Театр у микрофона и опера на пластинках

Share this post

Театр у микрофона и опера на пластинках

…припадаю к ладоням горячим, в синих жилках веселых тону… Кто там плачет?.. Никто там не плачет… Просто дети играют в войну! Булат Окуджава, 1959   С возрастом память становится избирательной. Иногда не можешь вспомнить вчерашний день, а события более чем 60-летней давности всплывают в памяти как вчерашние. Что-то по этому поводу, кажется, отмечал Алоис Альцгеймер […]

Share This Article

…припадаю к ладоням горячим,

в синих жилках веселых тону…

Кто там плачет?.. Никто там не плачет…

Просто дети играют в войну!

Булат Окуджава, 1959

 

С возрастом память становится избирательной. Иногда не можешь вспомнить вчерашний день, а события более чем 60-летней давности всплывают в памяти как вчерашние. Что-то по этому поводу, кажется, отмечал Алоис Альцгеймер (сам-то он прожил всего 51 год, зато успел многое).

В детстве, конечно, были игры во дворе – чижик, двенадцать палочек, казаки-разбойники, прятки с их постоянными «обознатушками-перепрятушками» и «неотвожей – красной рожей», у старших ребят – городки. В детский сад я не ходил, детсадовских за решетчатым забором мы дразнили: «Детский сад, детский сад – половина поросят! Половина хрюшек, 25 лягушек!»

Сегодня хочется рассказать о другом. С благодарностью вспоминаю черный картонный раструб репродуктора на стене комнаты в коммуналке на Плющихе. Радио было другом, когда я оставался один. Из детских передач запомнился «Теремок» по пьесе Маршака. Наибольшее сочувствие вызывал Волк, пострадавший от своих при штурме ворот. Когда Лиса подбадривала соратников словами: «Слышишь, Мишенька, как досточки трещат?!», Волк горестно стонал в ответ: «То не досточки, то косточки трещат. Раздавил меня бессовестный Медведь, без обеда мне придется помереть».

В радиопостановке по сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», где все роли гениально озвучивал Николай Литвинов (1907–1987), запомнился дуэт жуликов-проходимцев Лисы Алисы и Кота Базилио: «Ох, спасибо, благодетели – бедных нищих вы заметили. По дорогам мы скитаемся, подаянием питаемся». (Многие помнят передачу следующих лет «Радионяня» с ведущими Николаем Литвиновым, Александром Лифшицем и Александром Левенбуком.)

Бюст Николая Гяурова в Велинграде (Болгария)
Бюст Николая Гяурова в Велинграде (Болгария)

Вечерами всей семьей мы любили слушать рубрику «Театр у микрофона», запомнились спектакли Малого театра «Горячее сердце» А. Н. Островского и «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого. В спектакле по Островскому веселый приказчик Гаврило пел под гитару: «Ни папаши, ни мамаши – дома нету никого, дома нету никого, полезай, милый, в окно». Далее по тексту песни следовало, что папаша, тайком от влюбленных спрятавшийся за дверью, выскакивал и стегал незадачливого кавалера плеткой. В пьесе Толстого впечатлило вероломство Годунова, когда он, поцеловав крест в том, что не обидит купцов – сторонников Шуйского, тут же тихо говорит своему сподвижнику Клешнину: «Узнай их имена и запиши». Конечно, ночью их всех «повязали злые опера». Клешнин у Толстого – зловещая фигура, он фактически готовит убийство царевича Димитрия. Вызвав бывалую женщину и сперва угрожая сжечь за былые вины, он направляет ее в Углич «блюсти царевича», но при этом многозначительно добавляет: «…Но если б что не по твоей вине случилось с ним… Он (т.е. Годунов. – И. С.) тебе того в вину бы не поставил!.. Никто не властен в животе и смерти, а у него – падучая болезнь!» (Когда Борис Годунов официально принял царство, то окольничий (это уровень замминистра) Андрей Петрович Клешнин ушел в монастырь под именем инока Левкия и умер в 1599 году.)

Когда я стал постарше и мы переехали в отдельную квартиру на юго-западе Москвы, у нас появился приемник с проигрывателем. Отец купил долгоиграющие пластинки с записями опер «Евгений Онегин», «Паяцы» и «Кармен». Любимой стала опера Леонкавалло, в Прологе пел Павел Лисициан, партию Канио исполнял болгарин Николай Гяуров. (А иногда я уже с интересом слушал на коротких волнах незабвенного Анатолия Максимовича Гольдберга, зная, что «есть обычай на Руси ночью слушать Би-би-си».)

Интересно заметить, как по-разному воздействует на нас опера и литературный первоисточник сюжета. Под музыку Чайковского мы слушаем Ленского, затаив дыхание: «Что день грядущий мне готовит?..» Читая Пушкина, мы видим, что стихи Ленского пародийны, Пушкин сравнивает их с бредом пьяного Дельвига на пиру и отмечает: «Так он писал, темно и вяло, что романтизмом мы зовем…» В опере заслуженный генерал Гремин поет:

 

Любви все возрасты покорны,

Ее порывы благотворны

И юноше в расцвете лет,

Едва увидевшему свет,

И опаленному судьбой

Бойцу с седою головой.

 

У Пушкина мы читаем:

 

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,

И обновляются, и зреют –

И жизнь могущая дает

И пышный цвет, и сладкий плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мертвой след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг.

 

Когда я читал новеллу Мериме «Кармен», мне показалось примечательным, что тореадора звали простым деревенским именем Лукас, от него было трудно ожидать куплетов человека с романтическим именем Эскамильо, а Кармен, по свидетельству ее возлюбленного Хосе, смеялась как крокодил.

Расхождения содержания оперы с литературным первоисточником не только не мешают, а скорее помогают нам оторваться от реальности и наслаждаться искусством. Опера «Евгений Онегин» была и остается одной из моих любимых опер. В прошлом году в Пало-Алто нас восхитили в «Евгении Онегине» наши замечательные певицы Ольга Чернышева (Татьяна, сопрано) и Анна Елизарова (мать Татьяны и Ольги, меццо-сопрано).

Иван СЕРБИНОВ
Саннивейл

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »