Триумфальный концерт в Сан-Хосе

Share this post

Триумфальный концерт в Сан-Хосе

У пианиста Константина Лифшица имеется крупный недостаток: он всё играет не так, как «положено», а так, как ему хочется. Некоторым посетителям его концертов (особенно в России) это крайне не нравится. Например, на одном из московских концертов несколько дамочек и один из джентльменов покинули зал в первом антракте. Как сами же негодующие любители музыки гневно объявили […]

Share This Article

У пианиста Константина Лифшица имеется крупный недостаток: он всё играет не так, как «положено», а так, как ему хочется. Некоторым посетителям его концертов (особенно в России) это крайне не нравится. Например, на одном из московских концертов несколько дамочек и один из джентльменов покинули зал в первом антракте. Как сами же негодующие любители музыки гневно объявили в прессе, они, хотя и не играют на каких-либо музыкальных инструментах, прекрасно осведомлены, что и как дожно было быть исполнено, а в возмутительном исполнении Лифшица было всё наоборот.

Я почти готов присоединиться к их мнению, но меня остановило одно обстоятельство: подавляющее большинство любителей музыки в концертных залах воспринимает исполнение Лифшица громогласными овациями, а ведь география его коцертов очень велика: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород…-практически все областные центры России, все музыкальные центры Европы, многие залы Соединённых Штатов, Гонконг, Южная Африка…

Константин Лифшиц

Что же пленяет слушателей в исполнении  Лифшица? Прежде всего, безукоризненная техника, которая позволяет ему осуществлять любые интерпретационные идеи; глубокое проникновение в «душу» исполняемых произведений; отменный вкус и глубокая и всесторонняя образованность. Добавлю ешё  одержимость  и незаурядную работоспособность. В Америке он выступает часто, причём неизменно «заскакивая» в Сан-Хосе, миллионный город, не отличающийся особой любовью к музыке: город даже не сумел удержать свой симфонический оркестр. А привлекает Лифшица не отсутствие оркестра, а присутствие в Сан-Хосе его родителей, тоже музыкантов. Туда же наезжает и его младший брат, виолончелист.

Недавно состоялся сольный концерт Константина Лифшица  в Сан-Хосе в очень приятном зале Le Petit Trianon Theatre, c хорошей акустикой и отличным «Стейнвеем». Программа была в некотором смысле рискованная: ни одного произведения, рассчитанного на овацию, а сплошь – сюиты, фуги и прелюдии. Первое отделение началось с исполнения Английской сюиты №5 ми минор Иоганна Себастьяна Баха, сочинённой примерно в 1715 году и состоящей из шести частей: Прелюдия, Аллеманда, Курант, Сарабанда, Паспье и Жига. Лифшиц исполнил  эту сюиту на одном дыхании, но и очень необычно.

Уже первый аккорд  поверг слушателей в смятение: такого форте слушать ранее не приходилось, сейчас рухнет «Стейнвей», а вместе с ним и потолок зала! Но рояль и потолок выстояли, а вскоре и публика сумела прийти в себя. Читатель может задать вопрос: а зачем нужно было так колотить по инструменту? И тут начинается первая загадка: пианист не колотил по роялю, я видел всю клавиатуру и руки Лифшица. Никакой бомбардировки инструмента не было, руки и пальцы исполнителя были почти недвижимы и могли стать наглядным пособием для любого руководства по фортепианному исполнительству. А беспрецедентная мощь звучания какими-то неведомыми путями передавалась инструменту непосредственно из головы и сердца пианиста. Вся шкала звучания соответственно подвинулась.

Каждая часть сюиты обрела своё неповторимое лицо, менялись темпы, характер, но оставалась чёткость исполнения и завершённость каждой фразы. И никаких попыток украсить исполнение эмоциональными различиями частей: Лифшиц знает, что в 1715 году, в эпоху классицизма, эмоциональность исполнительства ещё не успела завоевать свои позиции.

В первом же отделении были исполнены 15 вариаций и фуга ми бемоль мажор Людвига ван Бетховена.  Эти вариации, несмотря на достаточно простую заданную тему, представляют поразительное разнообразие и даже разностильность вариаций, причём одни и те же вариации часто звучат у исполнителей совершенно по-разному. Чему тут удивляться, ведь это Бетховен. И тут вас тоже поражает мощь звучания и совершенство техники пианиста, но сейчас общее впечатление  ещё усиливается за счёт ярко выраженной эмоциональности исполнения.

В исполнении  Лифшица спокойная, песенная вариация вдруг сменяется «бурей и натиском», везде подчёркивается самобытность и различие вариаций и приёмов.

И,  как правило, – колористическое разнообразие, вспышки контрастов, отчётливость звукоизвлечения  и блестящий темперамент при исполнении технически сложных частей и деталей.. И всё это удивительно сочетается с изяществом лирических эпизодов. За всем этим стоят мысль и безукоризненная техника пианиста.

Во втором отделении были  исполнены 10 прелюдий, ор. 23, Сергея Рахманинова. Романтичность Первой прелюдии и буря  Второй. Невольно возникает вопрос: сколько мы имеем разных Лифшицов, исполняющих эти прелюдии?

Последующие прелюдии демонстрируют законность этого вопроса. Сдержанность Третьей, лирическая  песня Четвёртой, бурная, взволнованная  Пятая, одна из самых популярных, и необычная и очень интересная Шестая и т.д. Всё заканчивается романтически взволнованным многоголосием Десятой.

А где же тот ужасный недостаток пианизма Константина Лифшица, который привёл московских дам в негодование? Оказывается, его талантливость и стремление к аналитическому исследованию исполняемых произведений и, как следствие, необычность его интерпретаций являются огромным достоинством пианиста и вызывают особый интерес любителей музыки к его творчеству.

В настоящее время Константин Лифшиц  – один из самых интересных музыкантов своего поколения. Хотелось бы услышать его в большом, солидном зале, таком, как, например, Дэвис Симфони Холл .

Несколько дополнительных сведений о пианисте. Родился в 1976 году в Харькове, окончил Российскую Академию музыки имени Гнесиных (класс Т.А. Зеликман и профессора В.М.Троппа). В 1990 году стал стипендиатом программы «Новые имена» Российского фонда культуры. В 1995 году поступил в аспирантуру Лондонской Королевской академии музыки. Закончил Берлинский университет искусств по специальности дирижирование. Как пианист выступает с лучшими оркестрами мира и со многими выдающимися дирижёрами. Его партнёрами в камерных ансамблях были Г.Кремер, Б.Давидович, Миша Майский, М.Венгеров, М.Ростропович и другие.

К.Лифшиц записал более двух десятков компакт-дисков. В последнее время он не только солирует, но и дирижирует.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »