Стыд, честь и совесть

Share this post

Стыд, честь и совесть

При жизни моего поколения (я родился в 1962 году) мир изменился до неузнаваемости. Интернет, забравшись под черепную коробку и кожу нашего современника, произвел революцию, подобную, быть может, книгопечатанию. Мобильный телефон перевернул представление о связи, ее скорости и качестве. Неумение водить автомобиль резонно относят на счет сверхснобизма. Но нас, как и булгаковского Воланда, «не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая …– аппаратура». Нас по старинке занимают люди: изменились ли они за полвека внутренне?

Share This Article

Свершилось самое страшное из аутодафе –

сожжение фиговых листков.

М. Алданов

Попытаемся дать ответ на этот важнейший вопрос без брюзжания и ворчливости, что непросто, ибо самый предмет нашего разыскания подталкивает именно к брюзжанию. Мы же будем по возможности беспристрастно размышлять, исходя из не бесспорного, но разумного представления о том, что скелет человеческой личности на протяжении веков составляли стыд, честь и совесть.

Стыд


Стыд определяют как своего рода страх дурной славы,

 и он доходит почти до

такой силы, как страх перед ужасным…

Аристотель, «Никомахова этика».

Итак, по Аристотелю, стыд – страх дурной славы. Понятие стыда изменилось со времен Аристотеля, но социальный его характер не изменился. Стыд – понятие коллективное, кооперативное (есть стыд перед самим собой, но это – совесть, о ней речь впереди). Стыдно то, что принято считать постыдным в данном обществе. В Испании верхом непристойного полагался вид дамской щиколотки. Разумеется, кавалеры лезли из кожи вон, дабы увидать запретное. Уже Монтень осознавал социальный характер стыдливости.

И вот мне кажется, что именно представление о стыде оказалось порушенным в наибольшей степени. Вернемся к Аристотелю: стыд – страх дурной славы. Но дело в том, что в век империи средств массовой информации нет дурной славы. Всякая слава хороша, лишь бы писали. Скандал вокруг президента США, тискавшего под императорским столом Монику Левински, добавил очков обоим и отнюдь не помешал Клинтону завершить каденцию.

Аристотель

Многое должно было измениться в представлении израильского общества о позорном, чтобы стали возможны излияния на митинге (!) матери четырех детей, в подробностях поведавшей, как именно ее употреблял полицейский генерал.

Непросто и сформулировать, что же в современном светском обществе считается постыдным. Никакое сексуальное извращение не срамно. Более того, оно скорее придает своему носителю шарм и лоск. Это только допотопные, странные люди в лапсердаках и шляпах продолжают долдонить: «Мерзость это перед Господом твоим».

Разумеется, религиозное население пытается хранить ветхозаветную стыдливость. Стыдливость и милосердие, согласно традиции, отличали учеников Авраама. И вот еще уместное изречение: «И сказал Раби Ханан, сын Рава: Каждый знает, зачем невеста входит в брачный покой. Но никто не говорит об этом пошлости (Ктубот, 8Б)». Так ли уж никто? Стыдливому человеку сегодня приходится туго, только уворачивайся и затыкай глаза и уши. Алданов еще перед Второй мировой войной заметил, что если вектор развития искусства не сменит направления, то похождения леди Чаттерлей вскорости будут выглядеть мемуарами тургеневской девушки. Как в воду глядел.

Да, планка стыдливости религиозного населения на фоне всеобщей распущенности удерживается достаточно высоко. Однако представления о постыдном претерпели изменения и у верующих. Отнюдь, оказывается, не стыдно жить на счет общины. Не стыдно и сплавить пожилых родителей в дом престарелых. Двадцать лет назад, признаваясь в том, что родители пребывают в богадельне, даже не слишком нравственный человек сгорал со стыда. Вчерашнее постыдное – сегодня общепринятое. Милосердие охотно перепихивается на социальные структуры, теряя свое содержание: какое уж сердце у государственного учреждения? Светское и религиозное население равно охотно прибегает к помощи богоугодных заведений, но ведь от верующих ждешь большего.

Аристотель полагал стыд столь же сильным чувством, как и страх перед ужасным. Стыд действительно сродни страху, а современному человеку очень хочется избавиться от страха. Вместе с прочими видами страха за борт оказался вышвырнут и стыд. Напомним лишь о том, что именно стыд решительно выделяет человека из животного царства. Животные, в самом деле, прекрасно без него обходятся.

Честь

Честь исключительно корпоративна. Нет чести вообще, но есть честь офицерская, родовая, сословная. Офицеру во все времена было прекрасно известно, какие вещи совместимы с мундиром, а какие – нет. Причем почти всегда неписаный кодекс чести обязывал сильнее писаного. Честь и стыд – родственники. Перечтем сцену прощания старика Болконского с сыном: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно». Семейство Болконских – воплощенная честь, бесчестное поведение постыдно.

«Осрамить» и «обесчестить» – глаголы достаточно близкие. Близкие, но не тождественные. Честь все же генетически связана с почестями и славой, не в последнюю очередь военной. Современная война ни для славы, ни для чести большого простора не оставляет, в ней не до кавалерийских атак. Впрочем, и былая офицерская честь – загадочная штука.

Старику Болконскому вряд ли было бы стыдно, если бы он узнал, что его сын перепортил дюжину деревенских девок. И Вронскому было прекрасно известно, что долг долгу рознь: карточный долг священен, а долг портному может и подождать. Русская литература хорошо подкопала под сословную честь, справедливо полагая, что грань между честью и спесью весьма условна. Но русским классикам и в голову не приходило, что представление о чести исчезнет как таковое. Чехов был начисто лишен чванства, но в ответ на упрек В.М. Лаврова в беспринципности Чехов пишет резкое письмо с разрывом «даже обыкновенного шапочного знакомства». Сегодня, кажется, и повод для решительного разрыва знакомства придумать невозможно.

Начиная с Французской революции, сословным перегородкам приходится все более и более худо. К началу XXI века снос кастовых переборок, кажется, завершен вполне. Нет ни сословий, ни мундиров. Пришел конец и чести. Впрочем, нет: налицо черно-белый религиозный мундир. И людям, носящим его, известно, какие вещи совместимы с этим мундиром, а какие – нет. Другое дело, что не все и не всегда ведут себя «в кодексе», но на то его носители и живые люди. Однако же и светскому населению, глядящему на черно-белую униформу, вопреки политкорректности, с отвращением, тоже отлично известно, к чему этот кодекс обязывает. И человек светский требовательно ждет от хозяина мундира адекватного поведения.

Есть еще одна область человеческого духа, в которой честь, несмотря на все усилия левого кампусного истеблишмента, пока выжила, и эта область – наука. Грандиозные успехи науки во многом обусловлены пронизывающим ее духом корпоративной чести. Не только фальсифицировать результаты, но и переливать в статьях из пустого в порожнее – бесчестно, постыдно. Срамно быть профессором, ничего в науке не сделав. Научная этика поддерживается суровым судом научного реферирования и рецензирования (весьма сходным с офицерским судом чести). Суд ученого сообщества, беспощадный к фальсификаторам и презирающий бездарей, эффективен. Все-таки количество заведомых жуликов в науке невелико.

Под корпоративную научную честь небезуспешно роет подкоп политкорректная шушера. В самом деле, где же будет печататься несчастный «палестинский» (суданский, гаитянский…) ученый, если отвратительные научные сатрапы-рецензенты стоят на страже научных журналов и не пропускают вдохновенные бредни представителей слаборазвитых народов на свои страницы? И учреждаются бесчисленные засоряющие информационное пространство open access журналы, в которых можно печатать любую чушь.

Представление о чести неотделимо от представления о высоких образцах, достойных подражания, образцах, отмеченных печатью подлинности, истины. Обратим внимание на то, что «честный» и «приверженный истине» – синонимы. Но если арифметика Маори столь же ценна, как и геометрия Лобачевского, а «Времена года» не имеют преимуществ по сравнению с тамтамом, в чем нас пытаются убедить адепты политкорректности, то нет места ни высоким образцам, ни Истине.

Умертвив окончательно честь, мы подпишем приговор и Истине.

Сегодня проверка достоверности научных результатов зачастую затруднительна, я должен поверить на честное слово, что коллега на самом деле измерил или просчитал публикуемый им результат. Декарт обучал туповатого дворянского отпрыска геометрии и никак не мог вдолбить ему одну из теорем равенства треугольников. В конце концов недоросль взмолился: «Господин учитель, Вы дворянин – и я дворянин. Не мучьте меня, дайте мне честное дворянское слово, что эти треугольники равны, и я Вам тут же поверю». Так вот, нам часто приходится верить на честное ученое слово, что результат в самом деле получен. И ни на чем, кроме корпоративной научной чести, это доверие основано быть не может.

Совесть

В сравнении со стыдом и честью совесть кажется наименее пострадавшей. Для этого есть веские основания: совесть индивидуальна. Современное либеральное общество, пестуя индивидуализм, закономерно обращается к совести, способности человека к внутренней самооценке. Русское слово «совесть» – калька с греческого conscientia. Но вот интересный вопрос: а была ли известна древним грекам совесть в современном ее значении? Именно так формулирует вопрос выдающийся знаток античности В.Н. Ярхо: «Была ли у древних греков совесть». И определенно отвечает на этот вопрос: нет. «Совесть … предполагает самооценку героя, не зависящую от осведомленности окружающих о его поступке»… Греки же судили себя «не по внутренним стимулам, а по объективному результату (Федра, Геракл)» либо стремясь «избежать всякой ответственности – и перед коллективом, и перед собой (Орест, Гермиона). Совесть и в том, и в другом случае оказывается ненужной – как самим героям древнегреческой трагедии, так и ее создателям» (В.Н. Ярхо).

