«Тоска» Сан-Францисская
Недавно в Сан-Францисской Опере прошли 12 спектаклей оперы Джиакомо Пуччини «Тоска». Как уже бывало в этом сезоне, её исполняли два состава артистов, которые назовём составом 1 (с Анжелой Георгиу) и составом А (с Патрицией Расет). Исполнители небольших партий были одними и теми же во всех спектаклях. Первое представление оперы состоялось в 1900 году в Риме. […]
Недавно в Сан-Францисской Опере прошли 12 спектаклей оперы Джиакомо Пуччини «Тоска». Как уже бывало в этом сезоне, её исполняли два состава артистов, которые назовём составом 1 (с Анжелой Георгиу) и составом А (с Патрицией Расет). Исполнители небольших партий были одними и теми же во всех спектаклях.
Первое представление оперы состоялось в 1900 году в Риме. Благодаря сильной драматургии и великолепной музыке, произведению сопутствовал и продолжает сопутствовать успех. Первое представление «Тоски» в Америке состоялось в Метрополитен Опера в феврале 1901 года, первое представление в Сан-Франциско – в октябре 1923 года. В СФ она исполнялась в 34 сезонах (включая и нынешний). События оперы происходят в Риме в июне 1800 года, во время наполеоновских войн.
Очень пунктирно – содержание. Акт 1. Бежавший из крепости политический узник Анджелотти (бас) нашёл убежище в церкви. Художник Марио Каварадосси (тенор) пишет в церкви образ мадонны. Церковь опустела, узник выходит из капеллы, и Марио с изумлением узнаёт в нём своего давнего друга и единомышленника. Он обещает Анджелотти спрятать его на своей вилле. Каварадосси вместе с беглецом исчезают. Во время торжественного богослужения в храме присутствует шеф полиции, барон Скарпиа (баритон). Его подручные, которые разыскивают бежавшего узника, наводят Скарпиа на след. Появляется Тоска, знаменитая певица и возлюбленная Каварадосси. После намёков Скарпиа на существование у Марио другой женщины, ревнивая Флория немедленно отправляется на виллу Каварадосси для выяснения отношений с художником, а Скарпиа посылает вслед за ней двух сыщиков.
Акт 2. В своём дворце Скарпиа ждёт донесений. Он давно мечтает овладеть знаменитой певицей и считает, что его час пришёл. Его подчинённый передаёт Тоске приглашение явиться к Скарпиа. Агенты, отправившиеся за Анджелотти, не обнаружили его, но на всякий случай арестовали Каварадосси и доставили его к шефу полиции. Художник мужественно отрицает какую-либо вовлечённость в судьбу сбежавшего узника и успевает напомнить появившейся Тоске о необходимости хранить молчание. Однако крики пытаемого Каварадосси лишают Тоску самообладания, и она открывает местонахождение Анджелотти. Пришедший в сознание Каварадосси догадывается, что Тоска выдала беглеца, и в гневе проклинает её.
Марио уводят, а Скарпиа предлагает Тоске сделку: он сохранит жизнь и свободу Каварадосси, если певица отдастся ему. Тоска готова уступить. Скарпиа обещает, что расстрел будет произведён холостыми выстрелами, но передаёт своему агенту Сполетте зашифрованный приказ об уничтожении.Каварадосси. В то время, пока, по настоянию Тоски, Скарпиа выписывает ей пропуск в крепость, она незаметно прячет у себя лежавший на столе нож. И, когда торжествующий Скарпиа пытается заключить её в объятия, она вонзает в него нож, а затем спешит к томящемуся в темнице Каварадосси.
Акт 3. Крепостная башня, предрассветные сумерки. Сюда приводят Каварадосси, которого через час должны расстрелять. Он пишет прощальное письмо Тоске. Неожиданно появляется она сама и сообщает любимому о смерти Скарпиа и предстоящей благополучной развязке. Перед осуждённым выстраиваются солдаты, гремит залп. Марио падает. Солдаты покидают площадку, Тоска подбегает к лежащему Марио и с ужасом убеждается, что он мёртв. Слышится приближающийся шум голосов: стража узнала об убийстве Скарпиа и пытается схватить Тоску. Чтобы не попасть в руки палачей, она подбегает к краю площадки и бросается с парапета вниз.
Первый спектакль «Тоски» прошёл не без приключений: Георгиу-Тоска в первом же акте почувствовала себя плохо, с трудом допела свою партию до перерыва, и скорая помощь увезла её в больницу. Расстроенный генеральный директор Оперы Дэвид Гокли объявил о замене, и публике пришлось ждать лишние 20 минут до начала второго акта. В Опере существует правило держать за кулисами дублёра для каждой роли. Необходимость внезапной замены артиста возникает очень редко, но всё же такое бывает. На этот раз дублёром оказалась бывшая участница Мерола Опера Програм и Адлер Феллоус, сопрано Мелоди Мур. Она давно уже привлекла внимание меломанов своим блестящим большим голосом и умением перевоплощаться в исполняемых персонажей. Её последней по времени ролью в Сан-Франциско была ведущая женская партия Сьюзен Рескорла в опере «Сердце солдата», с которой она справилась наилучшим образом. Успешно выступала она в СФ и в других программах, а также на многих оперных сценах Америки и Европы.
Мелоди Мур никогда прежде не пела партию Тоски, и первое исполнение ею этой роли состоялось в описанных выше экстремальных условиях. Преодолев поначалу естественное в такой ситуации волнение, она успешно завершила спектакль, продемонстрировав не только красивый полётный голос, но и глубокое понимание противоречивого образа Тоски. У публики появилось желание почаще встречаться с этой незаурядной певицей, которая после успеха в «Тоске» приобрела звёздный статус. Что касается заболевания Георгиу, то у некоторых критиков и у части публики, знающих строптивый характер выдающейся певицы, возникли некоторые сомнения относительно её заболевания.
Следующее появление Анжелы Георгиу состоялось в соответствии с графиком её выступлений. Она не случайно считается лучшей в нынешнее время исполнительницей партии Тоски. Обладая прекрасной артистической внешностью и мягким, естественно льющимся, ровным красивым голосом, она в первом акте не пытается форсировать звучание, а поёт как бы вполголоса, что вполне согласуется с артистическим характером Тоски, окружающей обстановкой и стилем её взаимоотношений с Каварадосси. При этом её прекрасно слышно во всех уголках зала. Но полностью её темперамент и сила характера проявляются во втором и третьем актах, и здесь её голос звучит мощно и убедительно. Ты веришь каждому движению её души, каждому изменению окраски её голоса.
В составе А партию Тоски исполняла Патриция Расет, хорошо знакомая сан-францисской публике певица, которая уже спела в нашей Опере более тридцати различных партий. Её художественная палитра широка и разнообразна, созданные ею характеры очень разноплановы, но всегда убедительны. Тоску она исполняла многократно в различных театрах мира, но ни разу – в нашей Опере. Спела всё очень чисто (только в самом конце оперы предпоследняя нота ей не удалась, что, в данном контексте, можно рассматривать как случайную помарку), голос звучал превосходно. Образ Тоски, созданный Расет, был многогранен и убедителен, и главным отличием ее замечательного исполнения роли от трактовки Георгиу было то, что та не играла роль, а прожила на сцене жизнь своей героини. Как видим, все три Тоски не обманули наши ожидания.
Партию Каварадосси в составе 1 исполнял итальянский тенор Массимо Джордано. На его счету – более двадцати пяти ролей в различных операх. Однако в «Тоске» он был совершенно неинтересен как вокально, так и сценически. Намного интересней оказался исполнитель в составе А. Там в партии Каварадосси выступал тенор Брайен Джагд. Участник Мерола Опера Програм, а ныне – программы Адлер Феллоус, он ещё сравнительно недавно числился в баритонах. К счастью, он успешно перешёл в тенора, его голос зазвучал естественней, его пение стало безопасней. Обладая хорошей внешностью и прекрасными вокальными данными, он выглядел достаточно привлекательно, хотя всё ещё требуется дополнительная полировка его голоса.
В составе 1 партию барона Скарпиа исполнял баритон Роберто Фронтали, который обладает довольно красивым голосом и выглядел достаточно вальяжно. Но создать драматически достоверный образ сладострастного негодяя ему не удалось: то ли не хватило темперамента, то ли просто не сумел перевоплотиться. В составе А эту партию исполнил баритон Марк Делаван, хорошо знакомый сан-францисской публике. Как всегда, он был сценически очень изобретателен и убедителен. Его улыбочки холодили сердца. И, как всегда, вокально он выглядел намного слабее, что мешало ему создать достаточно полнокровный образ мерзавца: стёртый голос не позволяет артисту развернуться в полную силу.
Больше повезло небольшим ролям. Пожалуй, здесь все исполнители были на высоте. Бас-баритон Кристиан Ван Хорн – порывистый и смелый Чезаре Анджелотти; бас-баритон Дэйл Трайвис в роли ризничего Сакристана, исполнявший свою роль с чувством юмора, украшая её многими бытовыми подробностями; тенор Джоэл Соренсен и китайский баритон Ао Ли в ролях приспешников барона Скарпиа были достаточно омерзительными; очень чистенько пели за сценой мальчики-пастухи Этьен Вальдез и Райэн Нельсон-Флэк.
Несколько необычное впечатление произвёл оркестр под управлением Николы Луизотти. Оркестр часто заглушал голоса певцов, что, как мне кажется, недопустимо. Можно поспорить и с некоторыми выбранными темпами. Постановка Хосе Мариа Кондеми была довольно традиционной, что не является, вообще говоря, недостатком. Но как бы засверкала опера, если бы режиссёр был более изобретателен!. Кстати, должен заметить, что постановки Кондеми в Опере Сан-Хосе, как правило, более интересны, чем в Сан-Франциско.
Очень хорошо, что театр поставил «Тоску», пригласив выдающихся певиц для исполнения главной роли. Однако в целом спектакли произвели двойственное впечатление.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско