Триумф Александра Баранчика
Issue #778 Недавно в Дэвис Симфони Холл состоялся концерт английской музыки. Исполнялся Скрипичный концерт Уолтона и сюита Густава Холста «Планеты». Оркестром Сан-Франциско Симфони дирижировал замечательный музыкант Charles Dutoit, ныне возглавляющий Филадельфийский оркестр. В исполнении «Планет» принимал участие наш симфонический хор, в концерте Уолтона солировал концертмейстер Сан-Франциско Симфони Александр Баранчик. Уолтон (William Turner Walton, 1902-1983) написал […]
Issue #778
Недавно в Дэвис Симфони Холл состоялся концерт английской музыки. Исполнялся Скрипичный концерт Уолтона и сюита Густава Холста «Планеты». Оркестром Сан-Франциско Симфони дирижировал замечательный музыкант Charles Dutoit, ныне возглавляющий Филадельфийский оркестр.
В исполнении «Планет» принимал участие наш симфонический хор, в концерте Уолтона солировал концертмейстер Сан-Франциско Симфони Александр Баранчик.
Уолтон (William Turner Walton, 1902-1983) написал три инструментальных концерта, из которых скрипичный является его наиболее популярным оркестровым произведением, и много другой музыки. В 1951 году он был посвящён в рыцари королём Георгом VI. В Советском Союзе его произведения не исполнялись, да и на Западе они исполняются достаточно редко.Так, последнее исполнение его Скрипичного концерта в Сан-Франциско состоялось в 1995 году.
В 1936 году Яша Хейфец за 300 фунтов заказал Уолтону скрипичный концерт с эксклюзивным правом исполнять его в течение первых двух лет после его завершения. Уолтон был очень польщён этим предложением и немедленно приступил к работе. Не будучи скрипачом, композитор испытывал большие трудности при сочинении сольной партии, так как намеревался сочинить нечто, достойное великого скрипача, но не знал технических возможностей ни скрипки, ни исполнителя. В конце концов, он прибыл в США и обратился к Хейфецу за помощью. Тот согласился. Что это была за работа, можно судить по высказыванию автора после завершения сочинения: «Я серьёзно рекомендую всем чувствительным композиторам умереть к тридцатисемилетнему возрасту». Первое исполнение концерта состоялось в Америке в 1939 году.
Отношение к творчеству композитора в предвоенные годы было неоднозначным. Одни считали его чуть ли не авангардистом, другие принимали его музыку с восторгом. Ныне эти споры вызывают разве что улыбку: с развитием музыки и соответствующего изменения критериев в оценках, творчество Уолтона воспринимается целиком в классических традициях. Скрипичный концерт, скажем, – как очень красивая и волнующая песня любви.
Первая часть концерта в исполнении Баранчика – мечтательность, некое любовное томление. Она очень красива, сладостна и может даже показаться несколько сентиментальной, но скрипач счастливо минует эту ловушку. Его исполнение полно благородства и тепла, и волнения, и всё это – в нужных пропорциях, продиктованных тонким вкусом. А уж как поёт его скрипка… Но вот лирическое настроение героя прерывается эмоциональным взрывом, потом ещё одним, – на первоначальном тематическом материале, но в гораздо более бурном изложении. Не всё оказывается столь простым и безоблачным. Но облака рассеиваются…
Начинается вторая часть. Она представляет собой калейдоскоп виртуозных тем, часто конфликтующих с оркестровым сопровождением, иногда носящих танцевальный характер, напоминающих неаполитанскую тарантеллу. Используются, кажется, все скрипичные штрихи (спасибо Хейфецу). Партия скрипки таит в себе большие трудности, с которыми Баранчик легко справляется. Третью часть начинают струнные, к которым присоединяются фаготы и кларнеты, а вскоре и солист. Лирические эпизоды с несколько видоизменёнными темами из первой части (приём, создающий впечатление целостности сочинения) перемежаются с маршеобразными и технически сложными вкраплениями, всё это исполняется в ускоряющемся темпе, сменяется каденцией в сопровождении оркестра и завершается торжественными аккордами. И над всем этим звуковым полотном доминирует Александр Баранчик. Мы привыкли уже к высоким исполнительским стандартам этого прекрасного музыканта, и всё же выступление его в этом концерте стало одним из высших достижений скрипача.
Хейфец играл Концерт Уолтона на принадлежавшей ему скрипке Гварнери «Давид». Как известно, Баранчик играет на этой же скрипке, находящейся ныне на хранении в Художественном музее во Дворце Почётного легиона. Хейфец дважды записывал этот концерт, но сравнивать эти несовершенные записи с живым исполнением трудно. Однако не исключено, что скрипка поделилась с Баранчиком своими дорогими сердцу воспоминаниями: мне кажется, Александр Баранчик сыграл этот концерт идеально.
Во втором отделении исполнялась сюита «Планеты». Она состоит из семи частей (каждая посвящена одной из планет). Очень яркое и популярное произведение, навеянное астрологией, которой Холст очень увлекался. Не зная астрологии, трудно говорить об этом произведении. Покаюсь: я не дружу с астрологией. Но всё же решаюсь отметить, что сюита очень колористична, хорошо сконструирована и создаёт в зале благоприятную для восприятия атмосферу. Исполнение одной из частей, под названием «Нептун», сопровождалось невидимым шестиголосным женским хором под руководством Рагнара Болина. Дирижёр, оркестр и хор были на высоте, реакция зала была восторженной.