Мы очень плохо себе представляем обыденную жестокость античности. Читая Светония, можно составить себе некоторое представление о повседневном зверстве, царившем в Риме. При этом и греки, и римляне напряженно размышляли на нравственные темы. Платон, Аристотель, стоики оставили по себе тщательно разработанные этические системы, так или иначе разумно обосновывавшие мораль.

Платон

Крах античной культуры был связан именно с невозможностью разумного обоснования нравственности.

«Конечно, по привычным для нас критериям Калигулу или Нерона следовало бы считать нравственными уродами. Однако возможны иные критерии, по которым их поведение может оцениваться очень высоко, – таким критерием мог бы быть, например, образец стоического мудреца, который, как повествует Диоген Лаэртский, был настолько свободен, что не считался ни с какими законами, а при случае мог съесть и человеческое мясо… В пределах рационально обосновываемой морали невозможно обозначить рамки, которые могли бы препятствовать тому, чтобы сексуальные наслаждения переходили в кровосмесительную связь, практическая целесообразность – в повседневные убийства» (А.А. Гусейнов, «Мораль и Разум»).

В пределах рационально обосновываемой морали нет места и феномену совести. Совесть замкнута на представление о грехе, а в рационально обосновываемой морали нет грехов, но есть нежелательные поступки. А с чьей точки зрения нежелательные? Перечитайте замечательный роман Жаботинского «Пятеро». Один из его героев спит одновременно с матерью и ее дочерью. И ежели предположить, что никому от этого вреда нет, а одно удовольствие, то затруднительно разумно объяснить, отчего это нельзя. Применение современных противозачаточных средств еще более упрощает ситуацию, предупреждая возможные нежелательные последствия подобной жизни втроем. Герой этой истории резонно спрашивает: «Почему нельзя?» Если все это не грех, то очень даже можно. Нам вновь приходится возвращаться к замшелой, но не отменяемой формуле: «Мерзость  это перед Господом твоим».

Совесть неотделима от представления о неподкупном взгляде, пронизывающем человеческую душу до дна. Внутренняя самооценка, болезненная и мучительная (морально здоровый человек должен иметь больную совесть), порождаемая этим взглядом, покоится на представлении о грешном и недостойном. Если связать ощущение греха с неврозом, как нам предлагают психологи, то от совести не останется и следа.

«Для того чтобы поставить заслон губительному гедонизму и надежно гарантировать моральную добродетель, надо было изыскать для нее иные, более прочные и незыблемые основы, чем те, которые предлагал познающий разум. Античность нашла их в религии маленького восточного народа, затерявшегося во владениях великой империи» (А.А. Гусейнов, «Мораль и Разум»). Афины пришли на поклон к Иерусалиму. Вот что любопытно: совесть – еврейское изобретение, но для нее не нашлось в иврите Танаха подходящего слова. «Мацпун», обозначающее совесть в современном иврите, – новейшего происхождения. В Псалмах и Талмуде, однако, упоминаются «мучения почек» в смысле, адекватном нашему пониманию совести. Таким образом, местоположение совести в человеческом организме – почки. В самом деле, ведь именно почки, не сердце, отделяют дурное от хорошего.

***

Мне не известно, что сегодня может поставить заслон гедонизму, но расцвет радикальной религиозности, закономерно устрашающий либеральный бомонд, связан в первую очередь с ощущением «так жить нельзя». Нельзя жить без чести, стыда и совести. Сегодняшнее процветание Запада более всего напоминает полвека, предшествовавшие Первой мировой войне. Тогда тоже телеграф, телефон, электричество, железные дороги и прочая аппаратура изменили оболочку жизни человеческой жизни до неузнаваемости. Дело оставалось за малым: следовало изменить душу, просветить народ. И народы, у которых отняли мелочи – Бога, стыд, честь, совесть, – выдав взамен таблицу умножения, оказались способны на многое.

Столь многое, что между 1914-м и 1945 годами недосчитались сотни миллионов жизней. Элите стало ясно, что одной таблицей умножения не обойтись, надо добавить в народную корзину вполне по-римски сладкие булочки, развлечения и эротический рай. Не хочется каркать, но сладких булочек на всех может и не хватить. Глядя на современную западную цивилизацию, невольно задаешься вопросом: а чем все это еще держится? Интеллектуальные гуру демонтировали уже все святыни, попадавшие в их поле зрения. Один из возможных ответов таков: инертностью народных масс, по косной привычке сохранивших некоторые фундаментальные представления о жизни и фундаментальные же запреты. О массе по справедливости сказано много скверного. Но упорное, тупое нежелание пересматривать взгляды на то, что такое хорошо и что такое плохо, в ситуации, когда сами эти слова утратили смысл, оказывается спасительным.

Эдвард БОРМАШЕНКО

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »