“Трубадур” – замечательное событие
Issue #757 В эти дни в Сан-Франциско с огромным успехом идёт опера Верди «Трубадур». Созданная в 1853 году, она написана почти одновременно с двумя другими великими творениями композитора, «Риголетто» и «Травиата». Эти три оперы, вместе с созданной позднее «Аидой», относятся к числу наиболее популярных и совершенных произведений Верди. Важную роль в создании «Трубадура» сыграл выдающийся […]
Issue #757
В эти дни в Сан-Франциско с огромным успехом идёт опера Верди «Трубадур». Созданная в 1853 году, она написана почти одновременно с двумя другими великими творениями композитора, «Риголетто» и «Травиата». Эти три оперы, вместе с созданной позднее «Аидой», относятся к числу наиболее популярных и совершенных произведений Верди. Важную роль в создании «Трубадура» сыграл выдающийся либреттист Сальвадоре Каммарано, сочинивший более 35 либретто, в том числе для «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. И композитор, и либреттист были единодушны в желании отойти от накопившихся в оперном искусстве штампов и создать оперу, новаторскую как по содержанию, так и по форме.
Первое представление оперы состоялось в Риме и прошло с невероятным успехом. Вскоре опера победно пошла по Европе. В числе первых постановок «Трубадура» оказалась и постановка в Одессе: опера впервые была показана в России. Она ставилась и в советские времена. Мне удалось побывать на спектакле Большого театра в семидесятые годы. В представлении пели эстонец, украинцы, русские – все сплошь народные артисты. До конца спектакля я так и не сумел разобраться, на каком языке исполняется вердиевский шедевр. Замечу, что оперные «песни без слов», характерные для России шестидесятых-восьмидесятых годов, имели и позитивный результат, развивая сообразительность слушателей и способность угадывать, что есть что. В 1964 году театр «Ла Скала» привез в Москву несколько спектаклей, включая и «Трубадур», в котором был задействован выдающийся состав исполнителей. Любители музыки впервые осознали, как должна звучать эта опера.
Два родных брата, граф ди Луна и трубадур Манрико, в силу трагических обстоятельств были разделены жизнью и ничего не знали о своём родстве. Что могло быть общего у сиятельного вельможи и сына цыганки Азучены? Их вражда имела давнюю историю и усугублялась ещё и тем, что оба полюбили герцогиню Леонору. Но много лет назад мать Азучены, по приказу старого графа ди Луна, была сожжена на костре по обвинеию в колдовстве. Перед кончиной она успела призвать дочь к отмщению. Та похитила младшего сына графа с намерением швырнуть его в огонь. Но в ярости она по ошибке бросила в костёр другого ребёнка, своего собственного сына, примерно такого же возраста, как и младший ди Луна. Всю свою жизнь душа старой цыганки раздиралась противоположными страстями: материнской любовью к Манрико и непреодолимым стремлением отомстить клану ди Луна.
В результате последовавших трагических событий Леонора приняла яд, чтобы не достаться молодому графу ди Луна, а попавший в плен Манрико, по распоряжению ди Луна, был казнён. И только в этот момент очнувшаяся Азучена, увидев в окне казнённого сына, кричит: «Так знай же: ты казнил своего брата!» Возмездие свершилось!
Опера перенасыщена событиями и непредвиденными осложнениями, за которыми не всегда легко уследить. В то же время музыка наполнена поразительными по красоте и выразительности мелодиями и речитативами, с удивительным мастерством и динамикой выстроены все сцены четырёх актов, эффектно выписаны все характеры. Музыка кипит и пенится, как и должно быть в романтической опере.
В Сан-Франциско опера собрала очень сильный состав исполнителей и превратила открытие сезона в настоящий праздник. Но, в первую очередь, хочется отметить выдающуюся работу дирижёра, Николы Луисотти. Любители музыки познакомились с ним два года назад, когда он дирижировал вердиевской «Силой судьбы». Он произвёл чрезвычайно сильное впечатление не только на публику, но и на генерального директора Оперы, Дэвида Гакли. Вскоре появилось сообщение о том, что Луисотти сменит Ранниклса на посту музыкального директора. И вот – «Трубадур», первая работа нового музыкального директора. Оркестр играл с большим вдохновением и удовольствием, энергия дирижёра передавалась оркестру, а хорошо знакомая партитура то и дело открывала новые красоты и новые детали: разнообразие темпов с превалированием быстрых темпов, неожиданные люфтпаузы и т.п., и всё в пределах вкуса, и всё – к месту. А уж как звучали хоровые сцены (хормейстер Ян Робертсон)! Если бы остались только оркестровые и хоровые сцены, даже и в этом случае постановку можно было бы считать выдающейся. Хор солдат. Никогда не слышал – ни живьём, ни в записи – лучшего исполнения. А уж как звучал хор цыган, сопровождаемый звонкими ударами молотов по наковальне!
Дебют лирико-колоратурного сопрано Сондры Радвановски в роли Леоноры стал второй высшей точкой новой постановки. Высокая певица (6 футов), сорокалетняя Радвановски обладает редким по красоте голосом, с яркими, полновесными верхами и низами и очень точной интонацией. У неё хорошая колоратурная техника. Ей ничего не стоит начать любую верхнюю ноту с пианиссимо и усилить её до фортиссимо, как и добиться успеха в противоположном движении. Небольшая вибрация в верхнем регистре не снижает впечатление от её пения. Девичья фигура и темпераментность исполнения позволяют ей создать образ молодой пылкой женщины, и созданному характеру веришь. Игра певицы очень достоверна, пение романтически приподнято и наполнено тончайшими деталями. Все арии прозвучали, можно сказать, идеально.
Сондра родилась в одном из пригородов Чикаго. Сейчас вместе с мужем проживает в Торонто. Леонору исполняла многократно, как и многие другие вердиевские роли. Где бы ни была, находит время и возможность позаниматься в спортзале. Часто выступает с Хворостовским, а недавно, по его приглашению, выступала в Большом зале Московской консерватории, где вместе с Дмитрием исполняла оперные дуэты. Концерт прошёл с грандиозным успехом, а Радвановски влюбилась в Россию. Кстати, у неё русские корни, о которых она имеет достаточно смутное представление. Певица получила всеобщее признание сравнительно недавно, но уже успела многократно выступить в самых ведущих оперных театрах мира.
Не менее важную роль в сюжете «Трубадура» играет старая цыганка Азучена. Очень темпераментная и раздираемая противоречиями натура, наделённая прекрасной вокальной партией. Её знаменитая ария во втором акте («Рассказ Азучены»), где она вспоминает трагические события своей молодости, – одно из самых больших достижений композитора. Эту партию исполняла выдающаяся меццо-сопрано Стефани Блайз, которую «Музыкальная Америка» назвала «Певицей 2009 года». В Сан-Франциско мы уже слышали её в недавнем исполнении «Реквиема» Верди. Обладает большим и необыкновенно красивым молодым голосом, которым владеет в совершенстве. Очень естественное и свободное звукоизвлечение и столь же естественное и свободное пребывание на сцене. Я даже опасаюсь назвать это игрой, – Блайз на сцене прожила свою трудную жизнь, наполненную любовью и ненавистью.
Графа ди Луна исполнял Дмитрий Хворостовский. Его свежий роскошный голос, который называют шёлковым, бархатным и даже золотым, которым он владеет безукоризненно, заполнял весь зал (вопреки всеобщему убеждению в том, что голос певца невелик). Он прекрасно спел арию графа ди Луна из второго акта и звучал замечательно во всех ансамблях. Правда, мне показалось, что сценически он был несколько статичен, а сам образ ди Луна выглядел недостаточно многомерным.
Манрико исполнял итальянский тенор Марко Берти. Мы слышали его в 2006 году в «Кармен». У него крепкий голос, он хорошо справился со своей партией, в том числе, и со знаменитой кабалеттой, но голос его звучал жестковато и с некоторым напряжением. Главное же – Берти совершенно лишён сценического обаяния, так необходимого в роли Манрико. Вполне справился с партией начальника стражи турецкий бас Бурак Билджили, впрочем, не произведя заметного впечатления. Эпизодическую роль Инесы, наперсницы Леоноры, исполнила меццо-сопрано Рени Тейтам. Небольшую партию Рюица, друга Манрико, воплотил на сцене Эндрю Бидлак, участник программы Adler Fellow. У него небольшой лирический тенор, но он очень умный и музыкальный исполнитель. Мы его слушали уже во многих операх, в том числе в «Маленьком принце», и он везде выделялся как своим пением, так и артистичностью. Напомню, что в недавней бесславной постановке «Бориса Годунова» только Огновенко (Варлаам), Ковалёв (Пимен) и Бидлак (Юродивый) были достойными исполнителями своих партий.
В опере нет танцевальных номеров, однако к постановке привлечена хореограф Лиа Хосмен, которой было чем заняться. Во всех массовых сценах, сцене дуэли и других рука хореографа ощущается буквально в каждой детали. «Трубадур» – совместная постановка Лирической Оперы Чикаго, Метрополитен Оперы и Сан-Францисской Оперы. Постановщик – Дэвид Маквайкар, главный художник – Чарльз Эдвардс.
Художественное решение спектакля очень интереснно. Сцена разделена по диагонали на две части высокой стеной, вдоль которой расположены ступени, ведущие вверх. Назначение стены варьируется по ходу действия. Поворот сценического круга открывает одну из половин сцены и – одновременно – начало следующей картины спектакля. Декорации немногословны, но очень выразительны. Действие оперы перенесено с 15-го века в 18-й, что осталось почти незамеченным.
Постановка «Трубадура» такова, какой ей надлежит быть. Если Сан-Францисская Опера сумеет и дальше удержаться на столь высоком уровне, мы можем ожидать чрезвычайно интересного, а может быть, даже выдающегося сезона.