У нас в гостях – выдающийся пианист
Лейф Ове Андснес родился в 1970 году, дебютировал в Сан-Франциско в 1994 году, исполнив вместе с нашим оркестром один из концертов Бетховена, а затем посетил 108 городов в 27 странах, исполняя концерты для фортепиано с окестром. Продолжает интенсивно выступать в ведущих залах Европы и Америки не только с оркестрами, но и с камерными программами, – […]
Лейф Ове Андснес родился в 1970 году, дебютировал в Сан-Франциско в 1994 году, исполнив вместе с нашим оркестром один из концертов Бетховена, а затем посетил 108 городов в 27 странах, исполняя концерты для фортепиано с окестром.
Продолжает интенсивно выступать в ведущих залах Европы и Америки не только с оркестрами, но и с камерными программами, – в частности, вместе с замечательным скрипачом Кристианом Тетцлафом и другими выдающимися музыкантами.
Норвегия по достоинству оценила его заслуги перед страной, присвоив ему несколько почётных званий и отметив высокими наградами. Он проживает со своей семьёй в Бергене. Сравнительно недавно стал отцом одного ребёнка, а затем и двойняшек.
Свою недавнюю концертную программу в Сан-Франциско он начал с исполнения произведения Сибелиуса «Кулликки», Опус 41. (Кулликки – имя из финского эпоса «Калевала»). Работу над этим сочинением композитор начал ещё в 1904 году. Как обычно, фортепианная музыка Сибелиуса здесь очень многообразна, всё работает и хорошо выстроено. Добавленные пять «эскизов», сочинённых в 1929 году, обладают собственными названиями и стали последним сочинением композитора. Каждый эскиз описывает различные уличные сцены. После этого сочинения Сибелиус в течение своих оставшихся 25 лет не сочинял музыку.
Следующим номером программы стало исполнение сонаты №18 Бетховена ми-бемоль мажор под названием «Охота». По всем дошедшим до нас сведениям, Бетховен был захватывающим исполнителем (по крайней мере, до постигшей его глухоты), обладавшим огромной силой убедительности и безукоризненной техникой. Его фортепианные сонаты очень различаются как характером, так и используемыми средствами выразительности. Четырёхчастная соната №18 очень итересна и по содержанию, и по структуре.
В первой части меняется настроение, от задумчивости – к игривости, а затем – к уверенности и силе. Большая чёткость и запоминаемость всей тематики, замедление и «обзор» главной темы. Вторая часть начинается с решительной и быстрой темы, с последующими всплесками и возобнавлением бега вперёд. Всё – блеск и уверенность, сопровождающие частое возвращение к начальной теме.
Третья часть начинается с певучей и задумчивой мелодии, время от времени повторяющей тему первой части. Доминирует спокойная и знакомая тема. Четвёртая часть характерна стремительностью движения и бодрым настроением. Всё было исполнено с блеском, и на том завершившилось первое отделение концерта. Второе началось с исполнения «Вечерней партии» Дебюсси (1862-1918)– отдельных изящных этюдов из его избранных и опубликованных сочинений.
Лёгкая дымка, сопровождающая отдельные детали сочинения в стиле импрессионизма, создаёт ощущение живописности окружающего мира. Вскоре после создания этого произведения композитор переименовал его в «Вечер в Гранаде». Этюды Дебюсси исполнялись очень редко и привлекли внимание публики и музыковедов лишь в начале 1950-х годов. Как правило, эти произведения технически чрезвычайно сложны, и исполнение их молодыми пианистами значительно повышает их технический уровень и способствуtт развитию вкуса.
Сочинения Шопена являются прекрасной иллюстрацией этого утверждения. Он продемонстрировал во второй части программы всё возможное великолепие камерной музыки. В его времена многие признанные композиторы и музыканты называли Шопена салонным композитором. Да, он успешно выступал в Париже в салонах знати, и часто – со специально созданными для этой цели произведениями. Но он при этом сумел поднять уровень данного музыкального жанра на необычайную высоту.
Шопен внёс большой вклад и в развитие других жанров. Так, например, он сочинил четыре экспромта, пьесы необычайной красоты, энергии и торжественности.
Шопеновские этюды были созданы им в качестве учебного пособия для преодоления тех или иных технических трудностей в тогдашнем репертуаре, но по своему уровню значительно превзошли первоначально поставленные задачи. И, хотя автор первоначально адресовал их ученикам, они стали неотъемлемой частью репертуара многих профессионалов, которые рассматривали эти этюды в качестве нового музыкального жанра. Примеру Шопена последовали и другие композиторы, в частности, Мендельсон и Лист.
Примерно то же можно сказать о других музыкадьных жанрах, возникших в ту пору, например, ноктюрны и баллады. Андснес включил в свою сан-францисскую программу четыре этюда Дебюсси и четыре сочинения Шопена: «Экспромт №1 ля-бемоль мажор, Опус29»; «Этюд №2 ля-бемоль мажор»; «Ноктюрн в фа мажор, Опус 15, номер 1»; «Баллада №4 фа минор,Опус 52». Они были исполнены после антракта. Многие пианисты считают Балладу №4 лучшим произведением Шопена. Как обычно, подобные утверждения не всегда поддерживаются другими знатоками. С чем можно согласиться – замечательный музыкант Лейф Ове Анднес глубоко прочувствовал программу и исполнил так, как задумали её авторы, – глубоко и эмоционально.
На бис он сыграл два произведения Шопена: «Этюд №2 фа минор, Опус 25» и «Полонез №6 ля бемоль мажор, Оп. 53, «Героический».
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско