал, как в эпоху Великой депрессии рабство продолжалось в виде системы долевой аренды. Публика 1930-х годов прекрасно поняла бы намеки на эти сравнения.
Но всего этого члены Управления так и не поняли. Большинство из них зациклились на неприятных деталях, которые, по их мнению, могут травмировать сегодняшних школьников. Однако при этом они упустили главное: то, что Арнаутов бросил вызов работникам просвещения, призывая их научить своих подопечных тому, как извлекать уроки из прошлого. Да, он предъявил Вашингтону обвинение в изначально американских грехах: рабстве и геноциде коренного населения, но он также показал и вклад иммигрантов, и жизнеспособность простых американцев, и важную роль образования, и восхождение Сан-Франциско как «сияющего города на холме». В общем и целом, фрески несут в себе идею объединения, которая адресована каждому, кто захочет найти время, чтобы поразмышлять над ними.
Сан-Франциско всегда притягивал к себе любителей искусства. Туристы приезжают сюда, чтобы посетить музеи и полюбоваться настенной живописью в районах Mission и Tenderloin, фресками Diego Rivera и монументальными росписями в Coit Tower. Какое же наследие мы оставим потомкам, если Управление школьного образования последует рекомендациям своего последнего заседания и одни из самых ранних фресок, сохранившихся в нашем городе, исчезнут навсегда?
Жители Сан-Франциско должны потребовать, чтобы работники управления умерили свой цензорский пыл и вместо этого поощряли новые формы искусства. Таковыми могут стать видеоинсталляции (видеопоказы – прим. перев.), при помощи которых школьники любой расовой и этнической принадлежности смогут лучше понять содержание и значение фресок, а также поделиться собственным опытом на фоне постоянно меняющегося понимания американской истории.
Выдающееся искусство, представителем которого является Арнаутов, всегда отличается своей остротой. В этом его преимущество, и цензура здесь бессильна. Пусть наши школьники учатся у истории и создают новое искусство, которое отражает их мнения и взгляды.
Lope Yap, Jr.,
кинорежиссер и вице-президент Ассоциации выпускников школы им. Дж. Вашингтона
Перевод Марины Сапожниковой
Вы можете подписать петицию против решения SFUSD здесь: