Татьянин день
Не помню, как давно и откуда все это повелось, но так уж сложилось: время от времени мне звонит Татьяна Протчева и говорит: «Сегодня четверг…» Я знаю: если звонит, значит, что-то необычное произошло или непременно должно случиться. Ее очередная выставка, например, либо презентация нового проекта, а то и просто – родилась некая идея. В любом случае, […]
Не помню, как давно и откуда все это повелось, но так уж сложилось: время от времени мне звонит Татьяна Протчева и говорит: «Сегодня четверг…» Я знаю: если звонит, значит, что-то необычное произошло или непременно должно случиться. Ее очередная выставка, например, либо презентация нового проекта, а то и просто – родилась некая идея. В любом случае, нужен умелый слушатель, «соучастник» творческого процесса. И нужен непременно в четверг – в придуманный или выбранный ею же «Татьянин день».
Так случилось и на этот раз, в один из мартовских четвергов. Оказывается, готовясь к светлому празднику весны – Пасхе, она, известный украинский мастер ручной вышивки, изобрела новый вид декора пасхального яйца – вышивку на скорлупе. И даже успела «вот только что» получить диплом «Книги рекордов Украины» в категории «Впервые»…
1. Благословлена на святое дело
Собственно, пасхальными яйцами, искусством их украшения украинцев удивить трудно. Чего стоит, скажем, хотя бы единственный в мире и совершенно уникальный в своем роде музей «Писанка», расположенный в одном из городов на западе страны – Коломые! Построенный в форме огромнейшего пасхального яйца и созданный специально для сохранения и экспонирования произведений писанковой росписи, он собрал в своей коллекции более 6000 образцов пасхальных яиц не только со всех регионов Украины, но также из многих стран мира. В экспозиции отображено орнаментальное, композиционное, колористическое богатство полихромной графики народов Европы, Азии, Америки. Некоторые образцы были изготовлены еще в XIX веке… Посетители музея, случается, впервые и с огромным интересом узнают: крашенками издавна называются пасхальные яйца, окрашенные в один цвет; крапанки – это если на общем цветном фоне обозначены пятна, полоски или крапинки иного цвета; яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами, – писанки…
Но как в таком случае называть пасхальное яйцо, исполненное в необычном декоре Протчевой?
По аналогии, наиболее подходящее слово здесь, пожалуй, – «вышиванка». Однако так издавна называют в Украине вышитые в национальных узорах мужские и женские сорочки… Правда, и работа Татьяны-вышивальщицы исполнена в традиционном украинском орнаменте-обереге «Безконечник» и в известной всему миру технической манере – «крестиком». Вышитые же точки на яйце символизируют начало жизни, в орнаменте использованы только красные и синие нити – традиционные цвета для прикладного искусства центральной Украины, на которых и выросла киевская мастерица. А вот и статистика ее рекорда: на работу ушло 30 часов суммарно чистого времени, 15 метров хлопковых ниток-мулине и одно яйцо размером 8х5 сантиметров, на котором сделано 288 дырочек и 167 стежков.
– Одно неосторожное движение – и все пропало, скорлупа лопнет, – рассуждаю я, разглядывая это рукотворное диво.
– Да, – соглашается Татьяна, – кроме того, необходим точный математический расчет. Но вы, наверное, запамятовали: у меня ведь высшее техническое образование…
Быть может, действительно, вышитое яйцо Татьяны станет началом нового жанра пасхального прикладного искусства и как образец самодеятельного творчества займет свое достойное место в том самом музее «Писанка» или еще в каких-то иных коллекциях. Но вот что уже известно наверняка: за эту новую работу мастерица принялась, как повелось в подобных случаях, именно в четверг. Она давно уже уверовала древним предсказаниям: начатое в четвертый день недели дело непременно будет иметь наивысшее покровительство, а главное – успешное завершение. Тем более, что идея вышитого пасхального яйца появилась не на пустом месте: она стала как бы логическим продолжением одной из центральных тем самодеятельного творчества Протчевой – библейской.
…Как-то в Японии она повстречалась с местной мастерицей-вышивальщицей и та подарила Татьяне узелок светящихся шелковых нитей.
– Это был невероятный подарок, чрезвычайно редкостный материал! – вспоминала Татьяна. – Однако ночью меня ожидало еще одно потрясение: проснувшись в гостиничном номере, я вдруг заметила, что на столе что-то очень ярко светится. Я испугалась, но быстро сообразила: это – оставленные там нити. Позже оказалось: они пропитаны каким-то особенным составом, который светится в темноте, такой свет никогда не гаснет и не тускнеет…
Открытие побудило ее незамедлительно приняться за воплощение давней мечты – вышивание икон. До сих пор она не имела такой возможности, да и не решалась на такое дело. Не хватало подходящего материала, но главное – Татьяна боялась браться за довольно необычную работу, не чувствовала в себе необходимого душевного состояния. Но после японских ниток подвернулся еще один благоприятный случай: довелось побывать на аграрной выставке в Израиле, тамошние ее организаторы подсуетились, и украинская делегация вне программы посетила святые места Иерусалима.
– Домой я вернулась с огромным впечатлением, как будто крылья выросли у меня, как будто кто-то подталкивал: «Вышивай, вышивай иконы!..».
Татьяна тут же побежала во Фроловский монастырь на киевском Подоле, получила благословение на святое дело. Так в ее творческом собрании появился новый тематический цикл, а в нем – самая ценная работа – икона. Христос изображен в терновом венце: светится образ Иисуса, его венец и прядь волос… Божественное диво, исполненное руками и вдохновением Протчевой, но с помощью светящейся японской нити.
С той самой поры она обращается к библейской теме постоянно, а каждый ее стежок – это «контакт с абсолютом». При этом вышивальщица старается очень экономно использовать светящуюся нить, ведь аналогичного материала до сих пор найти не может. По этой же причине и «Тайную вечерю» задумала в монохромной манере, где всего четыре цвета ниток, но все же вышитая картина светится и переливается даже в темном помещении…
В канун минувшего Нового года, когда в украинском парламенте разгорелся большой скандал и дело дошло до рукопашной, Татьяна Протчева пришла туда с собственноручно вышитой (на домотканом полотне, эксклюзивным авторским шрифтом) «Молитвой о мире» святого Франциска. Предлагая ее депутатам, она желала, чтобы та удивительная атмосфера любви, добра и мира, которую создал вокруг себя один из самых знаменитых христианских святых, воцарилась и в сессионном зале.
Трудно сказать, что больше повлияло тогда на депутатов – искусство вышивальщицы или имя святого Франциска. Однако факт остается фактом: на следующий после драки день в Верховной Раде произошел беспрецедентный случай – был зарегистрирован законопроект, в котором предлагалось перед началом пленарных заседаний исполнять хором молитвенное песнопение: «Боже, великий единый…».
Но лично мне, когда вспоминаются те зимние события, на память приходят слова из популярной некогда песни:
«Была зима белым-бела, мела метель
В Татьянин день, в Татьянин день…»
2. «Кто в четверг до восхода солнца умоется…»
Мы живем в такое время, когда в магазинах можно купить практически все. Кажется, прошли те времена, когда девушки вышивали красивые узоры, плели кружева или вязали салфетки для того, чтобы украсить свое жилище или подарить рукодельное великолепие близким на праздник. Но, глядя на «старомодные» любительские занятия Татьяны, понимаешь: это не совсем или даже далеко не так. Рукоделье нынче на пике популярности, и каждый приходит к нему своим собственным путем, каждый находит в нем свой личный мотив. А вот, глядишь, проходит какое-то время и очень личное чье-то увлечение становится интересным или даже поучительным для многих.
Когда несколько лет назад я познакомился с Татьяной Протчевой, то знал о ней лишь то, что свою первую авторскую разработку – вышитый галстук – она подарила Президенту Украины, а мэр японского города Хадзу, примерив на выставке такое творение ее рук, не захотел с ним расставаться.
Чуть позже понял: для нее вышивка – настоящее материнское благословение. Она, киевлянка, с детства росла в атмосфере рукоделья: мама Татьяны была учительницей математики и, кроме того, вела в школе кружок художественной вышивки, хотя кружковцы чаще занимались у них дома. Тогда же и первые работы юной Танюши появились на школьных выставках. Но потом детское увлечение на многие годы «спряталось» за учебой в институте, воспитанием сынишки, хлопотными занятиями по службе…
– Вдруг наступило «прозрение», – вспоминала Татьяна на одном из «наших» четвергов. – «Восстанавливаться» начала с маленьких работ – вышивала цветы, небольшие композиции…
Расшитые национальным орнаментом мужские галстуки стали ее первым авторским ноу-хау, неожиданно оказались прекрасным элементом делового и классического костюмов. Хотя первый такой галстук она придумала исключительно для сына. А тот, вернувшись в нем со школы, радостно сообщил: «Мама! Все ребята и девчонки сказали, что это – супер!..» Так началась целая серия не только мужских, но и женских галстуков и «бабочек», в которых искусно «осовременены» национальные узоры.
На это соединение национальных истоков с настоящим в творчестве самодеятельной мастерицы обратил внимание поэт-академик, Герой Украины Борис Олийнык, когда открывал выставку Протчевой в помещении возглавляемого им Украинского Фонда культуры: «Все лучшее из наших нынешних приобретений в искусстве, эстетике и духовной жизни впишется, в итоге, в единый культурный процесс народа. И каждый из нас, «переварив» все это вместе, создаст для себя масштабный и вполне конкретный образ Человека Прекрасного, Человека Совершенного во всем…»
Кстати, на той самой выставке Татьяна действительно представила «все лучшее» из собственного творчества. Рядом с уже известной читателю библейской серией можно было увидеть, к примеру, не менее удивительный цикл вышитых картин «Времена года». Или одно из самых последних увлечений Протчевой – внушительную коллекцию кукол-украинок.
– Как-то в магазине я увидела маму с дочкой, девочка просила: «Купи мне куклу-украинку…» Но таковой тогда не оказалось, не замечала я таких и в других местах, – поясняла Татьяна посетителям выставки.
А вот идею создания вышитых поздравительных открыток, приглашений, стильных аксессуаров, елочных игрушек и многих других современных спутников наших будней и праздников, но (опять же!) украшенных национальными узорами, Протчева привезла из США и Китая, где также побывала со своими работами.
– Меня поразило, – вспоминала вдохновенно Татьяна, – что очень многие в Китае, как и я, занимаются таким же рукодельем. Люди вышивают где угодно: в метро и автобусах, на остановках городского транспорта, в парках или просто сидя на лавочке у дома. Свои национальные орнаменты вышивают и женщины, и мужчины.
Там же, в Китае, на международной выставке «Экспо», состоявшейся осенью прошлого года, родилась еще одна идея мастерицы – создать вышитую вручную карту мира. Ее предназначение – протянуть «нити дружбы» в прямом и переносном смысле слов между народами, а также ближе познакомить мир с историей и культурой украинского народа. Многочисленным участникам и гостям «Экспо» было предложено на вышитой Протчевой карте Украины собственноручно оставить свой стежок-«автограф» или даже вышить название и контур своей страны – знак того, что наши границы всегда открыты для друзей.
Эта идея, впрочем, появилась не на голом месте: пару лет назад Протчева была в числе организаторов национальной вышивки «Рушник единства». Тогда 1100 мастериц со всех регионов Украины в течение года вышивали девятиметровое домотканое полотно. Татьяна потом рассказывала:
– Когда я вышила несколько «своих» листиков, на душе сразу же стало как-то спокойно, тепло – такая энергетика была в том рушнике.
Поэтому со свойственной ей энергией принялась организовывать вышивку «Рушника единства» одного из районов Киева, в котором «по совместительству с творчеством», как сама шутит, заведует районным бюро приватизации. А теперь уже мечтает с помощью художественной вышивки объединить украинцев всего мира и как можно больше рассказать миру о своей стране.
– К сожалению, мир знает о нас очень мало. Поэтому на вышитой карте Украины даже названия своей страны и ее городов делаю латиницей…
…За несколько минувших лет творческих идей у Протчевой накопилось столько, что она решила все их собрать в одном музее – собственном. Назвала его международным, ведь, кроме авторских работ, составляющих основную часть экспозиции, он впитал в себя и богатства других народов мира. Но вот что особенно интересно: музей обосновался в небольшой квартирке ее мамы после того, как та ушла в мир иной. Получилось так, что квартира, ставшая много лет назад школой художественной вышивки для кружковцев-рукодельниц и самой Татьяны в ее юные годы, нынче знакома многим киевлянам не только как собственно музей, но и как место, где хозяйка проводит уже свои собственные мастер-классы.
Она любит повторять:
– Особенно удается вышивка тем, кто дружит с математикой: чтобы в рисунок не закралась ошибка, нужен скрупулезный математический расчет. Ведь в работе очень важно подобрать нитки, точно просчитать количество клеточек на полотне…
Клеточки, понятно, – для крестиков. А вот косой крестик – техника в вышивке очень древняя и распространенная не только в Украине, но и во всем мире. Но, с другой стороны, Татьяна уверена: украинские вышивки – очень мощные обереги, в нашем национальном орнаменте – довольно сильное цветовое сочетание. Она очень любит темно-синий цвет на белом фоне. Такие вышивки называют «постными» – женщины надевают их исключительно в дни постов. Но предпочтение мастерица отдает красному и черному цветам. Сама часто надевает какую-нибудь выполненную ею же вещь. А может одеть к свадьбе в стильное национальное убранство и невесту с женихом. И уж непременно – вышить уникальный венчальный рушник, в котором каждый стежок – символ, а сам он весь – тот самый оберег огромной силы и очень доброй энергетики.
Вот еще несколько примечательных конспективных строк, вынесенных из мастер-классов Протчевой. Скажем, практически каждую свою работу она дополняет натуральным декором. Если на картине вышиты, например, цветы, то в рамку кладет также их натуральные семена. Когда же изображена птичка на ветке дерева, то уголок работы украшается небольшим кусочком коры. Или вот совсем уж оригинальная авторская визитка: прежде чем взять в рамку и застеклить вышитую картину, Татьяна оставляет на ней вместо собственного автографа заколотую иголку с протянутой в ее ушко ниткой.
Но, пожалуй, самое главное в творческом «механизме» Протчевой вот что: она по-прежнему кланяется «своему» четвергу и свято верит «всезнающему» Далю: «Кто в четверг до восхода солнца умоется…»
– Люблю подниматься очень рано – сразу после пяти часов. Утренний свет благотворно влияет на глаза и душу, вокруг тишина и творческая благодать. При этом всегда начинаю новую работу или какое-то дело исключительно в четверг. И всегда работаю только в хорошем настроении, в добром душевном состоянии. Верю, что энергетика самочувствия передается моим работам…
Наверное, нужно уметь принять, как Божью благодать, счастье творческого вдохновения и труда. Но если оно подарено Татьяне, значит, она должна постоянно над собой работать, чтобы, не дай Бог, не потерять его.
* * *
… На днях опять позвонила Татьяна: «Сегодня четверг…» На этот раз она напела мне знакомую и очень душевную песню из репертуара народной артисткой Украины Нины Матвиенко «Квiтка-душа». Оказывается, вместе с певицей Татьяна придумала вышить одноименную картину: на белом фоне – огромный подсолнух, а затем вместе с Матвиенко представить его, этот негласный символ-герб Украины, на суд зрителей.
Я знаю: Татьяна всегда очень любила и любит вышивать цветы. Но, увы, пока мне всё же не дано представить ее будущий подсолнух – новое и, без всякого сомнения, великолепное в недалеком скором творение. Поэтому на нашей четверговой встрече на память мне опять приходят слова все той же, популярной некогда, песни:
«…цвела весна, звенел апрель,
в Татьянин день, в Татьянин день, в Татьянин день…»
Владимир СТУПАК
г. Киев, Украина