«Тоска» в Сан-Хосе волнующе прекрасна

Share this post

«Тоска» в Сан-Хосе волнующе прекрасна

Времена Французской революции и решительных побед наполеоновских войск. Разрозненное сопротивление отдельных княжеств и небольших королевств на Апенинском полуострове не в состоянии противостоять вышколенной армии Наполеона, лозунгом которой на первых порах были демократические идеи. Разгром наполеоновских армий и смерть Наполеона ещё долго не могли привести к успокоению взбудораженный полуостров. Лишь в 1861 году было провозглашено объединённое […]

Share This Article

Времена Французской революции и решительных побед наполеоновских войск. Разрозненное сопротивление отдельных княжеств и небольших королевств на Апенинском полуострове не в состоянии противостоять вышколенной армии Наполеона, лозунгом которой на первых порах были демократические идеи.

Разгром наполеоновских армий и смерть Наполеона ещё долго не могли привести к успокоению взбудораженный полуостров. Лишь в 1861 году было провозглашено объединённое Королевство Италии, а за три года до этого родился Джакомо Пуччини, один из самых выдающихся итальянских композиторов.

Сюжет «Тоски» попал в руки Пуччини после завершения им опер «Манон Леско» и «Богема», шедших с колоссальным успехом, и заключения других композиторов о том, что сюжет «Тоски» не пригоден для оперы. Это не остановило Пуччини. На премьеру «Тоски» явилась вся знать, включая  королеву, а также и не сановные почитатели композитора. Не обошлось и без ложной тревоги в зале, но, в конце концов, опера пошла, вызвав восторги публики. На следующие после премьеры дни только и разговору было, что о новом творении Пуччини. Наряду с восторгами публики, были и  разгромные статьи в прессе, но «Тоска», не обращая вимания на все выпады, успешно завоёвывала залы ведущих музыкальных столиц мира.

Недавно с большим успехом прошли спектакли «Тоски» и в Сан-Хосе Опера. Уверен, что большинство читателей «Кстати» знают содержание этой оперы, но всё же попытаюсь кратко изложить основные моменты спектакля.

Акт 1. Июнь 1800 года. Цесаре Анжелотти, республиканец, заключённый на многие годы в тюрьму, сумел вырваться на свободу и ищет безопасное место для своего пребывания. Барон Скарпиа, шеф полиции, изо всех сил пытается схватить беглеца. Сестра Анжелотти, Марчеса, пришла в церковь с одеждой для брата. В этой же церкви художник  Марио Каварадосси работает над изображением Марии Магдалины. Он воплощает в образе Марии черты как Марчесы, которая привлекла его внимание недавно в церкви во время её молитвы, так и его любимой, Флории Тоски, знаменитой оперной певицы.

Каварадосси узнаёт появившегося в церкви Анжелотти и обещает ему помочь скрыться. Неожиданный визит Флории заставил Анжелотти спрятаться.

Флория начинает ревновать Каварадосси к женщине на полотне. Он её успокаивает, и они обсуждают, как провести вечер на вилле Каварадосси. Вскоре после ухода Тоски начались пушечные выстрелы и появились сообщения о том, что Анжелотти сбежал. Художник и республиканец немедленно удаляются  на  виллу Каварадосси, чтобы  спрятать беглеца.

В церкви появляется Барон Скарпиа, разыскивающий Анжелотти. Шпионы Барона находят пустую корзинку из-под еды и веер, принадлежавший семье Марчесы, и Скарпиа показывает вернувшейся Тоске эти «свидетельства неверности» Каварадосси. Ослеплёная ревностью, Тоска мчится к его вилле, в то время как Скарпиа приказывает своему агенту Сполетта следовать за ней. Скарпиа собирается уничтожить Каварадосси и овладеть Тоской.

Сцена из оперы. Тоска – Ольга Чернышева, Скарпиа - Мэтью Хэнском

Акт 2. Дворец Скарпиа. Он смакует свой план уничтожить «изменников» и соблазнить Тоску. Приводят Каварадосси, который отрицает свою осведомлённость о том, где находится Анжелотти. По требованию Скарпиа, после блестящего бенефиса появляется Тоска. В это же время Каварадосси перевели в соседнюю комнату и жестоко истязают. Его мучительные крики понуждают Тоску разгласить местопребывание Анжелотти. Скарпиа немедленно отправляет в названное место Сполетта.

Одновременно прекращаются пытки Каварадосси, и ему предоставляется возможность повидаться с Тоской, которая пытается убедить  художника, что она не выдала местопребывание Анжелотти. Но её ложь немедленно разоблачается. Каварадосси возмущённо обвиняет её в предательстве, а Скарпиа рапоряжается отправить художника на казнь. Тоска просит Скарпиа о милосердии, и тот ясно выражает своё требование: Каварадосси пощадят, если только Тоска отдастся ему, Скарпиа. Она обещает,  а так как он уже распорядился уничтожить Каварадосси, то передаёт записку Сполетта с указанием произвести мнимый расстрел и привычным жестом дает понять, что делать этого не надо. Одновременно, по просьбе Тоски, он пишет приказ, гарантирующий её визит к Каварадосси  и их совместный отъезд из страны. После этого Скарпиа пытается обнять Тоску, но она наносит ему ножом несколько смертельных ударов.

Акт 3. Светает. Крыша небольшого замка. Сюда доставляют Каварадосси, чтобы он подготовился к смерти. Его мысли – о Тоске. Он пытается написать прощальное письмо (знаменитая ария Каварадосси), но тут появляется Тоска. Она рассказывает своему возлюбленному обо всех перипетиях, пережитых ею, и о будущем их совместном счастье. Солдаты готовятся к исполнению приказа, а Тоска объясняет Каварадосси, как он должен имитировать смерть и не делать каких-либо движений, пока она не сообщит ему, что они оба – в полной безопасности и могут покинуть это место.

Однако после ухода солдат Тоска поняла, что она обманута: Каварадосси мёртв. Появляются Сполетта  и солдаты, стремящиеся арестовать певицу за убийство Скарпиа, но Тоска опережает их: клянясь предстать со Скарпиа пред Божьим судом, она бросается вниз с высокой стены.

Оркестром и спектаклем дирижировал Йозеф Марчесо, новый главный дирижёр Оперы Сан-Хосе. Сразу нужно отметить, что под его руководством оркестр преобразился, демонстрируя сочное красивое звучание, интонационную безукоризненность и столь необходимую выразительность. То же можно отметить и в звучании хора и вокальных сцен. Помнится, в прежние времена, наряду с безукоризненными спекталями, были и такие, в которых один или больше исполнителей то и дело не попадали в нужные ноты. Это было удивительно, особенно если учесть серьёзный отбор театром вокалистов на конкурсах. Впрочем, не исключено, что театру приходилось идти на компромисcы в силу определённых обстоятельств.

Сценическим постановщиком был опытный режиссёр Брэд Долтон, поставивший ряд хороших спектаклей как в Сан-Хосе, так  и в других коллективах, включая Метрополитен Опера. Его версия «Тоски» была достаточно традиционной и вполне приемлемой. Сценическим дизайнером был Стивен Кемп, на счету которого имеется ряд достижений, включая оперу «Анна Каренина» в этом же театре. Сценическое оформление «Тоски» несколько скуповато, что вполне объяснимо, ибо небольшие размеры сцены сковывают возможности дизайнера. Костюмы персонажей были достаточно выразительными (художник по костюмам Алиса Оаниа).

Очень сильным, сценически и вокально, был состав исполнителей.

У баритона Брайана Джеймса Мийера, исполнявшего небольшую роль Анжелотти, хороший голос, хорошая внешность, угадываемая, несмотря на тёмный грим узника, пробывшего в заключении в течение нескольких лет. Он вполне убедительно исполнил небольшую роль человека, вырвавшегося из плена.

Совсем небольшую роль Сциорроне, прислужника Скарпиа, исполнил лирический баритон Даниел Чилли. Я давно обратил внимание на этого талантливого человека и актёра, блестящего Фигаро из «Севильского цирюльника», Папагено из «Волшебной флейты», его замечательный сольный концерт в Сан-Франциско при участии блестящего пианиста Темиржана Ержанова и т. д. Он обладатель мягкого, бархатного, хорошо поставленного голоса, тонко понимает исполняемые произведения. Даже в крохотной роли Сциорроне он запомнился своей значимостью и чувством собственного достоинства.

Роль злобного Сполетта исполнил тенор Майкл Боли. Первый приближённый негодяя Скарпиа, беспрекословный исполнитель любой мерзости, задуманной его хозяином, он создаёт образ, вызывающий чувство гадливости. Ещё более отвратителен его похотливый хозяин, Скарпиа (баритон Мэтью Хэнском). Массивный, злобный, способный на любую подлость, он даже в условиях, когда французские войска уже на подступах к городу, не в состоянии правильно оценить создавшуюся ситуацию и принять меры для собственного спасения. Прекрасная работа артиста. Тенор Кирк Доугхерти в роли Каварадосси был обаятелен и мужественен, он обладает хорошей внешностью и красивым голосом. Но мне показалось, что созданному им образу недоставало значительности.

Актриса, которая была запланирована на роль Тоски, в последний момент отменила своё участие  в спектаклях. Начались лихорадочные поиски замены. Сказочная удача навела их на… настоящую, подлинную Тоску, скрывавшуюся в дальнем царстве-государстве под названием Sunnyvale и прячущуюся под именем Ольга Чернышёва.

Подлинность Тоски не вызывает сомнения: каждый поворот головы, каждое движение руки, каждый взгляд – всё от души и сердца, всё естественно и необходимо.

Вот она ревнует, и её сердце разрывается на части, а вот она совершенно артистично прячет свою ненависть к Скарпиа, а минутами позже счастлива при виде Каварадосси. Но главная составляющая её успеха – пение.

Пение – очень простая вещь за семью печатями. Голос оперной певицы (певца) – это результирующая многих составляющих. Голос должен быть достаточно большим, большого диапазона, богатого и красивого тембра. Гортань и голосовые связки создают только первый шаг для формирования певческого звука, но не менее важную роль играют различные пустоты, которыми богаты голова и грудная клетка. Часто их называют резонаторами, и чем больше резонаторов певцы (певицы) «подключают», тем богаче, выразительнее и больше становится их голос.

Разумеется, описанный процесс звукоизвлечения намного примитивней, чем в  действительности.

Но сразу же можно отметить, что большой и красивый голос Тоски (простите, Чернышёвой) прекрасно звучит во всех регистрах, техничность её пения  безукоризненна, эмоциональность богата, но и подконтрольна. Игра её чистосердечна, выразительна и естественна. Уже известная руководству Театра и коллегам, она быстро вошла в образ Тоски и сразу же завоевала должное уважение тех и других. Полагаю, что их сотрудничество будет продолжено. Напомню некоторые вехи в жизни певицы. Она москвичка, мама – педагог, отец – инженер-энергетик. Музыкальность дочери была рано замечена. Ольга поступила в Гнесинское музыкальное училище.

Всё было прекрасно, за исключением вокала: как и повсюду в стране, хорошего педагога по вокалу и с биноклем не найдёшь. Но вот в училище появился новый педагог, Дмитрий Вдовин (сейчас он успешно работает в качестве профессора Московской консерватории). Ольга сумела попасть к нему, и это определило всю её последующую судьбу. Её приняли в Московскую консерваторию, в класс И.М.Архиповой. Закончила консерваторию она в 2002 году. Параллельно пыталась прослушиваться в ряде оперных театров.  Её приняли в Новую оперу, но ей так и не пришлось спеть там в каком-либо спектакле. Не теряя времени, она пошла прослушиваться в театр Станиславского и Немировича-Данченко, её приняли в стажёрскую группу, а затем – в основной состав. Там она спела Мими в «Богеме» и Микаелу в «Кармен», но пришлось на этом остановиться из-за беременности. Ей было интересно прослушаться и в Большом  театре. Там её приняли в стажёрскую группу.

Ольга Чернышева

Ольга ушла в декретный отпуск, уехала в США к мужу, Ярославу Мудрому (это не прозвище, а настоящее его имя и фамилия, которые поразительно соответствуют его личности). Она стала участницей Мерола Опера Програм и в спектакле «Богема», поставленном силами участников программы, успешно спела Мюзетту. Помню, её выступление произвело на меня большое впечатление. Когда дочке исполнилось 7 месяцев, Ольга вернулась в Москву, где Большой театр перевёл её в солистки и стал предлагать ей всё более и более сложные роли. Однако вернулась в Калифорнию. Как водится, заключила договор с агентом, но, как очень часто бывает, убедившись в его бесполезности, взяла в собственные руки организацию своих выступлений.

Ольга и ее супруг выступали в разных городах два раза по два месяца в году, а потом отдыхали. Выходили на сцену в Лос-Анжелесе, в Сан-Франциско, во Флориде и т.д. Ездили на самолётах, в автобусах, выступали в вечернее время, а на следующий день перемещались на новое место.

А затем Ольгу нашёл агент-итальянец. У них заболела одна из актрис, нужно было срочно её заменить.

Ольга много пела, выступала в различных районах Италии и даже в Северной Африке, а также в Европе. Пела «Аиду», но часто чувствовала себя бездомной и одинокой. «Мы с мужем поездили по Сицилии, а потом решили завести ещё одного ребёнка. Я не жалею об этом решении. Мы обожаем этого ребёнка и счастливы, что он у нас есть. Её зовут Изабелла, а старшую дочь – Катерина».

Конечно, появление второй дочери изменило стиль жизни родителей. Пришлось значительно больше времени заниматься домом, семьёй. Всё остальное отошло на второй план. Тем не менее, в прошлом сезоне Ольга пела Баттерфляй в Голден Гейт Опера, познакомилась и выступала с превосходной меццо-сопрано из России, Анной Елизаровой. Они очень хорошо исполняют русские дуэты и романсы. В январе состоится их концерт в Русском центре. Не пропустите, это будет замечательный концерт. Мне удалось побывать на одной из их репетиций.

Но вернёмся к «Тоске». После того как запланированная певица отказалась исполнять партию Тоски, очень уважаемая музыкальная сотрудница, Вероника Агранов-Дафо, предложила кандидатуру Ольги Чернышёвой в качестве Тоски – и не ошиблась. Ольга участвовала в четырёх спектаклях, а в последних двух партию Тоски исполняла другая певица. Время поджимало, режиссёр  Брэд  Долтон предлагал на репетициях свои решения той или другой сцены, исполнители, как правило, принимали предложенный вариант, иногда добавляя свои детали, или предлагали своё видение сцены. Ни одно предложение не было отвергнуто с порога, а внимательно и заинтересованно рассмотрено и либо принято, либо нет. Такая здоровая творческая атмосфера немало способствовала успеху постановки.

Кажется, никакая деталь не была опущена. Например, сколько раз нужно вонзить нож в тело Скарпиа, чтобы умертвить его (!).

Спектакль прошёл с большим успехом.

                             Х. АНАТОЛЬЕВ

                Сан-Франциско

 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »