Трудно ли быть богом
После того, как о досрочных выборах в Кнессет заговорили как о деле почти что решенном, стало ясно, что они, если состоятся, пройдут 4 сентября, а избранное новым составом парламентариев правительство будет мало отличаться от нынешнего. И многие задались вопросом: а зачем огород городить, если на политическом Олимпе не произойдет никаких перемен? Стругацкие были правы. Богом […]
После того, как о досрочных выборах в Кнессет заговорили как о деле почти что решенном, стало ясно, что они, если состоятся, пройдут 4 сентября, а избранное новым составом парламентариев правительство будет мало отличаться от нынешнего. И многие задались вопросом: а зачем огород городить, если на политическом Олимпе не произойдет никаких перемен?
Стругацкие были правы. Богом быть трудно. Я говорю здесь не о том, который один, и чье имя у евреев непроизносимо. Я говорю о просто боге, одном из тех, большое количество которых обреталось в прежние времена на той самой горе. Эти, хотя и довольно могущественные, сущности не только вмешивались в дела людей, но и постоянно выясняли отношения друг с другом. До тех пор, пока их распри не прекращал Зевс-громовержец. Наверное, это происходило потому, что люди, выдумавшие себе множество богов, перенесли на них свои характеры.
Но сегодня мы говорим не о древнем пантеоне, а об израильской политической жизни. Прошу извинить меня за то, что сравниваю политиков с персонажами мифов. Это, как мне кажется, предпочтительнее, нежели сравнение с какими-то некомпетентными личностями. В этом случае появляется возможность возложить ответственность за поведение политиков на некую внешнюю силу, вроде уже упомянутого громовержца, или на людей, которые все это и выдумали.
А в этом, действительно, есть изрядная доля истины. В израильской русскоязычной прессе принято обсуждать и осуждать самих политиков, не пытаясь при этом понять, в чем корень их действий. Между тем, даже при не слишком глубоком анализе становится ясно, что во всем виновата политическая система.
Правда, нельзя сказать, что этого не замечают сами политики. После каждых выборов среди них начинается ажиотаж. Неудачи отдельных партий, трудности формирования правительства – все это сразу же находит объяснение в нелогичности политической системы. Последние выборы не стали исключением – формально набравшая большинство голосов партия «Кадима» так и не получила возможности сформировать правительство. Вместо нее такую возможность получил «Ликуд», лидер которой вынужден был проявить чудеса изобретательности для того, чтобы составить коалиционное правительство, которое в любой стране, кроме Израиля, вызвало бы лишь недоумение.
Судите сами. В кабинет входят представители таких партий, взгляды которых на многие аспекты жизни страны не то что различаются, они диаметрально противоположны. Тем не менее, как только речь зашла о возможности приближения к власти, взгляды эти стали претерпевать чудесные превращения. В результате коалиционных торгов было создано то, что некоторые называли «правительством национального единства». Но взгляните на вопрос гражданских браков хотя бы. Я не буду сейчас рассуждать, нужен этот закон или не нужен. Он популярен среди русскоязычных репатриантов, и этим все сказано. Его и выдвигали-то сначала лишь секторальные партии. Но посмотрите, что началось позже – различные версии закона вносились в Кнессет различными партиями и… дружно отвергались даже теми, кто только что предлагал закон с похожим названием.
Но это так, к примеру. Главное же, что мы видим, это множество мелких партий, с невнятными программами, пребывающих в промежутках между выборами в глубоком анабиозе и оживляющихся, лишь только заслышится призывный голос труб, зовущих на новые выборы. Если учесть, что партии используют на предвыборную агитацию большие суммы заемных денег, а доходы у большинства партий исчисляются суммами, значительно меньшими, то совершенно неудивительным кажется тот факт, что после предыдущих выборов партии задолжали своим кредиторам более 200 миллионов шекелей.
В этих условиях партийные лидеры действительно напоминают персонажей из древней мифологии, которые вместо того, чтобы вершить делами людей, занимаются выяснением отношений между собой и некоей верховной силой, под которой в нашем случае можно понимать тех, кто дает партиям деньги. Что, согласитесь, совсем не нормально. Партии, по определению, создаются совсем не для этого.
Некоторые считают, что странные законы, регулирующие выборы, можно было бы поправить принятием конституции. Другие отвечают на это, что Израилю конституция не нужна, что у евреев давно уже есть закон, регулирующий все аспекты жизни – это Тора. Но в Торе при всем желании не найти упоминаний о политических партиях. Так давайте, говорят некоторые, от партий откажемся. Но есть такая партия – ШАС. Эта партия объединяет представителей ультраортодоксальной части населения, что не мешает ей чрезвычайно активно действовать на израильской политической арене. Если стать на последнюю точку зрения, то, конечно же, необходимо отказаться от политической жизни, благо у евреев имеется исторический опыт, когда в каждом городе был Синедрион, а кроме того, был еще и Великий Синедрион, занимавшийся всей страной. Но на это, как кажется, не пойдет даже ШАС. Получается заколдованный круг. Ведь надо войти в коалицию и при этом «не поступиться принципами». И богам, то есть политическим лидерам, приходится очень трудно.
Сергей ВОСКОВСКИЙ