Судьба солдата Воццека

Share this post

Судьба солдата Воццека

Об австрийском композиторе Альбане Берге и его опере «Воццек» я слышал и читал много, слушал эту оперу «живьём» и в записях, но по-настоящему сумел постичь и оценить её только недавно, когда она была исполнена в концертном варианте Лондонским Филармоническим Оркестром под управлением выдающегося финского дирижёра и композитора Эса-Пекка Салонена в Зеллербах-Холле. Серые будни человека в […]

Share This Article

Об австрийском композиторе Альбане Берге и его опере «Воццек» я слышал и читал много, слушал эту оперу «живьём» и в записях, но по-настоящему сумел постичь и оценить её только недавно, когда она была исполнена в концертном варианте Лондонским Филармоническим Оркестром под управлением выдающегося финского дирижёра и композитора Эса-Пекка Салонена в Зеллербах-Холле.

Серые будни человека в серых обстоятельствах в сопровождении «серой» же, но, в то же время, чрезвычайно выразительной музыки. И только сейчас я сумел постичь трагедию безысходности этого забитого жизнью человека, в жилах которого текла настоящая кровь, и сердце которого билось так же, как у всех нас. Сюжет оперы базировался на подлинном факте, почерпнутом из газет: солдат Войцех убил из ревности свою возлюбленную. В реальной жизни солдат был казнён, тогда как у Альбана Берга Воццек погибает.

Не уверен, что большинство читателей знакомы с содержанием оперы, поэтому приведу краткое изложение сюжета. Действие происходит в начале XIX века в провинциальном немецком городке, где все знают друг друга и всё друг о друге. Раннее утро. Угрюмый солдат Воццек (баритон Йоган Ройтер) бреет Капитана (тенор Питер Хоар), который, от нечего делать, упрекает солдата в отсутствии морали: он и Мари (сопрано Анжела Денок) – родители внебрачного сына. Отмалчивающийся  Воццек заявляет, наконец, что он слишком беден, чтобы следовать морали.

Лондонский Филармонический Оркестр
Лондонский Филармонический Оркестр

В предвечерний час в поле Воццек и его приятель, солдат Андрес (тенор Джошуа Элликот), рубят кустарник. У Воццека возникают таинственные зловещие видения. Охваченный ужасом, он спешит к Мари. Та стоит с ребёнком у окна и кокетничает с привлекательным Тамбурмажором (главным барабанщиком, тенор Хуберт Францис) проходящего мимо военного оркестра. Внезапно появляется охваченный смятением Воццек, который рассказывает Мари о своих видениях, а потом поспешно уходит.

Чтобы заработать немного денег, Воццек соглашается стать подопытным субъектом в исследованиях Доктора (бас Тижл Фавейц): он рассказывает ему  о своих галлюцинациях, и тот, не скрывая удовольствия, объявляет солдата душевнобольным. Вечером к дому Мари приближается Тамбурмажор. После некоторых колебаний Мари впускает его к себе. Утром она любуется перед зеркалом серьгами, подаренными ей ночным гостем. Появляется Воццек. Мари говорит, что нашла серьги на улице. Он верит, передаёт ей заработанные деньги и уходит.

Воццек встречает на улице беседующих Капитана и Доктора. Заметив своего брадобрея, Капитан с удовольствием намекает ему на измену Мари. Солдат  потрясён и унижен. Улица перед домом Мари. Пытаясь добиться у молодой женщины признания в неверности, ее возлюбленный замахивается на неё кулаком, но она останавливает его: «Лучше нож в моём теле, чем чья-либо рука на мне». С этого момента мысль о ноже не оставляет Воццека. Сад около трактира поздним вечером. Обманутый солдат замечает Мари, танцующую с Тамбурмажором, его охватывает смятение. Незаметно подкравшийся к нему Юродивый (высокий тенор Харри Никол) возвещает: «Я чую кровь». Ночь в казарме. Воццек не может заснуть. Входит пьяный Тамбурмажор, хвастает своими любовными похождениями, дразнит неудачливого соперника и затевает с ним драку. Избитый и окровавленный Воццек лишь мрачно замечает: «Одно к одному».

Мучимая раскаянием, Мари читает ночью библейский рассказ о Марии Магдалине. Она обеспокоена: уже два дня Воццек не приходит к ней. В мрачном предчувствии поёт она песню о ребёнке, оставшемся  без родителей. Вечерние сумерки. Воццек и Мари идут по лесной дороге вблизи пруда. Почуяв недоброе, Мари хочет вернуться в город, но Воццек  удерживает её. Восходит луна. Воццек  внезапно выхватывает нож и убивает Мари.

Ночной трактир. Пытаясь забыться в шумном веселье, Воццек лихо пляшет, но люди замечают кровь на его руках и одежде. Он снова  бежит к пруду, чтобы спрятать улику – нож, оставленный на месте преступления. В призрачном свете луны Воццек находит нож, забрасывает его в воду и, чтобы смыть с себя кровь, заходит всё глубже, глубже – и тонет, засасываемый трясиной.

Утром у дома Мари играют дети, среди них – сын Мари и Воццека. Кто-то из детей вбегает с вестью, что у пруда найден труп Мари. Все спешат посмотреть на убитую, а её сын, не понимая смысла случившегося, скачет за ними верхом на палочке.

В двадцатые годы 19-го столетия внимание прессы было привлечено к судебному процессу в Лейпциге по делу об убийстве на почве ревности неким Войцехом своей возлюбленной. Молодой и чрезвычайно талантливый человек, по имени Георг Бюхнер, под впечатлением  этой истории написал пьесу, по мотивам которой через много лет молодой композитор из Вены, Альбан Берг, сочинил либретто и создал затем оперу «Воццек», поразившую современников новизной музыкального языка и драматических приёмов. В 1927 году известный композитор и музыковед, академик Б.Асафьев, назвал её «жутким зеркалом эпохи». Как композитор, Берг сформировался под влиянием многих современных ему музыкантов, в особенности Шёнберга. Другой известной оперой Берга является «Лулу».

«Воццек» – одно из самых сильных по воздействию произведений оперного искусства ХХ века. Публика в Зеллербах-Холл стала свидетелем  безупречного постижения развернувшейся на сцене музыкальной трагедии в исполнении лондонского Филармонического Оркестра, вот уже четыре года возглавляемого Эса-Пекка Салоненом, и сильного состава солистов. До этого Салонен в течение 17 лет руководил Симфоническим  оркестром Лос-Анджелеса, превратив его в один из лучших оркестров США. Стремясь передать скрытые душевные переживания  персонажей, Берг почти полностью отказался от привычных форм вокальных партий, таких, как ария или речитатив, часто заменяя их  организованной и меняющейся по высоте декламацией и  прибегая к стилю так называемой атональной музыки. Оркестр чутко реагировал на малейшие нюансы поведения действующих лиц. Часто композитор прибегает к гротеску. Опера построена в виде серии разрозненных эпизодов, создающих в итоге цельную картину унижений и душевных страданий маленького человека, причинённых жизнью.

Эса-Пекки Салонен
Эса-Пекки Салонен

Cолисты выступали в собственных концертных костюмах, выходя на авансцену в нужные моменты и покидая подмостки после завершения эпизода. Но силу воздействия этих «концертных номеров» на публику трудно переоценить. Очень выразительно пел и исполнял партию Воццека Йоган Ройтер. Каждый эпизод оперы привносил новые черты в образ этого страдающего и чистого душой человека, забитого нищетой, окружённого безразличием, презрением и предательством. Вокально и сценически Ройтер был на высоте.

Прекрасное впечатление произвела Анжела Денок. Её полётный и яркий голос и тонкая нюансировка исполнения сложной и во многом противоречивой партии Мари помогли ей создать столь же противоречивый образ своей героини. Хорошо удался образ Тамбурмажора тенору Хуберту Францису. Обаятельный и наглый жизнелюб, безжалостный и сильный характер, понуждающий женщин сдаваться без видимого сопротивления, – таков этот покоритель женских сердец, сыгравший решающую роль в трагической судьбе Воццека.

Питер Хоар был очень органичен в партии Капитана, сумев достоверно передать противоречивые черты этого провинциального служаки. Сплетником и моралистом, льстецом и солдафоном одновременно предстает он перед зрителями. Сценически Доктор  (Тижл Файвейц) был вполне приемлем, но его небольшой голос терялся в Зеллербах-Холле, так что  впечатление от его исполнения осталось двойственным.

В постановке принимали также участие Камерный хор Бёрклийского университета под руководством Марики Кузма, участники  детского хора из Пидмонта (артистический директор Роберт Гири, аккомпаниатор Сью Болин) и члены Симфонического оркестра Бёрклийского университета (руководитель Дэвид Майлнес). Но главным «действующим лицом» оперы был Лондонский Филармонический Оркестр под руководством Эса-Пекки Салонена. Звучание оркестра создавало так необходимую музыкальную атмосферу, на фоне которой и с помощью которой разворачивались трагические события оперы.

Хотелось бы почаще встречаться с Салоненом и руководимыми им коллективами. Выдающийся современный композитор, он оставил Симфонический оркестр Лос–Анджелеса ради того, чтобы уделить больше внимания сочинению музыки, но прежние контракты не позволяют ему делать это в полной мере. Сейчас он делит своё время примерно поровну между исполнительской и композиторской деятельностью.

Х.АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »