Театр военных времен – из Москвы
Московская театральная афиша потеряла Центр Мейерхольда, «Гоголь-центр» и ряд имен режиссеров, актеров и других деятелей театра.
Тем не менее хочется поразмышлять о спектаклях московских театров, в частности, по русской классике.
В театре Константина Райкина «Сатирикон» Юрий Бутусов поставил «Р» по мотивам гоголевского «Ревизора». «Р» одновременно первая буква названия бессмертной пьесы и страны. Яркий, полемичный, с трагической интонацией спектакль Бутусова отличается от прочтения «Ревизора» в Студии театрального искусства.
Их «Лабардан-с» тяготеет к эксцентрике, буффонаде. Действие разворачивается в сауне, а музыкальные вставки-номера подчеркивают условность, комичность и невзавправдашность происходящего.
На фоне каждодневных военных новостей изменилась острота восприятия того, что звучит со сцены. Невольно вспоминаются спектакли 70–80-х годов с эстетикой иносказания и эзоповым языком. Помните «Театр времен Нерона и Сенеки» Радзинского, «Директора театра» Дворецкого с их обращением к посвященным, своей публике?
Сидя в зале, задаешься вопросом: а может ли театр вообще на что-то влиять и можно ли этого от него ожидать? Ряд деятелей театра выразил свое мнение по поводу войны, цензуры, бесконечных ограничений и покинул страну. Спектакли тех, кто остался, продолжают собирать залы. За месяц пребывания мне удалось посмотреть ряд спектаклей по русской классике. Гоголь, Лесков, Островский – невольно думаешь: кого из них, живи они сегодня, провозгласили бы иноагентом или объявили в розыск?
Так или иначе золотой век русской драматургии остается представленным в репертуаре. В театре «Мастерская Фоменко» Евгений Каменькович по мотивам лесковских «Соборян» поставил спектакль «Чающие движения воды», не попадающий в интонацию Лескова с его бытописательством жизни старообрядцев и будней русской провинции. Главная героиня и элементы садомазо напоминают эксцентрику Богомолова, но не выстраивают стройную концепцию в без малого четырехчасовом спектакле, не уверенном в своих интенциях и эстетике.
«Левша»
В Театре Наций другой Лесков. «Левша» Максима Диденко с первых минут подчинен игровому, цирковому, киномонтажному ритму. Первоначально танцевальная роль Блохи, подкованной Левшой, создавалась для Дианы Вишневой. Она была одновременно гротесковой, эротичной и хрупкой, как фарфоровая статуэтка. Сейчас в спектакле участвуют другие (Ксения Шевцова, Мария Заплечная) балерины. Наверное, спектакль выиграл бы без комментариев рассказчика о Европе, толерантности, ЛГБТ, но «Левша», несомненно, броское театральное зрелище. Сами создатели определяют его жанр как «борщ».
Мои любовь и уважение к театру Жени Миронова и работа на фестивале «Территория» заставляют надеяться на то, что театр уцелеет и останется площадкой работы крупных международных режиссеров.
В репертуаре остается пронзительная «Сказка про последнего ангела» Андрея Могучего, исследование российской хтони (олицетворенного зла), скреп и планиды языком метафоры и поэтического театра с преобладанием палитры темных тонов.
«Сказка про последнего ангела»
Спектакль вышел пару лет назад, но из идущего на московской сцене как нельзя лучше передает трагическое ощущение сегодняшнего дня. Лия Ахеджакова – несомненное украшение спектакля.
Из русской классики идет чеховский «Иванов» Тимофея Кулябина, идет стильная «ГрозаГроза» Евгения Марчелли, перенесшего действие пьесы Островского в современный волжский город, где новорусские Катерина (Юлия Пересильд), Тихон (Павел Чинарев), Кабаниха (Анастасия Светлова) плещутся в бассейне на своей вилле.
Марчелли прочитывает «Грозу» как пьесу о любви, а не о темном царстве.
Хочется, конечно, вспомнить замечательную «Грозу» Геты Яновской с Эрой Зиганшиной и длинную-длинную череду спектаклей по русским авторам, задававшим вопросы, на которые до их пор не найдены ответы.
Одно из сильных впечатлений сезона – «Он в Аргентине». Пьесу Людмилы Петрушевской на сцене «Пространства внутри» поставили и играют Роза Хайруллина и Юлия Чебакова. Полуабсурдистская пьеса выстреливает благодаря общечеловеческим темам и двум замечательным актрисам.
Не хочется говорить ни о «Новой оптимистической» Константина Богомолова, ни об отмененных спектаклях. Начнем год с робкой надежды на то, что российский театр не полностью станет частью индустрии развлечений и уцелеет.
Герои «Войны и мира» в СФ
Но вернемся в Калифорнию. Наташа Ростова, Пьер Безухов и другие герои романа Льва Толстого свободно и умело перенесены Патриком Дули на берклейскую сцену театра Shotgun Players.
Пространство театра в спектакле «Наташа, Пьер & великая комета 1812 года» из традиционного театрального зала переделано в зал кабаре с подиумом как для показа мод и столиками по сторонам. Под потолком – массивные хрустальные люстры. Установленные вокруг ложи с дополнительными креслами для зрителей – имитация и стилизация под роскошь императорского оперного театра времен написания великого романа.
Мир русских аристократов и героев романа компактно трансформирован сценографом и театральным художником Ниной Болл и подогнан под размеры зала. В костюмах, сочиненных Жасмин Милан, бальные силуэты гармонично соседствуют с мотоциклетными сапогами и подтяжками из серебряных цепей, короче, все эклектично, непринужденно, изобретательно и изысканно. Тяжелый бархат и парча лишь подчеркивают ироничное отношение создателей спектакля к предлагаемому зрелищу.
В спектакле много поют, это, в общем-то, мюзикл, и в нем присутствует интонация Вуди Аллена времен его фильма «Любовь и смерть». К счастью, «Наташа, Пьер & и великая комета 1812 года» многомерны, и авторам удается напомнить зрителю о величии Толстого.
А на другой стороне земного шара, в Вахтанговском театре, идет другая «Война и мир» – Римаса Туминаса, и очень хочется помахать отсюда, с другого континента, рукой и поклониться русскому театру и его людям, рассеянным по миру, мир в котором сломан и взорван.
Natasha, Pierre & the Great Comet of 1812
До 5 февраля
Shotgun Players Ashby Stage
1901 Ashby Ave. Berkeley
shotgunplayers.org
Русский камерный оркестр
Оркестр был организован дирижером Александром Верещагиным в 1992 году в Марин каунти. В репертуаре оркестра – классические произведения и сочинения русских композиторов.
Музыканты этого коллектива выступали с известными европейскими и американскими оркестрами и гастролировали по миру.
В программе концерта – Сарасате, Шуберт, Римский-Корсаков, Гайдн, Прокофьев.
Russian Chamber Orchestra
15 января, 4 pm
Mt.Tamalpais United Methodist Church
410 Sycomore Ave. Mill Valley
russianchamberorchestra.org
Французский киноавангард
«Жанна Дильман, Набережная коммерции 23, Брюссель1080» (1975) бельгийки Шанталь Аккерман с замечательной Дельфин Сейриг входит во многие списки лучших фильмов в истории кино.
Jeanne Dielman,23, Quai du Commerce, 1080 Bruxelles
С 8 января
«Война окончена» (1966) Алена Рене с Ивом Монтаном и Женевьев Бижу.
La Guerre est Finie
Только 12 января
«Прошлым летом в Мариенбаде» (1961) – шедевр Алена Рене с Дельфин Сейриг и Джорджио Альбертацци.
Только 14 января
«Приветствую тебя, Мария» (1985) Жан-Люка Годара вызвал скандал и протесты, когда вышел.
Hail Mary
Только 22 января
Пятьдесят лет назад: «Солярис»
Шедевр Андрея Тарковского на большом экране.
Solaris
С 15 января
Roxie 3117 16th Street
roxie.com
Георгий ВЛАСЕНКО