У истоков Кванзы
В США дружно праздновали Кванзу, афроамериканскую сменщицу белого Рождества, которая началась на следующий день после западного Рождества и закончилась 1 января, когда вы вручили близ-ким подарки. Поздравлять следует фразой «радостной Кванзы!».
Наш 47-й президент Камбала Хариус сняла по этому случаю видеообращение, в котором заявила: «Знаете, мы с сестрой росли, отмечая Кванзу. Каждый год наша семья, наша большая семья, сразу несколько поколений, собиралась вместе и рассказывала истории. Детвора сидела на ковре, старейшины восседали на стульях, мы зажигали свечи и, разумеется, потом пировали. И, конечно, всегда было обсуждение семи принципов (о них ниже – В. К.). И я вам скажу, что моим любимым всегда был тот, который касался самоутверждения, куджичагулиа (ударение на последнем слоге. Это не грузинское слово, а скорее суахильское – В. К.)».
Моя главная претензия к Бараку Обаме заключалась не в том, что он тайный марксист, а в том, что он выдавал себя за афроамериканца и благодаря этому был избран нашим вождем. Я уже писал, что он половинка, а если считать по матери, как делают евреи, то вообще белый.
Сейчас я неоднократно слышал, как чудесно, что вице-президентом у нас впервые избрана женщина, да еще и афроамериканка, то есть мы имеем two for the price of one.
Я не слышал, чтобы Камбала отрицала свою принадлежность к великому афроамериканскому народу. Хотя на самом деле она наполовину индианка, а на другую половину – ямайка.
Последнее слово напомнило мне, что старых эмигрантов больше всего раздражали советские неологизмы «майка» и «тапочки», в которых они, очевидно, ощущали что-то хамское (самый распространенный у них эпитет для советских проявлений. Покойный Глеб Струве как-то употребил его в отношении вашего покорного слуги и был совершенно прав).
У левых вообще страсть примазываться к нацменьшинствам. Профессор Элизабет Уоррен, баллотировавшаяся в этом году в президенты и набравшая куда больше голосов, чем Камбала, косила на родство с великим индейским народом, хотя у нее меньше на это прав, чем у Трампа. Хиллари однажды внезапно изобрела деда-еврея по фамилии Розенберг, но ее пристыдили, и она быстро отломала эту ветвь своего генеалогического древа.
Возвращаясь к нашим баранам: в твиттере разразилась буря возмущения по поводу видеозаписи Камбалы, которая появилась на свет еще до изобретения Кванзы. «Мне что-то трудно поверить в ее сильную детскую привязанность к празднику, который не существовал, когда она родилась», – твитнул один пользователь.
«Как человек, родившийся и выросший в Африке, я могу сообщить, что никакой Кванзы нет, – написала другая. – Камала ничего о нем не знает, потому что она индийская ямайка и выросла в Канаде!»
«Неужели она написала «старейшины», описывая ритуал, который был создан в 1966 году?» – спросил третий.
Четвертый напомнил, что в прошлом будущий президент США соврала, утверждая, что слушала в колледже рэпера Тупака Шакура, впоследствии застреленного белым полицейским (моя версия). «По крайней мере Тупак был тогда жив, хотя еще не выпустил ни одного альбома, – пишет этот скептик. – Но когда Камала была ребенком, Кванзы даже еще не существовало!»
«Кванза была придумана осужденным уголовником в 1966 году и приобрела известность лет через десять с гаком, – замечает пятый. – Харрис родилась в 1964-м, за два года до того, как Кванза появилась на свет».
Популярность Кванзы и сейчас мизерна: ее отмечает 1,9% американцев. Не удивлюсь, что среди них масса прогрессивных белых.
Упоминание о судимости создателя Кванзы, которой президент Хариус заменит Рождество после его отмены, заставило меня покликать мышью и найти его жизнеописание, благо, в сети сохранилась старая статья «Лос-Анджелес таймс», посвященная этому человеку. Я цитирую ее по консервативному сайту Daily Caller, который изложил ее на днях под заголовком «Напоминаем: Кванзу сварганил психопат-уголовник, который жестоко пытал двух нагих женщин».
Я поискал его в стандартных справочных изданиях и нашел поразительно мало упоминаний о его злодеяниях. Кванзу изобрел господин по имени Рональд Эверетт, который, возможно, рано раскусил Рейгана, не хотел быть его тезкой и перекрестился в Маулану Ндабезиту Каренгу. Эта фамилия тут же привела мне на память злодея Франсиско Скарамангу из «Человека с золотым пистолетом», девятого фильма о Джеймсе Бонде, вышедшего на экраны одновременно с моим прибытием в Америку (1974 г.).
Каренга был четырнадцатым ребенком черного арендатора-испольщика, бывшего по совместительству баптистским священнослужителем, и родился 75 лет назад в мэрилендской деревне. Он был осужден в 1971 году за то, что подверг пыткам двух черных женщин, входивших в его ультрарадикальную, националистическую, негритянскую (так ее называли при жизни) военизированную группировку, носившую имя US Organization. Почти так же ФБР почему-то называло раньше русскую мафию в Америке. «Лос-Анджелес таймс» подробно описала дело Каренги в мае 1971 года.
«Дебора Джонс, которой однажды дали суахильский титул африканской королевы, сказала, что ее и Гейл Дэвис выпороли электрическим проводом и избили дубинкой для карате после того, как приказали им раздеться догола», – говорилось в статье газеты, переживающей сейчас тяжелые времена.
Джонс показала, что «в рот мисс Дэвис засунули раскаленный паяльник и прижали его к лицу мисс Дэвис, – говорится дальше, – а один из больших пальцев ее ноги зажали в тиски».
По словам потерпевшей, основатель Кванзы также «залил им в рот моющее средство и пустил туда воду из шлангов».
Каренга вместе с тремя членами группировки подверг несчастных пыткам, поскольку подозревал, что женщины по заданию его недругов пытались отравить своего вождя «магическими кристаллами».
Как писала «Лос-Анджелес таймс», «потерпевшие сказали, что жили в доме Каренги, когда он обвинил их в попытках умертвить его, положив «кристаллы» ему в еду и питье и разложив их в разных точках его дома». Когда они начали отпираться, Каренга приступил к экзекуции.
«На следующий день Каренга якобы сказал женщинам, что «вьетнамские пытки – это ничто по сравнению с тем, что умею я», – говорится дальше. – Мисс Тамайо, как сообщают, налила им в рот моющее средство, Смит на полную силу пустил им в лицо воду из шланга, а Каренга с пистолетом в руке пригрозил застрелить обеих».
Исследовавший его в 1971 году психиатр заключил, что Каренга психически ненормален. В сентябре 1971 года ему вынесли приговор. Перед этим психиатр показал, что нашел у основателя Кванзы «и паранойю, и шизофрению». Судья Артур Аларкон огласил заключение психиатра, в котором говорилось, что осужденный «вел себя странно, например, сидел, уставившись в стену, разговаривал с воображаемыми людьми, утверждал, что подвергается атакам пикирующих бомбардировщиков и что его защитник находится в соседней камере».
Каренга разговаривал с одеялом, испытывал галлюцинации и обманчивые ощущения, был неконтактен и дезорганизован. В общем, типичный Дед Мороз.
Он изобрел Кванзу, когда был аспирантом и жил в Лос-Анджелесе. Она была задумана как светский панафриканский праздник и замена Рождеству, которое основоположник называл «белым мероприятием». Знаменитые семь принципов Кванзы, которые могут назвать вам иные ученики начальных классов, а скоро придется выучить наизусть нам всем, – это единство, самоопределение, коллективный труд, кооперативная экономика, цель, креативность и вера в себя.
Они идентичны семи принципам террористической Симбионистской освободительной армии, которая убивала, грабила банки и всерьез прославилась похищением в 1974 году Патти Херст, наследницы газетной империи Херста. В ходе ограбления банка в 1975 году симбионисты смертельно ранили 42-летнюю Мирну Опсал, мать четырех детей, которая истекла кровью на его полу.
Боевики каренговской US Organization убили двух членов «Черных пантер», другой террористической организации, гремевшей в 1960-х. Убийство имело место в 1969 году, когда революционеры боролись друг с другом за контроль над недавно открытым Центром афроамериканских исследований в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
Такому ценному кадру, как Каренга, не дали долго гнить в тюрьме, и он отсидел всего четыре года. Официально его приговорили к сроку от года до десяти лет тюрьмы за нападение с отягчающими обстоятельствами и незаконное пленение. Лавина писем в его защиту погребла местное начальство, и в 1975 году заплечных дел мастер был освобожден условно-досрочно.
Дальнейшая судьба Каренги типична для таких людей в США, где профессура включает целую плеяду заслуженных террористов. В 1976 году он получил докторскую степень в Международном университете США, о котором я, честно говоря, до сих пор не слышал, но прочел, что сейчас это коммерческий вуз – Международный университет Эллайянт. В 1994 году Каренге присвоили еще одну докторскую степень, на сей раз в Университете Южной Калифорнии.
Сейчас Каренга, чья новая фамилия означает на суахили «хранитель традиции», является полным профессором африканистики в Университете штата Калифорния в Лонг-Бич.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