Тортелье представил французскую музыку
Любители музыки, живущие в Сан-Франциско, давно высоко оценили творчество выдающегося французского дирижёра Ян-Паскаля Тортелье и всегда восторженно принимают его интерпретации как известных, так и малоизвестных произведений разных композиторов. Программы его выступлений отличаются хорошим вкусом и покоряющей убедительностью. Недавно он выступил в Дэвис Симфони Холле с французской программой, представленной композиторами Бизе, Равелем и Сен-Сансом. Сразу же […]
Любители музыки, живущие в Сан-Франциско, давно высоко оценили творчество выдающегося французского дирижёра Ян-Паскаля Тортелье и всегда восторженно принимают его интерпретации как известных, так и малоизвестных произведений разных композиторов. Программы его выступлений отличаются хорошим вкусом и покоряющей убедительностью.
Недавно он выступил в Дэвис Симфони Холле с французской программой, представленной композиторами Бизе, Равелем и Сен-Сансом. Сразу же хочется отметить, с каким удовольствием и мастерством выступил наш оркестр, чутко реагируя на каждый посыл дирижёра. Мастерство этого коллектива год от года растёт, а уровень исполнительства сопоставим с тем, который присущ лучшим оркестрам мира.
Начался концерт с исполнения фрагментов из оперы Бизе «Кармен», созданной по мотивам романа Проспера Мериме. Было исполнено восемь частей, подвергнутых некоторой редакции Хофманом с учетом перехода от оперного исполнения к концертному. Хочется отметить, что представленная сюита, созданная Тортелье, отличается от других известных сюит и, пожалуй, в лучшую сторону. Исполнение было насыщено огромной энергией и обольстительностью. Чрезвычайно эффектно прозвучали последние две части, знаменитая «Хабанера» и «Танец Богемы». Сочность звучания и выразительность покоряли. Особенно хочется отметить флейтиста Робина Макки, кларнетиста Кери Белла и арфиста Дугласа Райоса. Их участие явно улучшило звучание оркестра.
Следующим номером программы стало исполнение пианистом Жаном-Эффламом Бавузе фортепианного концерта Равеля ре мажор для левой руки с оркестром.
Думаю, читатели знакомы с историей создания этого сочинения. На всякий случай сообщу о ней вкратце. Во время Первой мировой войны австрийский пианист Пауль Витгенштейн лишился правой руки. Знаменитый музыкант добился больших успехов в исполнении многих произведений одной лишь левой рукой. Однако он был заинтересован в обогащении скудного репертуара для одной левой руки, хотел играть с оркестром. На его призыв откликнулись несколько человек, включая Равеля. Он создал грандиозное и великолепное произведение, в котором солист создаёт одной рукой звучание, подобное присущему двуручному сочинению. Первым исполнителем этого концерта стал Пауль Витгенштейн.
Равель первым откликнулся на призыв Витгенштейна, но он был не единственным. Концерты для левой руки с оркестром сочинили Богуслав Мартину, Эрих Вольфганг Корнгольд, Нел Порем, Паул Хиндемит, Бенджамин Бриттен, Сергей Прокофьев и другие. Витгенштейн щедро расплатился со всеми, в том числе и с Прокофьевым, но предупредил последнего, что никогда не будет исполнять его концерт: он оказался слишком «современным» и трудным. Стоит отметить, что в наше время этот концерт успешно исполняют многие пианисты.
Бавузе исполнил концерт Равеля очень энергично, скорее даже неистово, успешно преодолевая все технические трудности. Эпизоды, которые можно было бы охарактеризовать (с некоторым преувеличением) как лирические, были исполнены резко и с некоторой бравадой. Этот концерт исполняют, при всех его технических трудностях, несколько мягче, может быть, даже светлей, но и предложенная на интерпретация имеет право на существование: пламя заложено уже в партитуре Равеля.
Во втором отделении концерта была исполнена Симфония №3 Сен-Санса до минор, Опус 78 (органная симфония). Это яркое произведение из двух частей, насыщенных прекрасными мелодиями различного настроения и характера, использующее различные темпы и другие средства выразительности. Временами те или другие «события» сопровождаются превосходным звучанием органа (органист – Джонатан Диммок, хорошо известный как в США, так и за рубежом музыкант, дирижёр, аккомпаниатор, ансамблевый исполнитель и церковный органист).
Яркое и ранообразное звучание органа украшает оркестровую палитру и способствует созданию того или другого настроения. Поначалу случались небольшие расхождения, но вскоре всё вошло в норму.
Очень темпераментно дирижировал Тортелье, временами высоко подпрыгивая, что свидетельствует о его хорошей физической подготовке.
В целом этот концерт оставил хорошее впечатление.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан Франциско