Умирать нужно свободным человеком
Идея свободы – одна из самых важных идей Торы. Еврейский народ, 400 лет проведший в египетском рабстве и 40 лет бродивший по пустыне, чтобы избавиться от рабского мышления, научился ценить свободу. Когда еврей попадал в рабство к другому племени, то на всем еврейском народе, на каждом еврее лежала религиозная обязанность выкупить своего соплеменника.
Тем не менее в Торе упоминаются еврейские рабы. Им посвящена довольно большая часть главы под названием «Законы» (משפטים). Как еврей становится рабом другого еврея? Двумя печальными способами:
1) если он украл чужую собственность, был разоблачен и предан в руки правосудия. Суд обязывает его вернуть двойную стоимость украденного, а в случае с мелким и крупным рогатым скотом, – соответственно, четырех- и пятикратную. Если вор не в состоянии заплатить, его продают в рабство, а вырученные деньги отдают пострадавшему.
2) если он задолжал крупную сумму, и сам себя продал в рабство. Вырученные деньги он отдает кредиторам, погашая долги.
В такое рабство человек не может быть продан более чем на 6 лет. По истечению этого срока хозяин обязан вернуть ему свободу. Хозяин обязан кормить раба той же пищей, которую ест сам, обязан заботиться о семье раба. Поручая рабу какое-либо дело, хозяин обязан точно определить время выполнения, чтобы раб не работал больше определенного количества часов. Раб не должен выполнять изнурительную или бессмысленную работу.
Хозяин может использовать только физическую силу раба. Жизнь раба не принадлежит хозяину, и тот не в праве на неё посягать. И преднамеренное убийство раба, и применение чрезмерно жестокого наказания, от которого раб умирает, наказывается по всей строгости закона, так же, как убийство свободного человека. Хозяин так же не волен распоряжаться личной жизнью и/или семьей своего раба, насильно женить и разводить их, самому жениться на рабыне или выдавать свою дочь за раба против их воли. И вообще принуждать рабов к сексуальным контактам. По прошествии 6 лет нужно наградить раба и отпустить его. Если раб освобождается вместе с семьёй, то нужно наградить и его семью.
Но самая интересная часть (для меня, во всяком случае) говорит о том, что происходит, если раб откажется выйти на свободу. Если он говорит, что у хозяина ему легко, тепло и сытно, если рабство его устраивает, а свободная жизнь пугает.
В таком случае, хозяин обязан привести раба к судьям, которые постараются убедить этого человека в том, что он совершает большую ошибку, жертвуя свободой в обмен на удобства и сытость. Если же раб продолжает упорствовать, его приставляют к косяку двери и прокалывают раковину уха шилом. Хочешь быть рабом – будь. Но вечное рабство – это животное состояние, и если раб готов приравнять себя к животному, то пусть будет готов носить клеймо. После этого раб может остаться у своего господина, но в ближайший юбилейный год (тот, который делится на 50) его все равно освободят, хочет он того или нет. Умирать нужно свободным человеком.
Почему прокалывают именно ухо? Да потому, что еврей, слышавший слово Божье у горы Синай, знает, что только Бог может распоряжаться его судьбой, и никакой другой хозяин. Такой человек не захочет быть рабом. А если хочет – значит, плохо слушал.
О. Кромер